Найти в Дзене
For memories

Сименон Жорж

Мегрэ в суде присяжных На этот раз основное действие происходит в суде. Расследование уже закончено, однако не все устраивает комиссара… Судят Гастона Мерана. Якобы он убил свою тетушку и 4-летнюю девочку, которая с ней жила. Для присяжных и прокурора Гастон – обычный неудачник: поздно женился, потом пытался открыть ресторан (жена настояла), разорился, попросил денег у тети, открыл мастерскую по изготовлению рам, но и тут не преуспел. У Гастона есть вексель, он не погашен и вот-вот должен был быть предъявлен, а значит, Гастона объявят банкротом. Но Мегрэ не устраивает прямой взгляд на подозреваемого. Он понимает, что человек в трудной ситуации готов на все, но вряд ли Гастон таков. Гастон хотел детей и искренне переживал, что у них с женой детей не было (а значит, он не стал бы планировать все так, чтобы девочка в этот момент оказалась дома). К тому же денег и ценных бумаг нет ни в тетиной квартире, ни в доме Гастона. В поисках других подозреваемых Мегрэ обращается к жене Гастона, Жине

Мегрэ в суде присяжных

На этот раз основное действие происходит в суде. Расследование уже закончено, однако не все устраивает комиссара…

Вот так выглядит помещение, где проходит суд. Фото из сети
Вот так выглядит помещение, где проходит суд. Фото из сети

Судят Гастона Мерана. Якобы он убил свою тетушку и 4-летнюю девочку, которая с ней жила.

Для присяжных и прокурора Гастон – обычный неудачник: поздно женился, потом пытался открыть ресторан (жена настояла), разорился, попросил денег у тети, открыл мастерскую по изготовлению рам, но и тут не преуспел. У Гастона есть вексель, он не погашен и вот-вот должен был быть предъявлен, а значит, Гастона объявят банкротом.

Где-тот тут жил наш герой. Фото из сети
Где-тот тут жил наш герой. Фото из сети

Но Мегрэ не устраивает прямой взгляд на подозреваемого. Он понимает, что человек в трудной ситуации готов на все, но вряд ли Гастон таков. Гастон хотел детей и искренне переживал, что у них с женой детей не было (а значит, он не стал бы планировать все так, чтобы девочка в этот момент оказалась дома). К тому же денег и ценных бумаг нет ни в тетиной квартире, ни в доме Гастона.

В поисках других подозреваемых Мегрэ обращается к жене Гастона, Жинетте. Та когда-то работала официанткой, любила общение и вообще быть рядом с мужчинами, регулярно наставляла мужу рога и ни перед чем не остановилась бы.

Но никаких прямых улик нет: женщина ни с кем не встречалась, в злополучный вечер была в кино, в ее квартире нет никаких денег и жила она, пока муж был под следствием, весьма скромно.

Кинотеатр в Париже. Фото из сети
Кинотеатр в Париже. Фото из сети

К моменту, когда начался суд, все улики указывали на Гастона. Мегрэ нашел свидетеля, который указывал, что в то время, когда преступник был в квартире тети, он беседовал с Гастоном в его мастерской. Однако не помнил, было ли это в тот день или накануне. Помощники Мегрэ внимательно наблюдали за сидящими в зале суда, однако ничье поведение подозрений не вызвало.

Из зала суда Гастон вышел благодаря красноречию адвоката: трудное детство, рос в приюте и все такое.

Более детальные поиски привели к другому факту: жена Гастона появлялась в номерах для свиданий с каким-то мужчиной, причем довольно регулярно. Мегрэ с помощниками начали копать и выяснили, что это был бывший преступник, приятель брата Гастона. Именно он имел тайные отношения с Жанеттой, они придумали весь план, а потом осуществили его и сидели тихо, чтобы никто не заподозрил: Жанетта – в Париже, а ее любовник – в глухой деревне.

По этим улицам ходили герои. Фото из сети
По этим улицам ходили герои. Фото из сети

После того, как Мерана освободили, тут-то и началось самое важное. На следующий день он пришел к Мегрэ. И тот повел разговор так, что в мозгу Мерана возникли правильные выводы. В частности, Мегрэ прямо сказал ему, что 36 владельцев мелких гостиниц подтвердили, что его жена регулярно встречалась с разными мужчинами (в том числе и с его братом). Он также сказал, что пятна крови на синем костюме, который считался у Мерана выходным, могли появиться только в том случае, если в нем был убийца. И что никак этот костюм не мог оказаться у незнакомца, поскольку ключи от квартиры были только у самого Гастона и у его жены…

Гастон сначала разыскал брата, забрал у него пистолет, а потом поехал к тому самому человеку, который задумал и реализовал этот план. Исход был предрешен, полицейский запоздал и не вмешался. На этот раз Гастона должны были судить уже всерьез, за то реальное, что он совершил…

А Фелиси-то здесь!..

Убили простого деревенского жителя Жюля Лапи. Он давно уже в отставке, имел деревянную ногу (и соответствующее прозвище) и никому не мешал.

Фото из сети
Фото из сети

Однако в один совсем не прекрасный день служанка – молодая женщина по имени Фелиси – обнаружила хозяина в его комнате распростертым на полу.

Фото из сети
Фото из сети

Мегрэ начинает расследование. Прежде всего, ему кажется подозрительным, что нет револьвера. Куда он мог деться? Потом кажется подозрительной Фелиси – уж больно непонятно она себя ведет. Исчезла после похорон хозяина, то расстроена, то бодра… Она и раздражает, и привлекает одновременно.

Она очень хозяйственна и везде чисто. Она хорошо готовит. А еще она читает разные бульварные романы, в том числе детективы.

Она-то и запутывает следствие так, что меня даже удивило, отчего Мегрэ это терпел.

Сразу после похорон Фелиси исчезла из деревни и оказалась в Париже. Что она там делала – непонятно, ну посидела в кондитерской, что-то съела и выпила, потом носилась по городу, потом села в поезд и уехала домой.

Дом, кстати, кто-то регулярно обшаривал. Кто это был и зачем – тоже не сразу стало очевидно.

У погибшего был племянник, он не очень хорошо ладил с дядей, но трудно было представить, чтобы он был убийцей – слишком неподходящий типаж. Мегрэ курсирует туда-сюда между Парижем и Жанневилем, пытаясь установить истину.

Он приходит к гостиницу, где живет племянник, там все перерыто: кто-то долго и методично что-то искал. Когда Мегрэ отправляется к племяннику, а потом с ним выходит на улицу, раздается выстрел. Племянник тяжело ранен. Это дает определенные догадки, но опять-таки, непонятно, где и кого искать.

Фелиси, которая втайне была влюблена в молодого человека, отправилась в Париж (с комиссаром). В одном из кафе она увидела мужчину и очень испугалась. Сунула ему записку. Однако Мегрэ дознался до сути: мужчину этого она видела второй раз жизни. А впервые увидела тогда, когда была в Париже несколько дней назад. Она должна была избавиться от пистолета, который обнаружила возле трупа хозяина. Так что в вагоне метро, в час пик, она сунула оружие мужчине в карман. Соответственно, когда она его снова увидела, ей не хотелось с ним объясняться в присутствии Мегрэ.

Это кое-что проясняло. Оказалось, что Фелиси таким образом пыталась помочь племяннику, который в тот день общался с дядей. Не зная, как правильно это сделать, она забрала оружие и избавилась от него.

Ночью в дом кто-то забрался и, когда Фелиси отправилась выяснять, кто это, ударил ее. Мегрэ понимает, что в доме что-то спрятано и тот, кто это спрятал, ищет теперь свои сокровища.

Разговор с Фелиси помог узнать, что однажды в доме жил приятель племянника. В его комнате стоял шкаф. Потом этот шкаф убрали в чулан, а на его место поставили другой, точно такой же.

Мегрэ нашел в том шкафу деньги и стало понятно, что именно за ними приходил преступник, убивший хозяина и ударивший Фелиси. Ночью в доме устроили засаду (Фелиси комиссар предусмотрительно напоил снотворным, чтобы она опять не кинулась «помогать»).

Ночью преступника по кличке Музыкант взяли.

Однако участие девушки оказалось настолько запоминающимся, что коллеги еще долго дразнили комиссара:

- А Фелиси-то здесь!.

Фото из сети
Фото из сети

Письмо следователю

Роман написан в эпистолярном жанре – якобы преступник исповедуется своему следователю в том, как жил и что совершил. Так как подследственный сидит в камере, тот следовательно – единственный человек, до которого еще можно достучаться. Ну и почему-то этот человек вызвал у убийца желание поделиться своим сокровенным.

Начинается все вполне невинно – обычное детство небогатой семьи, правда, отец был старше матери, а матери на момент замужества было больше 30 лет (в то время просто ужас). Отец пил, гулял, периодически отцы забеременевших дочерей приходили с разными требованиями, и отец откупался от них, продавая землю. К моменту, когда он погиб (якобы чистил ружье), у семьи почти ничего не было. Однако матери удалось выучить сына на врача и даже купить ему практику в селе.

Так мог выглядеть дом. Фото из сети
Так мог выглядеть дом. Фото из сети

Сын не был как отец – общительным и деятельным. Он предпочитал одинокие прогулки по полям. Когда была возможность, прижимал кухарок в доме. Мать женила сына. Первая жена, Жанна, ничем особым не запомнилась. Только тем, что, по настоянию ее отца, врача, у которого он купил практику, он не вез ее в больницу. После вторых родов она умерла.

У героя осталось на руках две девочки. Переезд в местечко получше инициировала мать. А тут и женщина в его жизни появилась. Причем исключительно своей настойчивостью и умением всегда давать советы и ждать.

Девочкам нужна была мать, Арманда им понравилась. Мать была не в восторге от Арманды, но сыну нужна жена! Арманда была и на приемах помогала, и гостей развлекала.

Герой признается, что не любил своих жен. Арманда вообще была трудно выносима. Ей невозможно было сопротивляться. И она всегда была на пару шагов впереди. Это не тот вариант, когда мужчина чувствует себя мужчиной. Они были при деньгах ,но внешний комфорт – это единственное благо от Арманды.

И вот однажды на перроне вокзала герой встретил девушку. Она не была ни особо красива, ни особо образованна. Она была сама по себе, бедная, голодная, ехала в их городок, чтобы устроиться секретаршей в галерею к местному богачу и прохиндею. Тот много пил и не пропускал ни одной юбки.

Фото из сети
Фото из сети

Уехавший прямо перед их носом поезд, дождь и последующие поездки по барам определили дальнейшее. Герой втянулся буквально за одну ночь. Я бы не назвала это любовью, хотя каждый маньяк называет свои привязанности именно так.

К Мартине его влекло невероятно. Мартина была никем и не могла дать отпор. Тем больший восторг испытывал персонаж, когда давал ей затрещины. Иногда до синяков.

Она не сопротивлялась, потому что это раздражало его еще больше.

С момента встречи с Мартиной героя просто понесло: он сделал ее своей помощницей, познакомил с женой и матерью и часто навещал в ее жилье. С Армандой он никакого удовольствия не получал. А тут! Такие страсти!

Героя сводила с ума биография Мартины. Он узнал, что ей приходилось спать с мужчинами, чему очень способствовала бедность. И это очень сильно будоражило его воображение.

Ревность – то чувство, которое подпитывало и одновременно изнуряло его изнутри. Он до такой степени изжигал себя мыслями о том, что делает девушка в конкретный момент, когда они не вместе, что работать стало все труднее. Однажды они целовались, и тут вошла жена.

Арманда считала необходимым сохранить благопристойность, но герой предпочел уехать в Париже с Мартиной. Там он купил врачебную практику в бедном районе и они с Мартиной почти не разлучались. Он не отпускал бедную девушку никуда.

Это вполне могли быть герои романа. Фото из сети
Это вполне могли быть герои романа. Фото из сети

И это нисколько не остудило его внутренних демонов. Однажды он понял, что рано или поздно убьет ее.

Так и случилось ночью. Все было благополучно, но руки его сомкнулись на шее Мартины и через минуту все было кончено..

Он оделся и попросил служанку вызвать полицию.

Эта книга, конечно, не о любви. Она о том, что внутри человека могут быть скрыты какие угодно силы. Почему герой не выбрал женитьбу на любимой женщине? Почему две женитьбы ему просто приходилось мириться с этими женщинами? Гнев и нежелание подчиняться, даже неосознаваемые мужчиной, однажды увидела подходящую жертву – Мартину, за которую никто не мог вступить. Он отобрал у нее все – прошлое (которое узнал во всех подробностях), настоящее (потому что не отпускал никуда одну) и будущее, потому что однажды задушил ее.

И вот в письме к следователю убийца пытался доказать, что им вела настоящая любовь и что он через письмо пытается сохранить эту любовь. Ему кажется его чувство чем-то невероятным, что редко встречается. Однако как объяснить такую глубокую погруженность в жизнь девушки и стремление полностью ее контролировать? Даже сам факт ее жизни был для него непростительным...

Чудовищные чувства вели героя к развязке. Хорошо бы, чтобы барышни, которым нравятся абьюзивные отношения, хоть раз прочли эту книгу.

#сименон #детективы