За месяц до вступления в должность первой женщины-президента Мексики северо-западный штат Синалоа в очередной раз охватили бои. Синалоа, традиционный центр производства наркотиков – гнездо одноимённого наркокартеля, одного из самых сильных и жестоких в Мексике. В 2019 г. столица штата Кульякан впервые в истории – и не только Мексики - был взят штурмом боевиками картеля. В Мексике это событие вошло в историю под названием «Кульяканасо» – «Удар в Кульякане», подобно тому, как восстание 1969 г. в аргентинской Кордове называют «Кордобасо», а восстание в Каракасе 1989 г. – «Каракасо».
Тогда причиной первых боёв за Кульякан стал арест полицией наркобарона Овидио Гусмана Лопеса, сына главы картеля Хоакина Гусмана Лоэры по кличке «Эль Чапо» («Коротышка»). Боевики картеля взяли город для давления на власть: они требовали освободить сына своего патрона. В результате президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор (забыв, очевидно, о существовании 260-тысячной армии с бронетехникой и авиацией) отдал приказ отпустить Гусмана-младшего, «чтобы не подвергать население риску». Это был первый в истории случай, когда глава государства официально капитулировал перед бандитами. Но, как выяснилось, не последний.
Второй раз Кульякан стал эпицентром сражения в 2023 г., когда армия всё-таки захватила Овидио Гусмана Лопеса, который был экстрадирован в США. Тогда боевики картеля 10 часов вели бои с армией в городе, но сын «Эль Чапо» был уже в США.
Нынешняя вспышка насилия в Синалоа вновь связана с семейством «Эль Чапо», который давно парится в американской тюрьме, но его сыновья и «коллеги» пытаются держать в своих руках картель. В июле Хоакин Гусман Лопес, сын «Эль Чапо», пригласил на переговоры и похитил Исмаэля Самбаду («Эль Майо») - главаря конкурирующей фракции картеля, - затолкал его в самолёт и отправил в США. Предполагают, что Гусман-младший решил сдаться американским властям, а выдачей «Эль Майо» рассчитывает облегчить как собственную участь, так и условия содержания в тюрьме своих родственников.
Раскол в картеле «Синалоа» и предательство клана «Эль Чапо» не ослабило влияние картеля в целом. На автомагистралях близ Кульякана появились бандитские «блок-посты», взявшие город в своего рода окружение. В самом Кульякане начались атаки на полицейские и армейские патрули, обстрелы автотранспорта и нападения на горожан. Столица Синалоа оказалась в блокаде, подобно тому, как это было в 2019-м. Там воцарились паника, хаос и насилие. Ходят слухи, что нападение на Кульякан связано не с захватом «Эль Майо» - действительно, с какой стати нападать на армию и полицию, если дело в борьбой бандитских кланов – а с предполагаемым арестом ещё одного сына «Эль Чапо» - Ивана Арчивальдо. Но это покамест не подтверждается.
В такой ситуации губернатор Синалоа Рубен Роча Мойя заявляет: «Ситуация, которая возникла, находится под контролем и сосредоточена за пределами города». Наверное, это должно успокоить кульяканцев, слышащих стрельбу и наблюдающих горящие грузовики и баррикады на улицах. Ещё сильнее должны их успокоить слова губернатора о том, что проведено «скоординированное развёртывание с участием властей трех уровней власти» - если, конечно, они поняли смысл этого туманного заявления. Никакой официальной информации об убитых, раненых и арестованных власти не сообщают.
О переброске войск в Кульякан ничего не сообщается. Зато Генеральная прокуратура Мексики начала расследование в отношении Хоакина Гусмана Лопеса, обвиняемого в похищении «Эль Майо», а также находящегося в американской тюрьме его брата Овидио, который, по мнению прокуратуры, может быть причастен к этому. Получается, что похищение одним бандитом другого, и выдача его ненавистным «гринго» важнее того факта, что целый штат с 2,7-миллионным населением фактически находится в руках бандитов.
Картель «Синалоа» появился во второй половине 1970-х: крестьяне штата выращивали опиумный мак и делали из него «мексиканскую грязь» - героин низкого качества. Впоследствии картель заключил соглашение с колумбийскими наркокартелями, и занялся перевозкой колумбийского кокаина в США. В последние годы картель переключился на фентанил, который буквально наводняет США.
В Синалоа группировку «Эль Чапо» теснят отколовшиеся части картеля, а в других провинциях Мексики – соперничающие картели, такие, как «Картель Залива», «Картель Нового поколения Халиско», «Лос Зетас», «Лос Метрос» и другие.
Начав с производства и торговли наркотиками, картели сильно диверсифицировали свою деятельность. Сейчас они обкладывают «налогами» практически всю производственную деятельность и торговлю в стране – от государственного нефтяного гиганта «Пемекс» до крестьянских хозяйств и мелких лавок. Они наживаются на торговле людьми, захватывая и требуя выкуп за мексиканцев, и обращая в рабство нелегальных эмигрантов, пробирающихся к границе США из Гватемалы, Гондураса, Гаити, Венесуэлы, Китая, африканских и арабских стран. В ряде штатов картели даже создают сети мобильной связи, вынуждая население пользоваться их услугами. Власти, полиция и армейские части, особенно в провинции, либо запуганы, либо коррумпированы картелями (хотя обычно происходит и то, и другое). Классическое «предложение» - «Серебро или свинец» - как правило, действует безотказно. Сопротивляющихся и недовольных боевики картелей убивают с показательной жестокостью.
По мере роста влияния картелей сопротивление государства слабеет. На последнем году своего правления президент Лопес Обрадор, потерпевший целый ряд унизительных поражений от картелей, и не сумевший мобилизовать 130-миллионую нацию и мощную экономику мира на борьбу с бандами, объявил о политике «объятий вместо пуль». Он обратился к католической церкви с призывом помочь ему заключить мир с картелями – разумеется, ради спасения человеческих жизней. Хотя картели – не политические организации, и как должен выглядеть мир с ними, Лопес Обрадор не объясняет. По логике, он может быть лишь передачей фактической власти бандитам на местах, и невмешательством государства в наркоторговлю, киднеппинг и рэкет. Что означает отдачу населения во власть бандитов.
В 2013-17 гг. картелям в нескольких штатах активно противостояла крестьянская самооборона. Но федеральные власти, вместо того, чтобы ей помогать, разоружали самодеятельные отряды, а многих лидеров отрядов бросили в тюрьмы. Некоторые отряды самообороны сумели легализироваться в качестве сельской полиции, и они продолжают воевать с бандами. Однако мексиканские СМИ всё чаще пишут о том, что сельская полиция не получает помощи от властей, и вынуждена сражаться с гораздо более сильными и лучше вооружёнными бандами один на один.
Зато Лопес Обрадор гордится экономическим ростом (в экономику свободно вливаются миллиарды преступных денег), и столь же громкими, сколь бессмысленными пикировками с США.
В таком состоянии Лопес Обрадор готовится передать Мексику своей сменщице Клаудии Шейнбаум. В программе которой тоже есть очень много хорошего, но нет ничего про подавление организованной преступности, которая уже в двух шагах от того, чтобы взять под контроль большую, экономически развитую страну. О чём свидетельствует третий за пять лет штурм Кульякана.