Найти тему
Морское братство

Пропавший в море: MV Derbyshire

Оглавление

В сентябре 2024года исполнился 44года с тех пор, как “MV Derbyshire” был потерян в море, добавив черную страницу в морскую историю Великобритании и переосмыслив вопросы безопасностибалкеров. Это самое крупное зарегистрированное в Великобритании торговое судно, которое когда-либо пропадало в море в мирное время, и один из немногих случаев, при котором не поступало сигналов бедствия, не было выживших и не было обломков.

Подробности происшествия:

Тип происшествия: Затопление
Судно: “MV Derbyshire” (нефтеналивное судно для перевозки руды)
Дата: 9 сентября 1980 года
Место: Южно-Китайское море
Число погибших: 44
Загрязнение окружающей среды: нет

11 июля 1980 года “MV Derbyshire” покинул Сент-Иль, Квебек, Канада, направляясь в Кавасаки, Япония, с грузом в 157 446 тонн железной руды на борту. Судно исчезло 9 сентября 1980 года во время тайфуна "Орхидея" при неизвестных обстоятельствах. Примечательно, что экипаж так и не отправил сигнал бедствия, хотя и сообщил о сильном тропическом шторме.

15 сентября начались официальные поиски судна, но шесть дней спустя они закончились безрезультатно. Судно было объявлено пропавшим без вести. Единственными найденными следами была спасательная шлюпка, которую экипаж японского танкера обнаружил в поисковом районе шесть недель спустя.

Никто из 44 человек, находившихся на борту, включая 42 члена экипажа и жен двух офицеров, так и не был найден, и все они считаются погибшими в результате катастрофы.

Вероятные причины

Причина крушения была установлена только через 20 лет после трагедии. Отсутствие обломков или выживших первоначально препятствовало проведению официального расследования британским правительством, и в качестве официальной причины крушения был назван тайфун "Орхидея".

После нескольких лет кампаний профсоюзов и родственников жертв в рамках “Ассоциации семей Дербишира”, направленных на официальное начало расследования причин аварии, а также после двух отдельных случаев растрескивания палубной обшивки (шпангоут 65) на двух судах-однотипниках "Дербишира", которые выявили недостатки в конструктивных изменениях, МФТ профинансировала глубоководную поисковую миссию по поиску затонувшего судна, которое в конечном итоге было обнаружено 8 июня 1994 года у берегов Окинавы, Япония, и привело к возобновлению расследования.

После двух экспедиций в 1998 году первоначальным результатом расследования стало то, что судно затонуло из-за того, что крышка люка для хранения цепей на носовой палубе была оставлена незакрытой. После нескольких лет и противоречивых теорий о том, что привело к затоплению, в 2000 году была объявлена официальная причина, которая заключалась в конструктивных недостатках, в том числе в том, что бурное море повредило палубную арматуру судна и крышки люков, что впоследствии привело к затоплению цепного шкафа, бака, а затем и грузовых трюмов один за другим, потопивший корабль менее чем за две минуты.

Из-за использования промывной палубы, а не более обычного полубака, сильные волны, вызванные тайфуном "Орхидея", сорвали крышки небольших вентиляционных труб в носовой части судна, что в течение следующих двух дней привело к попаданию морской воды в переднюю балластную секцию судна - корабль медленно опустил нос в воду.

Когда носовая часть погрузилась в воду еще ниже, волны начали повреждать крышку первого люка, которая не была рассчитана на такие нагрузки, и затопило ее, что привело к затоплению остальных люков и, в конечном счете, к затоплению судна. В этой окончательной версии не было ни доказательств того, что экипаж нес ответственность за то, что оставил крышки люков открытыми, ни того, что обшивка палубы была повреждена.

Полученные знания

Что делает этот инцидент ценным примером для изучения, так это не только любопытный факт о том, как 294-метровое судно могло просто бесследно исчезнуть в Тихом океане, но и тот факт, что ему было всего четыре года, его пилотировал опытный капитан, он был построен на британской верфи и получил класс А1 от высшее классификационное общество торговых судов. Но самое главное, если бы он не был найден, причины катастрофы, возможно, никогда бы не были обнаружены.

Считается, что установление причин аварии изменило представление о безопасности сухогрузов, особенно если учесть, что за тот же год было потеряно около 17 судов. В период с 1980 по 1994 год было потеряно в общей сложности 149 сухогрузов, в результате чего погибло в общей сложности 1144 человека (о большинстве из которых не сообщалось или они не расследовались), что высветило серьезные опасения по поводу конструкции сухогрузов. Это привело к внедрению новых стандартов проектирования, включая усиление крышек люков, установку VDR (черного ящика) на все существующие грузовые суда и новые постройки, а также установку камер на носовой палубе всех балкеров capesize, а также начало исследовательской программы по изучению минимальных требований к прочности систем кондиционирования и трубопроводов.

Факты:

  • Основанная в 1984 году, “Ассоциация семей Дербишира” (DFA) в течение многих лет тесно сотрудничала с профсоюзами моряков, проводя кампанию за расследование истинных причин крушения;
  • Через два года после инцидента одно из пяти судов-побратимов “Дербишира”, "Тайн Бридж", столкнулось с суровыми погодными условиями в Северном море, и обшивка его палубы начала трескаться прямо перед мостиком;
  • Через шесть лет после того, как "Дербишир" исчез в Тихом океане, однотипное судно "Коулун Бридж" погибло у берегов Ирландии из-за растрескивания палубы;
  • Хотя потребовалось много лет, чтобы возобновить официальные поиски, затонувшее судно было обнаружено всего через 23 часа после того, как МФТ и американская подводная инженерная компания “Oceaneering Technologies” доставили на место происшествия буксируемый гидролокатор бокового обзора “Ocean Explorer 6000”;
  • Экспедиция, которая обнаружила затонувшее судно, также установила на нем мемориальную доску;
  • История «Дербишира» описана в книге под названием "Корабль зашел слишком далеко", опубликованной в 1992 году;
  • Поскольку судно было зарегистрировано в Ливерпуле и более трети экипажа "Дербишира" были выходцами из Ливерпуля, в 2018 году в саду церкви Богоматери и святого Николая был установлен памятник;
  • Тайфун "Орхидея" в 1980 году привел в Японии по меньшей мере к еще девяти жертвам и 112 пропавшим без вести.