Недропользователь, добывая полезные ископаемые из месторождения, чаще всего, совершенно не задумывается над тем, как можно использовать выработанное пространство по окончании периода разработки. На нашей планете довольно много таких заброшенных мест. Однако, некоторые предприимчивые люди сумели некоторые из них преобразить, наверное, до неузнаваемости.
Так, в польском городе Краков, есть санаторий, который расположили на глубине 350 метров, в бывшем соляном руднике. Воздух там, практически морской и весьма целебный. Санаторий отлично подходит людям, болеющим астмой и другими заболеваниями дыхательной системы. Заброшенная шахта продолжает приносить доход.
В Индии есть давно заброшенный, некогда золотоносный рудник. Глубина его три километра! Не знаю, помните вы об этом или нет, но напомню, что чем глубже расположена горная выработка, тем выше в ней температура. Так вот, спустившись туда, человек попадает в самую настоящую баню, с постоянной температурой воздуха – 54 градуса по Цельсию. Но это место идеально подошло ученым – физикам, которые ловят там нейтрино.
В открытом заброшенном карьере Великобритании, по добыче каолина (белой глины), что недалеко от городка Сент-Остелл, люди воплотили в жизнь поистине чудесный проект – цветущий сад в построенных там оранжереях. Зрелище потрясающее!
Рис. 1 Отработанный карьер – сад в Великобритании
Румыны же додумались использовать заброшенные соляные шахты (5 объектов) для туризма. Создали в них аттракционы, на глубине 120 метров, и, даже сумели разместить там колесо обозрения!
В США гигантских размеров пещера находится на месте бывшей щахты. В ней построены магазины со складами и рестораны с офисами. Есть пути общественного транспорта (трамвайные и автобусные линии), велосипедный парк.
В России на Урале заброшенных месторождений тьма. Протяженность шахт – тысячи километров. Всё это не никак не используется. На приполярном восточном Урале есть рудник Пуйва, более не задействованный промышленностью. Места там чудесные. Но совершенно никому не нужны, как сами шахты, так и старые, теперь уже заброшенные, горняцкие поселки. Эти горные выработки на теле планеты, будто шрамы, нанесенные человеком. В штольнях еще не заваленных, страшно передвигаться. Ранее месторождение выдавало на-гора кварц и горный хрусталь. Ныне, потенциально пригодная для туризма территория, никому не нужна.
Недропользователи гонятся лишь за сиюминутной прибылью. Да и, во многом, нерациональная система регулирования и контроля за недрами этому способствует. Для того, чтобы только лишь приступить к разработке месторождения, нужно пройти семь кругов бюрократического ада, начиная от ТЭО и заканчивая последним дополнением к техническому проекту. И это не считая постоянной отчетности в процессе разработки.
К заключительному этапу разработки месторождения недропользователи относятся весьма формально, ограничиваясь в процессе лишь минимально возможным объемом перевалочно-восстановительных работ. Никто особо не задумывается о перспективах той или иной отработанной площади в плане туризма. Опять же, их можно понять, ведь такого рода проекты в нашей стране пока еще весьма и весьма рискованны.
Но, надеюсь, что вектор рационализма, в этих делах, в скором времени, таки поменяет направление.