Обе преподобные Евфросинии – Евфросиния (Евдокия), великая княгиня Московская (1353–1407 гг.), и Евфросиния Полоцкая (около 1104–1167 или 1173 гг.) – принадлежали к одному княжескому роду, уходящему корнями к равноапостольному князю Владимиру, крестителю Руси. Обе вели праведную жизнь, служили Богу и людям, стали основательницами монастырей. Их отделяли друг от друга два с половиной века.
Суздальский князь Димитрий Константинович радовался вместе со своей супругой Анной: их дочь Евдокия выходила замуж. Супругом девицы стал князь Дмитрий Иванович, который спустя годы победит ордынцев в знаменитой битве на Дону. Дмитрий Константинович говорил супруге:
– Да благословит Господь этот брак! Этот союз радостен и важен для Руси: пусть им завершится борьба Суздаля с Москвой.
Так и получилось: родилась по-настоящему благочестивая христианская семья. Молодой князь большое внимание уделял духовным делам, не участвовал в пустых разговорах, любил беседовать с благочестивыми людьми. Он постоянно читал Священное Писание, не жалел средств на благоукрашение православных храмов. А еще он был смелым воином, готовым в любую минуту защитить Русскую землю. Был добрым и милосердным, отважным и мужественным.
Юная Евдокия была ему под стать: скромная, образованная, хозяйственная и благочестивая. Евдокия сразу же стала настоящей опорой во всех делах для своего мужа. Молодые супруги во всем слушались своего духовного отца – святителя Алексия, митрополита Московского. А еще они часто отправлялись за советом к Сергию Радонежскому, который крестил одного из двенадцати детей супругов. Племянник преподобного Сергия Феодор, игумен Симоновский, был духовником Евдокии и Димитрия.
Времена тогда были тяжелыми. На Русскую землю постоянно нападали враги. В один из дней князь Димитрий сказал своей супруге:
– Жена моя любимая, вновь собираю рать и иду на врага. Хан Мамай ведет на нас огромное войско. Не плачь, молись Господу, только Он наш Защитник во всем.
Русское войско, возглавляемое князем Димитрием, вышло за пределы Москвы. Провожая защитников родной земли, княгиня и ее дети, женщины, старики, несколько пожилых бояр смотрели на уходящее вдаль войско.
Как и велел ей супруг, княгиня вместе с другими женами начала денно и нощно молиться Богу, чтобы Он помог одержать победу. В эти дни Евдокия ходила по бедным семьям, где раздавала милостыню, оделяла нищих и убогих на паперти церквей. Она ежедневно приходила в храм, молилась и днем, и ночью.
Когда княгиня Евдокия узнала о победе, одержанной русской дружиной над врагом, она сразу же вознесла Господу благодарственную молитву. Эта победа была вымолена и игуменом Троицкого монастыря Сергием, и благочестивой княгиней Евдокией.
Встречая мужа-победителя у Спасских ворот Московского Кремля, Евдокия обняла князя Димитрия и прошептала ему:
– Господь помог! Слава Ему, даровавшему нам победу!
Князь Димитрий ласково обнял жену, которой он так дорожил.
После победы над ханом Мамаем княгиня Евдокия вновь долгие дни молилась Господу, благодаря Его за спасение Русской земли. Радость княгини удваивалась от того, что во время благодарственных молебнов Господу рядом с ней в эти часы находился ее супруг, князь Димитрий.
Но на долю княгини выпало еще немало испытаний. Через два года на Москву совершил нападение хан Тохтамыш. Княгиня едва успела покинуть Москву со своими детьми и несколько дней назад рожденным младенцем на руках. Они едва не попали в руки врага, который долго преследовал семью князя. Но больше всего в этом горестном событии князя и княгиню удручило другое. Князь Димитрий горько повторял:
– Какое коварство! Напасть на беззащитных, мирных людей!
Княжеская чета сокрушалась, что враг убил в Москве 24 тысячи мирных жителей.
Вскоре в Орде был оставлен в качестве заложника старший сын княгини – отрок Василий, которому едва исполнилось 12 лет. В этот же год, 1383-й, Евдокия тяжело пережила смерть горячо любимого отца. Как молилась она об избавлении сына от плена! Какие муки претерпела ее душа в эти два горестных года! Молитвы матери были услышаны: Василию удалось бежать из Орды. Великая княгиня Евдокия в это время основала Вознесенскую женскую обитель возле Спасских ворот Кремля.
Через несколько лет, в 1389 году, великую княгиню постигло огромное горе: умер ее горячо любимый супруг, великий князь Димитрий, отдавший все силы служению Отчизне. Великая княгиня только родила последнего сына, и вот – новое горе.
Князь Московский Димитрий, предчувствуя окончание своей земной жизни, оставил духовное завещание, которое показывает, как высоко великий князь чтил свою супругу. Димитрий писал, обращаясь к своим детям:
– Вы, дети мои, живите заодно, а матери своей слушайтесь во всем. Если кто из сыновей моих умрет, княгиня моя наделит его уделом остальных сыновей моих. Кому что даст она, то и есть, дети мои из воли ее не выйдут. Если Бог возьмет к Себе сына моего князя Василия, то удел его идет следующему за ним сыну, а уделом последнего княгиня оделит сыновей моих. Вы же, дети, слушайте своей матери; что кому даст она, то того и есть. Который сам не станет слушаться матери своей, на том не будет моего благословения.
Так великий князь Димитрий дал своей мудрой жене всю полноту власти делить между сыновьями его наследие. А самой великой княгине супруг выделил несколько частей из уделов каждого сына, чтобы после ее смерти эти земли вернулись к ним же.
После смерти супруга великая княгиня все силы направила на воспитание детей. Покойный муж оставил ей значительное богатство, и она продолжала благодарить Господа и Пресвятую Богородицу за все благодеяния, за помощь в Куликовской битве. Она построила каменный храм Рождества Богородицы, наняла лучших иконописцев для создания икон, приобрела дорогую храмовую утварь. Великая княгиня ходатайствовала, чтобы ежегодно 8 сентября в Москве чтилась память победы в Куликовской битве: именно она положила начало празднованию этого знаменательного события в жизни Русского государства.
Великая княгиня Евдокия восстанавливала православные храмы, которые пострадали от нашествия хана Тохтамыша. В Переяславле-Залесском она основала Горицкий Успенский монастырь.
Некоторое время Евдокия жила во Владимире. Когда пришла весть о том, что на Москву идет Тамерлан, стараниями великой княгини в Москву была отправлена с крестным ходом знаменитая Владимирская икона Пресвятой Богородицы. А сама Евдокия вновь стала усердно молиться о спасении Москвы. На пути к крестному ходу примыкали жители всех деревень и сел. Со стороны казалось, что русскому войску, оборонявшему Москву, идет огромная рать на подмогу. А еще было знаменитое видение Тамерлану, когда он созерцал грозную Защитницу земли Русской, Пресвятую Богородицу, в небе. В итоге Москва была спасена – враг покинул поле боя.
Великая княгиня всю свою жизнь была молитвенницей о земле Русской.
Незадолго до своей смерти ей явился ангел, и княгиня после этого стала немой. Окружающие ее люди увидели, что княгиня что-то рисует в воздухе пальцем, словно пишет кистью. Они начали наперебой спрашивать:
– Нужно написать чей-то лик?
Княгиня благодарно кивнула головой.
– Кого запечатлеть?
Княгиня вновь начертила в воздухе силуэт.
– Это ангел! – догадался кто-то.
Княгиня слабо, но радостно улыбнулась и вновь кивнула.
Вскоре ей принесли два изображения: на одном был ангел Господень, а на другом – Архангел Михаил.
Евдокия взяла изображение Архангела Михаила в руки, поцеловала образ. И тут произошло чудо! Она вновь смогла говорить, немота отступила.
После этого случая великая княгиня отправилась в Вознесенский монастырь, который был основан ею. Здесь она проводила все время в молитве и посте.
Как-то она неторопливо шла из соборного храма Успения Пресвятой Богородицы в свою маленькую келию, и один слепой человек закричал:
– Княгиня, кормилица нищих, ты в моем сне обещала дать мне зрение! Исполни свое обещание!
Княгиня не подала вида, что слышит его слова, но опустила рукав своей верхней накидки, коснувшись ею слепца. Слепой отер тканью рукава свои глаза и в тот же миг прозрел. Бывший слепец закричал:
– Я вижу! Господи! Пресвятая Богородица! Великая княгиня! Благодарю!
Бывший слепой хотел упасть в ноги княгине и поцеловать ее обувь, но она уже ушла в свою келию.
Вскоре великая княгиня Евдокия приняла постриг с именем Евфросиния. В 1407 году в Вознесенкой обители она заложила каменный храм и в том же, 1407 году, тихо отошла ко Господу.
Мощи благоверной великой княгини преподобной Евфросинии находятся в Архангельском соборе Московского Кремля.
***
Предслава, будущая преподобная Евфросиния Полоцкая, была праправнучкой крестителя Руси князя Владимира, дочерью полоцкого князя Георгия Всеславича. С детских лет она читала Священное Писание, Псалтирь, духовные книги, усердно молилась, была смиренна и мудра. Многие князья хотели, чтобы Предслава стала их женой, но юная дева уже твердо знала, что станет монахиней. Она постоянно говорила своим родителям:
– Батюшка и матушка, не принуждайте меня выйти замуж. Я помышляю не о земном браке. Отпустите меня в монастырь.
Но ее родители согласия не давали. Когда Предслава узнала, что скоро станет женой одного князя, то отправилась в монастырь, в котором игуменией была ее родственница. Игумения с сомнением смотрела на девицу, которая просила принять ее в число монашествующих. И было от чего сомневаться: Предславе было 12 лет, а еще девица была очень красива, что ставило под сомнение ее судьбу как монахини. Игумения начала задавать Предславе различные вопросы и увидела, что отроковица разумна и глубоко почитает Господа. Тогда игумения сказала:
– Благословляю тебя на постриг.
И постригли ее с именем Евфросиния.
Когда родители Предславы узнали о постриге дочери, то, поплакав, сказали:
– Предоставляем тебя, наша дочь, воле Господа.
Какое-то время Евфросиния жила в монастыре. Вскоре епископ Илия дал благословение Евфросинии, чтобы она начала жить уединенно, в особой келии при Софийском соборе в Полоцке. Здесь она молилась, читала и переписывала духовные книги. Евфросиния любила людей и переписанные книги дарила всем, кто хотел духовно просветиться.
Евфросиния окрепла духовно и получила откровение свыше выйти из затвора, отправиться в место под названием Сельцо. Ей три раза являлся ангел и говорил:
– Ты должна пребывать здесь, ибо Господь желает через тебя на сем месте наставить многих на путь спасения.
Ангел явился и Илии, епископу Полоцкому, и сказал:
– Почивает Дух Святой на ней.
И ангел показал на Евфросинию, дав указание поставить ее игуменией новой обители в Сельце, недалеко от Полоцка.
Епископ Илия пригласил к себе знатных людей, рассказал им о своем видении и заключил:
– Вот я в вашем присутствии даю Евфросинии место при церкви Святого Спаса на Сельце, дабы был там монастырь девический. Пусть никто не препятствует и не отнимает у нее то, что я дал ей.
И Евфросиния начала жить при храме Преображения Господня, чтобы основать в этом месте монастырь. Это было около 1128 года. Сюда она принесла только свои духовные книги, про которые говорила:
– Все мое имение.
С годами Спасо-Преображенский монастырь рос и благоустраивался. Для многих Евфросиния стала духовной матерью.
В 1161 году стараниями преподобной Евфросинии был построен каменный Спасо-Преображенский собор. Этот храм в перестроенном виде сохранился до наших дней.
Когда шло строительство этого храма, вскоре оказалось, что для завершения работы не хватает кирпичей. Но кирпичи откуда-то стали чудесно появляться. Утром, когда строители храма просыпались, печь для обжига кирпичей уже была наполнена обожженными кирпичами, готовыми к употреблению. Строители изумленно говорили:
– Откуда появились кирпичи?
– Вчера еще печь была пуста!
– Нам помогает Сам Господь!
Строители при этом видели молящуюся Евфросинию и слышали ее слова, обращенные к Спасителю:
– Ты, даровавший нам большее, даруй нам и меньшее.
Матушка Евфросиния пожертвовала в построенный храм свой напрестольный крест с частицами мощей многих святых и частью Животворящего Креста Господня. Внутри храма были построены две маленькие келии. В одной из них стала жить игумения Евфросиния. Отсюда ей было слышно богослужение и пение сестер.
Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в котором построила каменный храм в честь Пресвятой Богородицы, украсив его иконами.
Евфросиния состояла в родстве с императором Византии Мануилом Комниным (1143–1180), поэтому она обратилась к нему и к Патриарху Константинопольскому Луке с просьбой прислать для монастыря величайшую святыню – икону Пресвятой Богородицы Ефесскую. Эту икону, по преданию, написал святой апостол и евангелист Лука. Просьба преподобной Евфросинии была выполнена, и в 1162 году икону привезли на Русь. Ее везли через Корсунь (Херсонес), и по просьбе жителей Херсонеса икона была оставлена там на целый год. После этого икона получила название Корсунской. Наконец, ее привезли в Полоцк.
Матушка Евфросиния, жившая в период раздробленности русских княжеств, постоянно молилась Господу:
– Боже, даруй единство Русской земле, даруй победу над тьмой разделения.
А еще Евфросиния всегда старалась мирить людей. Она говорила:
– Нужно, чтобы все были единой душой.
Игумения Евфросиния, чувствуя, что ее земной путь подходит к концу, отправилась в паломничество в Иерусалим. Она всегда говорила:
– Хочу быть погребенной на Святой Земле.
На пути в Палестину Евфросиния встретилась с византийским императором Мануилом Комниным, который отправлялся на войну с венграми. Потом в Константинополе состоялась ее встреча с Патриархом Лукой. Она поклонилась святыням Палестинской земли и Иерусалима. В Иерусалиме, в русском монастыре Пресвятой Богородицы, Евфросиния несколько раз ходила на поклонение Живоносному Гробу Господню, поставила перед ним лампаду. Она обошла все места, связанные с земной жизнью Господа. В русском монастыре она заболела. Явившийся ей ангел возвестил ей о близкой кончине. Игумения Евфросиния, услышав ангельское известие, воскликнула:
– Прославляю Тебя, Господи, за милость Твою ко мне!
Евфросиния с радостью ожидала указанный день. Она лежала на одре болезни 24 дня в монастыре Пресвятой Богородицы. 24 мая / 5 июня 1173 года Евфросиния причастилась Святых Христовых Таин и, пребывая в молитве, отошла ко Господу. Ее тело, по ее завещанию, погребли в обители преподобного Феодосия, в паперти храма. Желание игумении Евфросинии быть погребенной на Святой Земле исполнилось.
Когда в 1187 году Иерусалим захватил султан Саладин, он потребовал, чтобы все христиане ушли из города. Монахи русского монастыря Пресвятой Богородицы вернулись на Родину и привезли с собой святые мощи преподобной Евфросинии. Они принесли мощи в Киев и положили в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. В 1910 году мощи преподобной Евфросинии были торжественно перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь.
Обе преподобные Евфросинии – Евфросиния Московская и Евфросиния Полоцкая – все силы отдали на служение Господу и людям, несли окружающим мир и согласие и призывали людей ко спасению души.