Ровно 15 лет назад, 28 августа 2009 года, Oasis прекратили свое существование. Но буквально пару дней назад, 27 августа, группа воссоединилась и анонсировала серию концертов в Великобритании и Ирландии. Тут еще и 30-летие альбома «Definitely Maybe» (1994) подоспело. Рассуждаем, что может означать возвращение группы для музыки и индустрии.
Oasis: взлет, слава и распад
Из всей «большой четверки» брит-попа Oasis дебютировали позже всех. Blur заявили о себе в 1991-м с альбомом «Leisure», Suede — в 1993-м с «Suede», ну а Pulp существовали еще с конца 1970-х и первую пластинку «It» выпустили в 1983-м. Придя на брит-поп-сцену с некоторым опозданием, Oasis стали главными ее звездами. Первый же альбом «Definitely Maybe» (1994) вывел группу в топ и оказался самым быстропродаваемым британским релизом на тот момент. И вошел в историю как один из величайших дебютных альбомов всех времен. В музыке начало 1990-х было довольно мрачным — всем заправлял гранж во главе с Куртом Кобейном. Брит-поп часто называют позитивным британским ответом темному американскому гранжу. «Definitely Maybe» и вправду звучал оптимистично.
Но это было только начало: вторая пластинка «(What’s the Story) Morning Glory» (1995) произвела эффект разорвавшейся бомбы. Ноэл считал, что обычно вторые альбомы получаются хуже дебютов, потому что на них артисты впихивают материал по остаточному принципу. Oasis разрушили это правило, записав еще более яркую работу. Да, «Wonderwall» вышла именно на «(What’s the Story) Morning Glory» — как и «Champagne Supernova», и ««Don’t Look Back in Anger». Это пик карьеры Oasis во всех смыслах: в мире продано более 22 млн копий альбома. Концерты в Небуорт-хаусе в 1996-м вошли в историю: их посетило 5% населения Британии, а на разогреве играли тогда еще восходящие звезды The Prodigy.
Последовавший за «(What’s the Story) Morning Glory» альбом «Be Here Now» (1997) приняли куда прохладнее, по сути это первая неудача в карьере Oasis. Но всем бы такую «неудачу»: группа просуществовала еще 12 лет, выпустила еще четыре альбома, а сам релиз стал бестселлером как минимум в Великобритании. Некоторые критики уверены, что на «Be Here Now» настал конец эпохи брит-попа. Что тоже неверно: в том же 1997-м вышел главный хит Blur «Song 2» и другой крупный хит жанра, «Bitter Sweet Symphony» The Verve. Другая популярная точка зрения такова: «Be Here Now» — качественный, просто недооцененный альбом и не настолько явно хитовый, как его предшественник.
Хиты у Oasis появлялись и после «Be Here Now». Вспомнить хотя бы «Stop Crying Your Heart Out» с «Heathen Chemistry», которую в 2020 году перепел огромный звездный хор (Шер, Кайли Миноуг, Брайан Адамс, Ленни Кравиц, Робби Уильямс и многие другие). Да и распада никто не ожидал: 28 августа 2009-го Oasis должны были выступить на французском фестивале Rock en Seine, но, в очередной раз поругавшись с Лиамом, Ноэл покинул группу.
Что было дальше
И Лиам, и Ноэл Галлахеры стали успешными музыкантами вне группы. Ноэл — чуть больше: все-таки он был автором песен. Лиам невысоко оценивает свои сочинительские способности и честно признается, что он «не величайший сонграйтер в мире». Зато он один из лучших фронтменов — мало кто может сравниться с его харизмой. Недолго попев в Beady Eye (фактически это и есть Oasis, но без Ноэла), Галлахер стал выступать самостоятельно.
Интересно, что и Лиам, и Ноэл совсем недавно выпускали собственные релизы. У Лиама в марте вышел альбом «Liam Gallagher John Squire», записанный вместе с гитаристом The Stone Roses Джоном Сквайром. Получилась очень качественная пластинка для любителей брит-попа. А прошлогодняя работа Ноэла «Council Skies» заслуживает звания как минимум одного из лучших релизов 2023-го.
И Лиама, и Ноэла активно слушали миллионы людей, как на записях, так и вживую. Недостатка во внимании аудитории они точно не испытывали. На видео с концерта в Небуорте в 2022-м Лиаму подпевает огромная толпа — он более чем в состоянии собрать зал и сам. Непохоже, что музыкант нуждается во внимании или деньгах, просто в Oasis была особая магия. Когда на сцене два талантливых человека (да еще и брата), это всегда интереснее, чем один. К тому же в историю они в первую очередь вошли именно благодаря группе. Это легенда, это бренд на века.
Путь к примирению
Все фанаты брит-попа знают о своеобразных отношениях между Лиамом и Ноэлом. Оба славятся непростым характером и переменчивостью мнений. И это не то чтобы их вина: они выросли в токсичной бедной семье, управляемой алкоголиком-абьюзером, избивавшим жену и детей. К счастью, Пегги Галлахер (мать братьев) смогла съехать от супруга и забрать сыновей, но ей пришлось долго ждать жилья. Травмированный опыт остается с человеком надолго, по Галлахерам это видно. Может быть, поэтому музыка Oasis так и зашла миллионам: многие узнали в их песнях себя. С простыми рабочими парнями ассоциироваться легче, чем с утонченными богемными Blur.
Еще в феврале Ноэл утверждал, что возрождения Oasis не будет. По словам Галлахера, ему предлагали баснословные деньги, но даже внушительный гонорар не заставил музыканта поменять мнение. Лиам, напротив, уже несколько лет намекал, что хочет вернуть группу. В 2020-м певец заявил о возможном завершении сольной деятельности и возвращении Oasis через два года. Тогда над его словами только посмеялись, но оказалось, что Галлахер ошибся всего на два года. Потом он обвинял Ноэла, что тот отказался от 100 млн фунтов за воссоединение, и утверждал, что брат-коллега не хочет признавать своих ошибок. Для возвращения Oasis нужно было убедить не их обоих, а лишь одного Ноэла.
Сейчас Лиаму Галлахеру 51 год (в сентябре будет 52), Ноэлу Галлахеру 57. Если возвращаться, то сейчас. 50+ в современном мире — не возраст, но объяви музыканты камбэк через 10–15 лет, такого ажиотажа могло бы и не случиться. Правильно выбраны и годы: в 2024-м исполняется 30 лет «Definitely Maybe», а в 2025-м — «(What’s the Story) Morning Glory». Да и у брит-попа будто бы вторая молодость: в 2023-м Blur вернулись с первым за восемь лет альбомом «The Ballad of Darren», а в 2024-м Pulp объявили об осенних концертах.
Что будет дальше
Продажа билетов открылась 31 августа. Кто-то даже шутит, что только воссоединение Oasis может поспорить с туром Тейлор Свифт The Eras в звании самого громкого концертного события. Интерес действительно немаленький: Oasis быстро добавили к туру три дополнительных концерта. Правда, пока все шоу группы состоятся исключительно в Великобритании и Ирландии. Анонс гласит, что это будут единственные европейские выступления Oasis — то есть в другие европейские страны группа не заглянет.
Ажиотаж вокруг возвращения Oasis нереальный: многие уже планируют поездки в Великобританию ради концерта. Но, конечно, всем желающим билетов не хватит — можно только предположить, за какие огромные деньги перекупщики будут их продавать. Может быть, Oasis все-таки отправятся в европейский тур, увидев реакцию публики и однозначный высокий спрос.
Большая часть фанатов Oasis — взрослые люди с жизненным опытом. Многие знают о сложных отношениях между братьями Галлахерами и не верят до конца, что реюнион состоится. Уже появились шутки-мемы в духе: «Поверю в воссоединение, только когда они вместе выйдут на сцену». До начала гастролей остается почти год — за это время музыканты действительно могут снова поссориться. С другой стороны, организаторы подобных мероприятий обычно все прописывают в жестком контракте, так что лучше надеяться на благоприятный исход. Сам факт реюниона намекает, что в мире нет ничего невозможного, и вселяет здоровый оптимизм. Не ровен час, и Моррисси с Джонни Марром помирятся.