1 сентября предъюбилейный 239-й сезон Ульяновский театр драмы им. И.А. Гончарова открыл неожиданно и ярко. Во-первых, потому что в премьерном спектакле вышла на сцену вся труппа. Включая народных и заслуженных даже в небольших ролях. А во-вторых, для новой постановки актёр и режиссёр Максим Копылов выбрал не самую известную пьесу редко появляющегося на современной театральной сцене Владимира Маяковского.
Формальный повод – 95-летие написания самой пьесы «Баня», которая в версии ульяновского драматического превратилась в «Константу», написанную в английской транслитерации. Название своей сатирической трагикомедии с цирком и фейерверком сам Маяковский со свойственным ему юмором в 1929 году объяснял так: «Просто баня — это единственное, чего в этой пьесе нет».
Нет и не могло быть в ней ностальгии по советскому будущему, которое тогда только наступало. В спектакле Копылова – есть. Режиссер утверждает, что ставил про назад в будущее. Не зря же один из персонажей – вылитый эксцентричный док Эмметт Браун из одноимённой кинофраншизы.
Но реалии получились настолько убедительными, сиюминутными и своевременными, что новому спектаклю скорее подойдёт жанровое определение – вперёд в прошлое. Особенно, когда начинается спектакль в спектакле и прямо в зрительном зале появляется что-то вроде зрелищной комиссии цензоров. И хотя знаешь актёров по именам, не оставляет ощущение, что спектакль прямо сейчас запретят, а публику попросят на выход. Настолько органично и убедительно. Даже те, кому по барабану и Маяковский, и классический театр, премьеру стоит увидеть потому, что как раз ни Маяковского, ни классического театра там нет. Зато есть масса симпатичных придумок, аттракционов и трюков.
Например, к месту появляющаяся и узнаваемая музыка из фильма «Гостья из будущего». Рефреном, конечно же, «Прекрасное далёко». Или эксцентричное трио Свобода-Равенство-Братство + Капитализм, в ролях которых от души хулиганят премьер театра Николай Авдеев и народные-заслуженные Зоя Самсонова, Ирина Янко и Людмила Даньшина. А главное – здесь есть теплая и уважительная с песнями, танцами и юмором ностальгия по не так уж далеко ушедшему советскому прошлому. Как для старшего поколения, которое его ещё помнит, так и для молодых, которые думают, что всё про то время знают. И хватит спойлеров на сегодня. Впрочем, о танцах. Неожиданно, но постановка танцев в спектакле – дебют младшего поколения известной ульяновской хореографической династии Карниловых.
Так что прогуливавшемуся по случаю открытия нового сезона по театральному фойе перед премьерой Маяковскому было бы как минимум комфортно. Кроме него здесь совершали променад актрисы и актёры. Работал даже музыкальный салон и читали стихи самого Маяковского.
Вот только на главный вопрос о потенциальном главном режиссёре театра (новый сезон улдрама встречает без этой штатной единицы) его директор Наталья Никонорова отвечать наотрез отказалась. Что же, воспользуемся инсайдерской информацией, согласно которой это место не прочь занять два «варяга» — Евгений Ланцов и Дмитрий Юмашев. Оба активно ставят в Ульяновске в последнее время.
Но главной кандидатурой на главрежа околотеатральная молва всё еще упорно называет как раз Максима Копылова. И судя по народной любви (а молодые люди после спектакля выстроились за автографами именно к нему) – это неспроста.
Фото и видео 73online.ru