Найти тему

Прибалтийский фронт НАТО прирастает базами

Североатлантический альянс превратил Латвию, Литву и Эстонию в один из своих антироссийских фортпостов.

НАТО усиленно готовит прибалтийский фронт к предстоящей военной конфронтации, о возможности которой вполне открыто говорят в Вашингтоне, Берлине и других натовских столицах. С этой целью на территории стран Прибалтики активно совершенствуется военная инфраструктура, размещаются дополнительные натовские подразделения, проводятся учения, на которых отрабатываются вопросы ведения современных боевых действий с учётом опыта киевского режима.

В этом августе в Литве началось строительство очередной натовской военной базы. Она создаётся на территории полигона Руднинкай в нескольких километрах от границы с Белоруссией и станет крупнейшим военный объектом в новейшей истории Литвы – его общая площадь составит 170 гектаров. Этот объект будет включать «город-призрак» для отработки ведения боевых действий в городских условиях, площадки для тренировок со стрелковым и противотанковым оружием, артиллерийский полигон, реконструированный старый танковый полигон и вертолётную площадку.
На базе будет дислоцироваться новая 42-я мотопехотная бригада бундесвера. В её состав войдут 203-й танковый батальон, находящийся сейчас в Аугустдорфе (земля Северный Рейн-Вестфалия), 122-й мотопехотный батальон, расположенный в баварском городе Обервихтах, и мотопехотный батальон, в который будет преобразована многонациональная боевая группа передовых сил НАТО, развёрнутая в литовской Рукле. Бригада получит необходимые подразделения боевой поддержки и снабжения. Полное развёртывание бригады общей численностью до пяти тысяч военнослужащих должно завершиться в 2027 году.
По некоторым оценкам, размещение боевой бригады в Литве обойдётся Германии примерно в 11 миллиардов евро. Из этой суммы миллиард пойдёт на ежегодные эксплуатационные расходы, четыре – на закупку бронетехники и шесть миллиардов – на строительство инфраструктуры, закупку военной формы и так далее. При этом указанная сумма не включает выплаты надбавок за прохождение службы за рубежом.
В Берлине с удовлетворением отмечают, что впервые с времён Второй мировой войны база в Литве станет местом постоянного базирования немецких войск. А статс-секретарь министерства обороны ФРГ Нильс Хильмер, принявший участие в церемонии закладки символической капсулы строительства базы, заявил, что «размещение бригады в Литве превращает Zeitenwende в реальность». Как известно, концепция Zeitenwende (смена эпох) была объявлена в 2022 году федеральным канцлером Олафом Шольцем и нацелена на активизацию Германии на мировой арене и окончательное восстановление её политической субъектности.
Тот факт, что солдаты Германии снова будут постоянно находиться на литовской земле, явно не смущает Вильнюс. Там даже рады тому, если судить по заявлению командующего вооружёнными силами Литвы генерала Раймундаса Вайкшнораса, назвавшего строительство базы для немецких войск замечательным историческим моментом.
Тем временем немецкие солдаты на литовской земле уже активно оценивают и осваивают пути возможной переброски войск к её восточным границам. Так, во всяком случае, сформулирована одна из задач, которые отрабатывает личный состав немецкой 21-й танковой бригады повышенной готовности на проходящем в настоящее время в Литве учении Grand Eagle–2/24. Хотя, собственно говоря, это делают военнослужащие не только Германии, но и других натовских стран, так как учения в Литве проходят практически непрерывно.
Аналогичная ситуация складывается и в двух других странах Прибалтики – Латвии и Эстонии. И этому есть объяснение. Не секрет, что у Литвы, Латвии и Эстонии недостаточно людских ресурсов для создания крупных воинских соединений. Поэтому для НАТО прибалтийские государства интересны прежде всего наличием военной инфраструктуры, на основе которой можно создать базы передового развёртывания объединённых сил альянса.
Латвия с 2015 года построила уже четыре новых полигона, а также расширила свой главный полигон в Адажи (под Ригой) – с восьми тысяч до 14 тысяч гектаров. Именно в Адажи базируется многонациональная боевая группа НАТО, возглавляемая Канадой и насчитывающая около 1900 военнослужащих из около десятка стран альянса. В соответствии с решением НАТО уже в ближайшее время группа будет увеличена более чем в два раза и доведена до уровня многонациональной бригады.
Именно этим, а также стремлением правительства Латвии максимально увеличить численность своей армии, для чего восстановлен призыв, объясняется начало строительства полигона, который станет самым большим в Прибалтике. Полигон, который получил название Селия, надо полагать, в честь одноимённого исторического края Латвии, будет включать военную базу с размещением на ней 1700 военнослужащих, учебную площадку для высадки десанта, стрельбище и вертолётную площадку. Площадь полигона составит 24 540 гектаров, площадь военной базы – 54,7 гектара. Для сравнения, площадь Риги составляет 30 720 гектаров.
Латвия намеревается потратить на этот полигон 700 миллионов евро. Первую фазу проекта строительства планируется реализовать к 2025 году, выделив на это 36,5 миллиона евро из госбюджета. Остальные деньги власти надеются получить от НАТО. Следует отметить, что в соответствии со специальным законом о военных полигонах, принятом в прошлом году, Селии присвоен статус объекта национальных интересов, и министерство обороны имеет право вести его строительство без согласия собственников недвижимого имущества, отчуждаемого для общественных нужд.
Важно также заметить, что место для расположения полигона, а оно находится на границе двух крупных латвийских муниципалитетов – Айзкраукле и Екабпилса, выбрано не случайно. Во-первых, отсюда недалеко до границы с Россией и Белоруссией, а во-вторых, он будет располагаться по соседству с Латгалией – наиболее русскоязычным и, как считается, пророссийски настроенным регионом Латвии. Поэтому нетрудно предположить, что создание полигона и военной базы именно здесь направлено не только против России и Белоруссии, но и подавление «внутренней смуты».
С этого года Латвия стала также форпостом для авиации НАТО. Это произошло в начале марта, когда на состоявшейся на аэродроме Лиелварде церемонии было объявлено, что отныне он является базой в системе региональной «воздушной полиции» НАТО. Для этого Латвия проделала соответствующие работы, создавая структурные условия в Лиелварде, чтобы натовские воздушные силы быстрого реагирования могли нести здесь круглосуточное дежурство и отсюда выполнять патрулирование в небе над странами Балтии.
Следует отметить, что от аэродрома в Лиелварде до границ России и Белоруссии меньше 200 километров. Это даёт основание предположить, что интенсивность полётов натовской авиации вблизи границ России и Белоруссии заметно возрастёт. Сегодня разведывательные самолёты НАТО совершают около 30–35 таких вылетов в неделю. Систематически проводятся также полёты взлетающих из-за пределов региона американских стратегических бомбардировщиков с заходом в воздушное пространство Польши и стран Прибалтики, в ходе которых отрабатывается нанесение ракетно-бомбовых ударов, в том числе ядерных, по объектам на территории России и Белоруссии.

В этом августе в Литве началось строительство очередной натовской военной базы

Что касается Эстонии, которая по площади меньше и Латвии, и Литвы, амбиции у неё ещё выше. Например, недавно её президент Алар Карис заявил, что Эстония сделает всё возможное, чтобы поставить на колени Россию. Правда, его вскоре поправили специалисты из военных кругов. В интервью испанской газете El Pais командир 2-й пехотной бригады полковник Мати Тикерпуу заявил, что в случае конфликта с Россией республика сможет продержаться максимум две недели. Прогноз, заметим, сверхоптимистичен, если принять во внимание, что эстонские сухопутные войска состоят лишь из четырёх тысяч военнослужащих, а в резерве числятся 37 тысяч человек.
Вместе с тем нельзя не обратить внимания, что Эстония одной из первых в НАТО довела военные расходы до показателя, превышающего три процента национального ВВП и призвала на недавнем вашингтонском саммите НАТО других членов альянса последовать её примеру.
Эти средства предназначены как для повышения боевой мощи национальных вооружённых сил, так и для увеличения присутствия войск НАТО в стране. Таллин первым в НАТО решил создать подразделение барражирующих боеприпасов. Для этого планируется использовать израильские дроны Mini-Harpy.
А в апреле Эстония передала в распоряжение командования натовского многонационального корпуса «Север-Восток» свою единственную пехотную дивизию, состоящую всего из двух пехотных бригад. Правда, командир дивизии генерал-майор Вейко-Велло Пальм самоуверенно считает, что его соединение, не имеющее ни одного танка, позволит многонациональному корпусу проводить боевые операции по всей Эстонии.
В Эстонии создано семь полигонов, шесть из которых расположены на севере и северо-востоке Эстонии, и один, полигон Нурсипалу, – в южной Эстонии. Именно последний Таллин, несмотря на протесты местных жителей, решил модернизировать и при этом увеличить его площадь с трёх тысяч гектаров до более чем девяти тысяч. «Крайне важно, чтобы наши союзники, в том числе базирующееся в Выру подразделение США, могли попрактиковаться в обороне Эстонии в здешних условиях», – заявил министр обороны Ханно Певкур, комментируя решение по модернизации полигона.
В этом году Эстония стала местом проведения многих натовских учений. Это и учение Talvelaager, на котором проверялась подготовка пехотных и механизированных подразделений к ведению боевых действий в зимних условиях, и учение Swift Response 2024, в ходе которого отрабатывались способы боевых действий, применяемые ныне в зоне СВО. В августе завершилось лётное учение, на котором военная авиация НАТО отрабатывала над городами Тапа и Раквере, а также над центральным полигоном вооружённых сил Эстонии вопросы управления воздушными силами и организации ударов с воздуха.
Страны Прибалтики, несмотря на бюджетные трудности, оказывают военно-техническую поддержку киевском режиму. Эстония находится на первом месте среди западных стран, которые оказывают военную помощь Украине, если считать по доле от ВВП. Её вклад составляет один процент от ВВП. На втором месте Латвия (0,93 процента). В первую пятёрку входит и Литва (0,46 процента).
В мае все три республики бывшей советской Прибалтики заявили, что готовы при необходимости направить военнослужащих на Украину. Они поддерживают позицию Франции, предлагающую на первом этапе отправить на Украину военных инструкторов для обучения украинских новобранцев. Соответствующее решение может быть оформлено через расширение мандата миссии ЕС по военной помощи Украине (EU Military Assistance Mission — EUMAM Ukraine), который заканчивается в середине ноября и будет продлён ещё на два года.

Сергей НЕСТЕРОВ