Наполнение вашего интерьера предметами, которые отражают вашу индивидуальность и интересы, — это то, что делает дом домом», — сказала Амелия Уокер, руководитель отдела частных коллекций Christie's в Лондоне, и добавила, что смешение произведений искусства разных периодов создает «многослойный вид, который радует глаз и разжигает интригу».
Однако, страсть коллекционеров к изысканным интерьерам ослабевает, а проблемы у аукционных домов в торговле растут.
На торгах Christie's была представлена роскошная, преимущественно французская мебель XVIII века от трех давно существующих, но неназванных европейских дилерских центров, которые на протяжении почти столетия находятся в центре международного рынка произведений искусства.
В нынешних сдержанных рыночных условиях 247-й аукцион декоративных, но едва ли музейного качества предметов, не вызывал особого ажиотажа в плане торгов. Некоторые из его декоративных азиатских предметов, например японский фарфоровый настольный фонтан эпохи Регентства в форме карпа (около 1725-30 гг.) был продан за 239 400 фунтов стерлингов. Но в целом продажа собрала всего 2,8 млн фунтов стерлингов, при этом всего было продано около 27% лотов.
Парадигма «сокровищницы»
Конечно, вкусы богатых изменились. Как и их привычки в расходах. В настоящее время доходы от аукционов падают, а международные дома сокращают персонал и снижают продажи; например, впервые за десятилетия Christie's не провел крупный вечерний аукцион произведений искусства в Лондоне в июне 2024 года.
В то время, когда некоторые люди задаются вопросом, выживет ли, будет ли процветать или пойдет на спад современная торговля антиквариатом, может быть поучительно взглянуть на то, как изменились вкусы элиты в отношении внутреннего убранства и жизненные привычки за эти годы.
Le goût Rothschild (вкус Ротшильдов) — термин, который чаще всего используется для описания попыток новых богачей накапливать произведения искусства и предметы обстановки, которые копируют обстановку домов самых богатых людей Европы прошлых столетий.
«Посещение коллекции Ротшильдов всегда было незабываемым опытом», — писал британский историк искусства и бывший директор Национальной галереи Кеннет Кларк в 1963 году. «Безмолвные, нетронутые, почти неотличимые друг от друга, они впечатляли не только своими размерами и великолепием, но и ощущением торжественности и богатства, которое витало вокруг них».
Потомки бы не поняли
Le goût Rothschild (вкус Ротшильдов) все еще имеет успех на современном рынке антиквариата, особенно когда на продажу выставляется именная коллекция. Однако скромные четырех- и пятизначные цены на большинство произведений искусства в стиле рококо на торгах Christie's более типичны для этой категории в 2024 году.
Согласно книге Фрэнка Херрманна «Англичане как коллекционеры», Фердинанд де Ротшильд даже зашел так далеко, что уничтожил квитанции о своих покупках для поместья Уоддесдон, потому что «боялся, что его потомки сочтут уплаченные им цены чрезмерными».
Минималистский консенсус
Невозможно избежать огромного контраста между захватывающими, коллекционными средами, созданными богатыми людьми в 1870-х и 1880-х годах, и более минималистичными интерьерами современных ведущих коллекционеров.
Во всем мире сейчас преобладает определенный стиль: белые стены; большая, яркая картина (в идеале Баския, Стелла или Кондо); диван Жана Ройера (или похожий); журнальный столик Джакометти (или похожий), покрытый толстыми книгами по искусству; ваза с цветами; буфет середины 20 века; интересная лампа; и немного интригующей современной керамики. Вот, в общем-то, и все.
Меньше - значит больше!
Интерьеры коллекционеров начала 21 века стали, по-своему, такими же типичными, как и их аналоги конца 19 века. Главное отличие заключается в огромном количестве предметов, охватывающих различные исторические периоды.
Сегодняшняя мода «меньше-значит-больше» пошла на пользу галереям, которые продают большие картины мгновенно узнаваемых современных авторов, но это стало болезненным развитием для более широкой торговли искусством и антиквариатом, о чем свидетельствует закрытие осенней ярмарки Tefaf.
Меняются вкусы?
«Коллекционирование стало более эклектичным и разнообразным», — говорит коллекционер и автор из Монако Тики Атенсио, опубликовавший в 2020 году книгу «Ради искусства: в домах арт-дилеров».
«Коллекционеры стремятся смешивать новейшее современное искусство и дизайн с древним, историческим, современным, коренным и этническим искусством. Они могут представлять декоративные работы, которые что-то значат для них, включая ювелирные изделия, керамику и стекло как часть своей коллекции», — говорит Атенсио, который описывает этот взгляд как «радикально возвышенный».
Но на данный момент подавляющее большинство богатых людей мира, похоже, не считают многомиллионную недвижимость местом для демонстрации своего искусства радикальным или возвышенным образом.
Если торговля предметами искусства и антиквариата будет процветать или хотя бы выживать, богатым придется тратить, как их предкам из 19 века. Для них больше означало больше, а не меньше.