Слово десятое. О смерти.
«Человекам положено однажды умереть» (Евр. 9:27).
Смерть сильна подвигнуть к покаянию. Смерть нам известна и неизвестна. Известна, так как все умрем, а неизвестна, потому что не знаем, когда, как и где умрем. Чем больше живем, тем больше сокращается наша жизнь, и уменьшаются дни наши, и мы приближаемся к смерти, и уже сегодня ближе к ней, нежели вчера были, и в этот час, нежели час назад. Смерть за каждым невидимо ходит, и восхищает его тогда, когда он не ждет. Почти все люди, а особенно здоровые и крепкие, мечтают так, помышляя в себе: я еще поживу, не видна еще кончина моя, соберу и буду насыщаться собранными благами. Но тут неожиданно нападает на него смерть, и тогда погибают все мечтания и помышления его (Пс. 145:5). Скоро умирает тот, который обещал себе долгую жизнь. Кто хотел собирать и богатеть, оставляет и мир и в мире тело свое. Так неизвестна нам кончина, христиане. Человеколюбивый Бог, имея о нас попечение, сделал для нас неизвестной кончину нашу, чтобы мы всегда к ней были готовы и пребывали в истинном покаянии.
С чем человек от этого мира изыдет, с тем явится и на суде Христовом. Грешники! Рассудим прилежно об этом и покаемся, дабы с грехами нашими не отойти на тот век и на Страшном Суде не явиться. Бог милосердный обещал нам благодать и милость Свою явить, но завтрашнего дня не обещал. Будем же тщательно внимать сему, и воспрянем от сна, и, помня о смерти нашей, исправим себя и подготовим к исходу, дабы блаженно скончаться. «Блаженны мертвые, умирающие в Господе» (Откр. 14:13).
Тот умирает в Господе, кто в покаянии, и вере, и истинной молитве умирает. Страшен для всех час тот. Все святые, взирая на тот час, плакали и так человеколюбивого Бога умилостивляли, дабы избавил их в тот час. Удивительно, что святые, смотря на час тот, плачут, а грешники не плачут, хотя и каждый день видят, как умирают братья их.
Грешники бедные! Почему мы спим? Вот, дьявол, как вор, крадет спасение наше. Запечатлеем же в памяти нашей час тот, и будем готовы. От смертного часа будет человек или вечно блажен, или вечно беден. Тут всякому отворяются двери к вечности, и пойдет он или в счастливую, или в несчастливую вечность. С этого момента начинает человек или вечно жить, или вечно умирать. Где ныне жившие до нас и в роскоши, и сластях, и нераскаянии пребывавшие? Отошли от мира этого, и все свои утехи оставили, и пребывают в своих местах, и последнего суда ожидают, где по делам своим сполна воспримут. Поэтому, пока еще не пришел к нам час сей, обратимся чистым сердцем к Богу нашему, и с Ним покаянием и верой примиримся, дабы вечную жизнь получить. Об этом увещевают и молят нас святые апостолы в своих писаниях: «От имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор. 5:20–21). Аминь.
--------------------------------------------
Слово одиннадцатое. О страшном суде Христовом.
«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12).
Возлюбленные христиане! Трепещу и содрогаюсь от страха, слыша и размышляя над этими словами: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его». Кто это говорит? Бог великий и страшный. О чем говорит? О том, что Он сам идет судить вселенную и воздать каждому по делам его.
Бедные грешники! О чем вы думаете, слыша эти слова? Сам Бог идет судить и воздать вам по делам вашим. Ужаснитесь грешить и беззаконно жить. Сам Бог идет судить вас, идет с силою и славою многою. Пощади, Господи, пощади создание Твое, ибо никто не безгрешен, только Ты один. Страшен, возлюбленные, тот день и час, в который Бог будет судить грешников. Страшен нам суд человеческий, но несравненно страшнее суд Божий.
На суде человеческом судит человек, подобный нам, – на том суде судит Сам Бог. На суде человеческом свидетели обвиняют или оправдывают человека, – там они не нужны, ибо Судья сам все знает совершенно.
На суде человеческом часто смотрят на лица, и богатый предпочитается нищему, и знатный незнатному, – там Судья на лица не смотрит, но судит по совести и делам.
На суде человеческом часто люди людям помогают своим ходатайством: благородные благородным, богатые богатым, друзья друзьям, – там этого не будет, но каждый за себя отвечать будет.
На суде человеческом часто серебро и золото защищает человека, а там этого не будет.
На суде человеческом часто красноречие и хитрость помогают человеку, а там они умолкнут и онемеют.
На суде человеческом перед немногими обличается и судится человек, – там перед всем миром обличаться и судиться будет грешник.
На суде человеческом только внешние дела судятся, а на том суде и тайные помышления.
На суде человеческом только злые дела судятся, – на том суде и «за праздное слово люди дадут ответ» (Мф. 12:36).
Если и за праздное слово должно там воздать ответ, на что же надеются те люди, которые душу и тело свое оскверняют нечистотой; те, которые проливают слезы вдов и сирот; те, которые крадут и похищают чужое добро; те, которые языком своим, как мечом, секут и убивают ближнего своего; те, которые хитрят и обманывают людей; на что надеются и другие беззаконники, которые нечестием, как хлебом, питаются. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его».
Христиане, род избранный! Видим первое пришествие Христа Бога нашего, увидим и второе, как Он Сам обещает: «Се гряду скоро», и прочее. О первом возглашали миру его святые пророки, как бы так говоря: грядет, грядет Христос в мир, – и пришел; о втором возглашают нам учителя церковные, всегда повторяя: вот идет, вот идет Христос опять в мир, – и неожиданно явится!
Первое пришествие Его было тихим и смиренным, а второе будет скорым и славным, «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27).
В первом пришествии мир видел Его страдающим и умирающим за наши грехи, а во втором увидит сидящим на престоле славы Своей, и судящим за грехи грешников, и воздающим каждому по делам его.
Сейчас Он говорит грешникам: «Покайтесь», – а тогда скажет: «Отвечайте Мне!»
Сейчас призывает к Себе грешников: «Придите ко Мне», – а тогда скажет нераскаянным грешникам: «Идите от Меня» (Мф. 25:34, 41). Куда? «В огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его».
О, как страшно это слово! Грешники бедные! Еще день тот не пришел, еще Судья «долготерпит нам, не желая никому погибели» (2Пет. 3:9), еще ожидает нашего покаяния, еще не судит нас, еще милость являет всякому кающемуся и молящемуся.
Покаемся же и мы, дабы получить от него милость, и сподобиться стать по правую Его руку в пришествии Его, и услышать от Него всеблагоприятный глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Аминь.
---------------------------------------------------
Слово двенадцатое. О том же.
«Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои» (Пс. 49:21)
Страшно и это слово, возлюбленные! «Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои». Ибо и это слово Бог великий говорит. Кому? Грешнику, как выше в том же псалме написано: «Грешнику сказал Бог». О чем говорит? О том, что Он обличит грешника за все его грехи и все его беззаконные поступки пред лицом его представит. Где? На всемирном суде, где будут все святые Ангелы и соберутся все люди, жившие от начала и до конца мира. На том всемирном собрании обличится всякий грешник, и его бессовестные и богопротивные поступки предстанут перед ним, и всему миру явлены будут.
«Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои. Ты, грешник, то и то делал: если ты видел вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеями сообщался, уста твои умножали злословие, и язык твой сплетал коварства; сидя (в собрании), на брата твоего ты клеветал, и сыну матери твоей полагал соблазн» (Пс. 49:18–20).
Грешник! Ты разоряешь закон Мой и «отвергаешь слова мои» совершенно, и думаешь, что все это останется без наказания и Я не взыщу с тебя за это? «Чем нечестивый прогневал Бога? Тем, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет» (Пс. 9:34). Нет, нет, не так будет, как ты беззаконно мечтаешь и льстишь себе. Я за все, что ты ни делал, взыщу, и все твои беззаконные дела, слова, помышления, начинания, замыслы и поступки представлю пред тобой. Вот ты, грешник, то и то мыслил и замышлял, то и то делал и говорил, и так закон Мой вечный и нерушимый разорял, и слова уст Моих, святые слова, презирал и попирал.
«Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои». Блуднику и всякому сквернителю представятся все его скверные мечтания, слова, взгляды и дела, где и когда их совершал, и с кем нечистотой смешался.
Злобному представится, кому и чем навредил, кому и когда ядом отравленную чашу подал, и так жизнь его или отнял или сократил; кого и перед кем своей клеветой обесславил, и так был причиной его бесчестия, поношения, поругания, посмеяния, печали, и прочего.
Вор и расхититель увидят перед собой все свои воровские дела, тайно, или явно, или обманом сотворенные. Каждый из них увидит, где, и что, и у кого нагло похитил, или коварно присвоил, или тайно украл.
Беззаконный купец увидит, как товары бессовестно продавал и людей обманывал; как гнилые вещи за хорошие, и дешевые за дорогие, и одни вещи за другие продавал; сколько воды в вино мешал, сколько раз и за какой товар большей цены, чем он стоит, требовал, и так бессовестно поступал. Вот ты того и того, в такое-то время в продаже своих товаров обманывал, и так против совести своей поступал, и более почитал свой скверный прибыток, нежели заповедь Мою, которая гласит: «Не кради».
Лукавый и льстец увидит все свои коварные замыслы перед собой положенными и обличится, когда, кого и в чем обманывал и прельщал и кому льстил своим языком.
Хулителю и ругателю представятся все его хулы, которые он на Бога, своего Создателя и на святых Его угодников извергал, и на прочих людей, сотворенных по подобию Божию, и обличится, где, когда и пред кем пагубные те слова говорил.
Нечестивому начальнику представится его нерадение о подчиненных, насилия, озлобления людей, ему порученных, и прочие его беззаконные дела.
Нерадивому пастырю будет показано его небрежение о стаде Христовом и прочие его грехи.
Судья-взяточник увидит преступление клятвы и присяги, попрание правды и суда Божия и прочие беззакония, им совершенные.
Родитель нерадивый увидит свое небрежение о воспитании детей своих, и что от этого они развратились и погибли, и предстанут пред ним соблазны, которые он детям подавал.
Беззаконному господину представятся все его наглости, насилия и озлобления, которые он своим рабам и крестьянам оказывал, и их или бесчеловечно мучил, или несносными работами и оброками обременял.
Словом, всякого грешника грехи, которые он тайно или явно совершил, там с ним явятся и ему представятся.
Представятся и вам, прихотливые и миролюбцы. Представятся вам банкеты ваши, пиршества ваши, балы ваши, оперы ваши, маскарады ваши, танцы ваши, картежные игры ваши, собачья охота ваша и другие ваши забавы, ибо вы отвратили ваше сердце от Бога, Которого исповедовали, и приложили к этой суете; и не к Богу и царствию Его, но к прелести мира желание свое обращали, и в том утешение и веселье свое находили. Тогда вы вместо преходящего веселья, увидите настоящую и вечную вашу скорбь, печаль, болезнь и воздыхание.
«Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои». Тогда обличится всякий грешник и услышит: «Вот человек и дела его!»
Услышит блудник: «Вот человек и дела его!»
Услышит вор, расхититель и грабитель: «Вот человек и дела его!»
Услышит злопамятный: «Вот человек и дела его!»
Услышит лукавый и лицемер: «Вот человек и дела его!»
Услышит беззаконный начальник: «Вот человек и дела его!»
Услышит судья-взяточник: «Вот человек и дела его!»
Услышит родитель нерадивый и соблазнитель: «Вот человек и дела его!»
Услышит беззаконно живущий пастырь: «Вот человек и дела его!»
Услышит господин нечестивый: «Вот человек и дела его!»
Услышит бессовестный раб и всякий подчиненный: «Вот человек и дела его!»
Услышит, наконец, всякий грешник, покаянием не очистившийся: «Вот человек и дела его!»
Услышит, и покроет его стыд и срам, и обымет его страх, трепет и ужас. Тогда скажут горам и камням: «Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять» (Откр. 6:16–17)?
Грешники бедные! Еще день тот великий не пришел, еще Бог покаяние принимает и грехи кающимся отпускает.
Обратимся же к Богу с покаянием и слезами, и грешить перестанем, и теплыми слезами загладим грехи наши, чтобы не явились они с нами на всемирном том суде и, как лютые враги, не обличили нас.
Плачь, плачь, грешная душа, сожалей и воздыхай, что Богу согрешила! Проси, ищи и стучи, дабы открыл тебе двери милосердия Своего Господь. «Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:8). Слава человеколюбцу Богу за это, и пусть скажут все люди: да будет так! Аминь.
-------------------------------------
святитель Тихон Задонский (Соколов)
Краткие нравоучительные слова
https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/kratkie-nravouchitelnye-slova/#0_2