Я много лет работаю учителем и психологом в общеобразовательной школе в классах с детьми с задержкой психического развития (далее ЗПР), с расстройством аутистического спектра, с детьми с ДЦП, с детьми из детских домов.
У нас есть в школе специальные классы. Так вот, в начале карьеры, когда я была только учителем, я взяла классное руководство в 5 ЗПР классе.
И у меня там один из детей был с расстройством аутистического спектра.
Таким детям, как и всем остальным в моем ЗПР классе, положено бесплатное питание. Мы все ходили в столовую.
Все дети ели в столовой, а ребенок с расстройством аутического спектра не ел.
Он был очень послушный. Просто сидел в столовой, ничего не ел и уносил свою порцию на раздачу, туда, куда нужно было уносить порции.
Либо если у него спрашивали (назовем его Елисей): "Елисей, можно я съем твою порцию?" Елисей показывал, что согласен: толкал порцию в сторону спрашивающего, и тогда его порцию доедали другие и уносили дети сами.
5 класс он так и прожил, что никогда не ел, и родители ему давали с собой бутерброды.
Я спросила у мамы, она сказала, что он есть только очень специфическую пищу.
Либо в кафе быстрого приготовления он ел только картошку фри, либо дома ел очень долго только манную кашу, а вот в школе ничего не ел.
Я его поначалу пыталась как-то уговаривать, ничего не получалось.
Всё это происходит не быстро: я тоже не робот, не гениальный педагог.
Может быть Макаренко и Сухомлинский сообразили бы на моем месте намного быстрее, но мне понадобился год.
Я понаблюдала за этим ребенком, затем как для него важна последовательность.
Я напомню, что я не дефектолог. И наша школа, она не специальная для детей аутистического спектра. Я работаю в общеобразовательной школе.
И все-таки мне всегда хотелось как-то помочь ему.
Горячее питание, каким бы оно ни было, и хоть его и ругают родители, нужно.
И у меня самой иногда бывают претензии к горячему питанию школьному.
Всё же горячее питание, оно полезнее, чем бутерброд из контейнера.
В общем, год я за ребёнком просто наблюдала. Наблюдала за тем, как для него важна последовательность.
Если меняют уроки местами, он очень сильно расстраивается.
Например, должна быть история, а Елисею говорят: "Иди на русский."
Он: "Нет, сейчас история, нет сейчас история, сейчас история!"
Мне приходилось его уговаривать.
В самом-самом начале приходилось звонить маме, она ему перезванивала и отправляла на историю.
Или я звонила по видео, мама Елисею тут же по видео говорила: "Надо идти на историю. Уроки поменялись, это нормально, иди на историю".
В общем, все это я проанализировала, и когда Елисей ко мне пришел в шестом классе, я повела его вместе с остальными в столовую, он точно так же там ничего не ел.
И тут мне пришла интересная идея. А что, если проблема не в пище? А если проблема в том, что ему нужно знать заранее?
И я позвонила маме и говорю ей: "Слушайте, давайте попробуем вот такую схему. Я заранее буду вам сообщать, что будет завтра на обед. Я имею к этому доступ, мы это знаем, у нас в журнале это отражается".
И мама сказала: "Давайте попробуем".
И мы попробовали.
И вот в тот самый первый день после нашего договора я ей пишу: "Завтра будет гречка с гуляшом. Пусть он ест".
Мама его с вечера настроила: "Елисей, завтра в столовой будет гречка с гуляшом - ешь!!!"
Я ни на что не надеялась, но случилось чудо!
Система сработала - моя догадка сработала: Елисей пришел, увидел гречку с гуляшом, то на что его с вечера программировала мама и всё съел!!!
Вы не представляете, как я была счастлива!
С тех пор Елисей ел в стловой.
6 класс через вечернее программирование мамы, а 7 класс уже просто ел "чтодали".
Я хочу пожелать всем своим коллегам не быть безразличными и не принимать за чистую монету, когда говорят, мой ребенок, например, вот этого не ест, никогда или не будет есть. А все-таки пробовать и пытаться.
Самое главное, почему у меня это получилось, да потому что я их очень-очень сильно люблю, моих драгоценных детей.
И я хочу, чтобы они были сытые, довольные, и чтобы у них были силы заниматься, учиться и достигать своих замечательных результатов.
Чего я и вам желаю, мои дорогие подписчики.
Пожалуйста, если у вас есть какие-то подобные истории, напишите мне, потому что детки с аутистическим спектром, они все разные, и то, что подошло моему, может не подойти вам, но ваш опыт, то, что подошло вашему ребенку, может помочь мне с моим новым поколением!
Подпишитесь на мой канал, буду благодарна любой реакции и вопросам!