Найти тему
7ДнейКино

Так похожи на нас: кто становится народным героем в кино в разных странах мира

Оглавление

Что общего у простого деревенского мужика, ироничной бабули, успешного бизнесмена и революционера с горящим взором? А то, что благодаря поп-культуре каждого из них могут считать настоящим народным героем. Про них пишут книги и снимают фильмы. Рассказываем про самые распространенные типажи и как они сложились.

«Брат 2», 2000. Фото: кадр из фильма
«Брат 2», 2000. Фото: кадр из фильма

Кто такой народный герой? Обычно за этим словосочетанием скрывается типичный для страны типаж, узнаваемый человек, который бы запросто мог оказаться вашим знакомым, ну или хотя бы знакомым знакомых. В кино или книгах, пусть и в утрированной форме, он проявляет те качества, которые национальная культура однозначно признает за «свои».

«Какое время, такие и герои», — расхожая фраза, и с ней невозможно не согласиться. Персонажи популярной культуры отвечали запросу современности еще до того, как в принципе появилось понятие «поп-культуры». Хотя любой культуролог подтвердит: они вписывается в очень ограниченное количество архетипов. Но не будем вдаваться в науку, а опишем четыре самых распространенных, которые легко заметить, если просто смотреть много фильмов и сериалов, снятых в разных странах.

Россия: крестьянин-правдоискатель

«Родня, 1981. Фото: кадр из фильма
«Родня, 1981. Фото: кадр из фильма

Простой человек, но с принципами и смекалкой — так можно описать, пожалуй, самого заметного русского национального героя еще с момента появления сказок про Иванушку-дурачка.

На протяжении столетий наша культура складывалась на контрасте: меньшая часть населения жила в большом городе, а большая — в деревне. В XX веке ситуация кардинально изменилась, но классический сюжет о столкновении «деревенских» и «городских» никуда не исчез. Вот только пара примеров из советской классики: вспомните, как героиня Нонны Мордюковой в «Родне» переворачивала вверх тормашками жизнь своей дочери, или как в «Любовь и голуби» Надежда (Нина Дорошина) выгоняла из дома саму Людмилу Гурченко, покосившуюся на ее непутевого Васю (Александр Михайлов).

«Любовь и голуби», 1985. Фото: кадр из фильма
«Любовь и голуби», 1985. Фото: кадр из фильма

Для современного отечественного сериалостроения необязательно деревенский, но «региональный» человек в большом городе — это излюбленный сюжет. В нехитрой, но популярной комедии «Телохранители» три обычных уральских парня познают прелести жизни в Москве. А в сериале «Просто Михалыч» шумный родственник из деревни просто-напросто заявляется домой к столичным родственникам. Ему наплевать на то, что они разбогатели, живут на Рублевке, не виделись с ним сто лет и не очень хотят встречаться. Это же родня, а значит, что можно.

«Просто Михалыч», 2022 — настоящее время. Фото: кадр из сериала
«Просто Михалыч», 2022 — настоящее время. Фото: кадр из сериала

Обычно деревенский герой — это еще и носитель некой «народной правды». В случае с тем же Михалычем (Владимир Епифанцев) он приезжает в столицу с миссией — борется против уничтожения лесхоза в родной Сибири. А кто природу уничтожает? Конечно, москвичи. Поэтому и бороться приходится в большом городе. Вроде бы простой сюжет, комедия, но зрители любят такие истории.

«Брат 2», 2000. Фото: кадр из фильма
«Брат 2», 2000. Фото: кадр из фильма

Вы удивитесь, но даже главный супергерой отечественного кино частично тоже попадает под типаж простого человека в поисках истины. Если помните, Данила Багров (Сергей Бодров) в первом фильме тоже заявился без приглашения к своему родственнику в Петербург. Почему? Да потому что семья, «ты же брат мой, ты мне вместо отца был». Но к тому времени мегаполис успел испортить Виктора (Виктор Сухоруков). К слову, о том, что большой город делает с людьми, вполне открыто говорит Даниле Немец (Юрий Кузнецов). Вот уж правда, не фильм, а энциклопедия русской жизни конца 90-х годов.

Великобритания: ироничный детектив

«Пуаро Агаты Кристи», 1989 — 2013. Фото: кадр из сериала
«Пуаро Агаты Кристи», 1989 — 2013. Фото: кадр из сериала

Несколько лет назад известный английский историк Люси Уорсли написала книгу «Чисто британское убийство» (она издана и на русском языке), где попыталась ответить на вопрос: почему ее соотечественники настолько любят детективы, что это стало частью национального культурного кода. Один из возможных ответов — дело в характере. На протяжении веков хорошим тоном для леди и джентльменов Туманного Альбиона считались сдержанность и умение не показывать истинные мысли и чувства. Иногда эти качества используются со злым умыслом, и как же интересно разбираться в мотивах, скрытых за маской благовоспитанности!

«Шерлок», 2010 — 2017. Фото: кадр из сериала
«Шерлок», 2010 — 2017. Фото: кадр из сериала

Поэтому Шерлоку Холмсу куда больше подходит звание народного британского героя, чем тому же Робину Гуду. Обитатель Бейкер-стрит чертовски умен, не теряет самообладания в критических ситуациях, а еще раскрывает преступления, а не то, что у него на душе. Кроме того, над ним можно посмеяться. Просто задумайтесь над тем, как Артур Конан Дойль иронично замечает, что Шерлоку нет нужды знать, вращается ли Земля вокруг Солнца - или наоборот. Несмотря на то, что британцы уважают образ, созданный Василием Ливановым, а также обожают Бенедикта Камбербэтча, главным Холмсом они считают Джереми Бретта — он сыграл детектива в классическом сериале, выходившем с 1984-го по 1994-й год.

«Мисс Марпл», 1984 — 1992. Фото: кадр из сериала
«Мисс Марпл», 1984 — 1992. Фото: кадр из сериала

Еще одно подлинное воплощение «старушки Англии» на экране — это мисс Марпл в исполнении Джоан Хиксон (1984 — 1992). За маской «божьего одуванчика» скрываются проницательность и хитрейший ум. А еще у нее всегда было чувство юмора. Просто потому, что даже если речь идет о детективе, не нужно относиться к нему слишком серьезно.

США: человек, который смог

«Эрин Брокович», 2000. Фото: кадр из фильма
«Эрин Брокович», 2000. Фото: кадр из фильма

Словосочетание «американская мечта» слышали даже те, кто никогда не пересекал Атлантику, чтобы увидеть небоскребы Нью-Йорка. США — это страна эмигрантов, куда чаще всего приезжают не от хорошей жизни. Поэтому можно не удивляться, что история успеха — один из важнейших сюжетов голливудского кинематографа, а человек, его добившийся, — народный герой.

«В погоне за счастьем», 2006. Фото: кадр из фильма
«В погоне за счастьем», 2006. Фото: кадр из фильма

Это может быть и неудачник, работающий бесплатно, чтобы в итоге стать королем биржи (герой Уилла Смита из «В погоне за счастьем»). Или мать-одиночка троих детей, ведущая судебный процесс против крупной компании («Эрин Брокович»). А еще умный парень, сколотивший состояние на IT (это вам и «Социальная сеть», и все фильмы про Стива Джобса). К слову, американцы любят смотреть на то, как люди создавали крупные бизнесы, известные на весь мир. Вспомним хотя бы относительно недавний фильм «Основатель» — о Рэйе Кроке, превратившем McDonald’s в мультимилионную корпорацию.

«Крестный отец», 1972. Фото: кадр из фильма
«Крестный отец», 1972. Фото: кадр из фильма

Интересно, что успешный человек в американском кино не равно хороший. И Чарльз Фостер Кейн (Орсон Уэллс) из «Гражданина Кейна», и Вито Корлеоне (Марлон Брандо, Роберт Де Ниро) из «Крестного отца», и Логан Рой (Брайан Кокс) из «Наследников» — малоприятные ребята, но все равно они заслужили определенную долю восхищения от зрителей. Просто потому, что смогли.

Франция: бунтарь по причине

Несколько столетий назад толпа крестьян и простых горожан свергла, а потом и обезглавила короля Людовика XVII, повернув тем самым мировую историю. Меньше чем за сто лет во Франции случились четыре революции, и хотя с тех пор прошло два столетия, бунтарство остается важной национальной чертой, которая находит отражение и в кино.

«Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра», 2002. Фото: кадр из фильма
«Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра», 2002. Фото: кадр из фильма

Как зовут народных героев Франции, известных во всем мире? Вы будете смеяться, но это Астерикс и Обеликс! Два смекалистых галла запросто дают отпор всему римскому войску в серии комиксов, десятке мультиков и пяти фильмах (в кино их сыграли Кристиан Клавье и Жерар Депардье). Им все равно, что Цезарь захватил всю страну, и осталась лишь одна деревня. Просто не в характере настоящего галла легко подчиниться.

«Фанфан-Тюльпан», 1952. Фото: кадр из фильма
«Фанфан-Тюльпан», 1952. Фото: кадр из фильма

Со времен «Фанфана-Тюльпана» (Жерар Филип) и по сей день в стране не теряет популярности жанр картин «плаща и шпаги», то есть приключенческих исторических фильмов. Нередко исторического в них мало, но обязательно есть красавец-герой, так или иначе борющийся за идеи свободы, равенства, братства или хотя бы собственную честь. Даже в этом году Франция представляет миру очередную высокобюджетную экранизацию «Графа Монте-Кристо». Вслед за Жаном Маре и Жераром Депардье мстительного узника замка Иф играет Пьер Нинэ. К слову, это самый дорогой фильм в истории французского кино.

«Люпен», 2021 — настоящее время. Фото: кадр из сериала
«Люпен», 2021 — настоящее время. Фото: кадр из сериала

Для тех, кому надоела ретроэстетика, есть блестящий сериал «Люпен» с модернизированной историей еще одного народного героя Франции Арсена Люпена. Причем, играет его Омар Си. Кто-то скажет: «Но он же грабитель!». «Да, но красив, чертовски обаятелен и имеет резонные причины, делать то, что делает», — ответят французы.

Марина Яковлева специально для 7ДнейКино. Читать все материалы этого автора.

Больше интересных материалов о кино — в нашем Telegram-канале.