Этот талантливейший человек (назовём её Ирой) — начальница моей одноклассницы (назову её Марьей во имя анонимности). Семь лет назад Ирина трудилась яростным распространителем сетевого косметического бизнеса, куда сманила за собой из бухгалтерии скучавшую Машу.
Машенька на тот момент пресытилась отчётами да финансами и хотела войти в новый виток, глотнуть воздуха свободы. Короче, у 30-летней женщины начался личностный кризис, и она искала варианты смены обстановки.
Ничего толком не знаю ни о косметике «Mary Kаy», ни о внутренней структуре этого бизнеса, но в общих чертах к сетевому маркетингу отношусь настороженно. Они у меня все под одной гребёнкой: что Avon, что Oriflame, что Faberlic, что NL. Возможно, потому что консультанты некоторых брендов в своё время были на редкость назойливы и вели себя зачастую некрасиво. А, возможно, потому, что продажник из меня никакой. Жилки торговой нет. Оценку качеству косметики давать не буду — далека от этой сферы.
Марья влюбилась в бизнесменшу чуть ли не в буквальном смысле, смело уволилась с опостылевшей работы со стабильным заработком и ушла в свободное сетевое плавание. Обзванивала клиентскую базу начальницы, помогала организовывать прогревы, ездила на склад за поставками и каталогами. О размере зарплаты молчала, точнее, отмалчивалась, скромно потупив свои зелёные глазки.
Потом что-то пошло не так. Продажа косметики Ирине вдруг опостылела, и она, заинтересовавшись психологией, постепенно перетекла трудиться на это поприще. Окончила экспресс-курсы по профессии, тематику бьюти-блога в Какаграме перевела в терапевтическую — и начала прогревы для набора на онлайн-курсы и групповые сессии. По выходу из травм, прокачке личности, снятию финансовых блоков — и так далее.
Народ пошёл хорошо, кучно. Как не раз отзывалась Мария, которая на онлайн-курсах теперь трудилась куратором, новоиспечённый психолог быстро на новом поприще вошла в колею, и сетевой маркетинг стал шустренько позабыт-позаброшен. В начале карьеры личная консультация психолога Ирины стоила пять тысяч, нынче — пятьдесят.
— Люди платят за её частное время. Ирочка каждую свою секунду очень ценит! — с придыханием год назад произнесла Мария, попивая чай на моей кухне. — А ты как деньги зарабатываешь?
— В смысле? — не поняла я. — Какая разница, как я зарабатываю, если тебе необходимо выяснить, как нужно зарабатывать именно тебе: через какие таланты, способности и компетенции. Или считаешь, что мы как два брата-акробата: что хорошо мне, то сгодится и тебе?
— Да вот, хочу сменить работу... Кураторы не особо много зарабатывают...
— А сколько? Если не секрет…
Мария ничего не ответила, опять скромно потупив глазки. Я задумалась — ведь, собственно, никогда мне и не удавалось услышать размеры её доходов, ибо одноклассница суммы своих заработков всегда старательно скрывала, плакалась, зато у меня с пристрастием до рубля выпытывала. А потом гостья рассказала, как много крутого на курсах происходит, из чего мне удалось понять, что массовая платная терапия онлайн — сборная солянка из эзотерических изысканий, языческой подоплёки, тета-хиллинга, медитаций и теоретической базы.
Начальницу Иру Маруся боготворит. Проходя онлайн-курсы бесплатно в роли куратора, Маша сподвиглась родить первенца у себя дома, в ванной, без врача, под надзором повитухи-ЗОЖницы. Понравилось, говорит, ещё раз бы десять так родила, не то что другие в роддомах мучаются. Ещё поделилась, что Ирина теперь ещё и психолог-маг, изгоняет из людей сущей на групповых занятиях в оффлайне. Место на таком занятии стоит 10 косарей. Жутко, говорит, бывает, что пипец. Корчит жертв при экзорцизме будь здоров.
— Надеюсь, народ в группе хотя бы крестики православные надел, пока сущность изгонялась?.. Хоть какие амулеты, обереги у кого были?
— Нет. А что надо было?..
Дорогие читатели, я как опытный и бывалый клиент психологов, абсолютно не против терапевтических онлайн-курсов, не подумайте. Не все курсы поверхностны и вредны. Не все из них стряпаются на коленке.
Но продукты, рассчитанные на массу, не дадут вам зайти в глубины своей психики. На это способна только личностная терапия. Знания и опыт, полученный на курсах, сможет направить и указать.
Я и сама онлайн-продукты проходила. Многие мне помогли: пройтись по верхам, снять видимые слои пыли, так сказать. Помню терапевтический массовый курс «Род», пройденный мной у психолога три года назад ради любопытства. Итогом стало то, что я серьёзно начала изучать свой Родовой эгрегор и решить в личной терапии через него немало вопросов.
Глубокие травмы в онлайн-курсах проработать невозможно. Плавала, знаю. Это такое же самолечение, как и режим «я сам себе психолог, по техникам из книжек терапевтируюсь». Подсознание зайти в глубины бездны личности попросту не даст, у неё для этого защиты и существуют.
Искренне понимаю, почему онлайн-курсы популярны: вроде, в терапии, сам себе пыль в глаза пустил, якобы проработался и преисполнился. А на самом деле воз и ныне там, стоит лишь слегка копнуть, задеть триггер — и понеслась душа по кочкам.
— А вы онлайн-курсы делаете? — спросила я на сессии своего терапевта. Работаю с ним уже 1,5 года.
— Нет, — ответил спец. — У меня график полный. Если начну создавать массовый продукт, придётся забыть об индивидуальных сессиях с клиентами. Курсы не про терапию. А про способ заработка.
Точно, способ заработка. Один клиент на сессии принесет спецу, допустим, 3000 рубликов. А курс купит человек десять, тыщ за десять. Вот уже сотня получилась. Блоггеры-миллионники умудряются на свои продукты через прогревы заманить тысячи. Умножьте, посчитайте. Разница хороша, верно?
Курсы замечательны в сочетании с личной терапией, но не без неё. Я это усвоила на своём собственном длительном терапевтическом опыте. Вот только для личной длительной терапии нужны храбрость, желание измениться вопреки любым сопротивлениям сознания и сила воли. Да не показушная, напускная, на одних только словах, а истинная. Такое в соцсетях байками да фильтрами не приукрасишь.
А ещё, слушая Марью в прошлом году (наши встречи становятся всё реже и реже), я в который раз с огорчением осознала, что настоящих спецов нужно искать днём с огнём и беречь их контакты. А всяких гуру, истоптавших настолько важную и полезную для нашего народа поляну во имя зарабатывания бабла, полным-полно.