Найти тему
The Music That Rocks

Мелодии искупления. Leprous 'Melodies of Atonement' (2024)

||| Автор: Тимур Лукиянчук |||

Группа Leprous постоянно видоизменялась на протяжении истории своего существования, однако кардинальные изменения стали происходить с выходом альбома Malina. Коллектив уверенно оставил позади металлический рокот своих первых альбомов, постепенно смещаясь в сторону большей атмосферности, с упором на меланхоличные мелодии и насыщенные аранжировки. Иные группы могли бы остановиться на этом, но Leprous продолжила своё непреклонное движение. Да, кто-то может сказать, что на Aphelion они опасно приблизились к минималистичному звучанию, став собственным антиподом в сравнении с первыми альбомами. Однако лично мне их поздний период кажется значительно интереснее, не в последнюю очередь благодаря нетривиальным электронным заигрываниям, наводя на невольное сравнение с Genesis периода 1980-ых годов.

Хотя на альбомах стало меньше гитар – что недопустимо для некоторых – Leprous сохранили и даже приумножили эмоциональность собственного звучания, создавая тяжесть через атмосферность происходящего действа. Не в последнюю очередь этого удаётся достичь благодаря значительному смещению фокуса на театральный вокал Эйнара Сольберга, который длительное время выполнял функцию одного из акцентов в общем звуковом полотне. Дошло до того, что их альбомы Pitfalls и Aphelion стали называть сольными экзерсисами вокалиста (подобные утверждения мне кажутся ошибочными, но каждый имеет право на собственное мнение).

-2

При прослушивании Melodies of Atonement закрадывается мысль, будто группа решила сделать значительный шаг в сторону от последних работ (должно быть не зря в название закралась идея искупления?). Да, клавишные инструменты по-прежнему занимают одно из центральных мест, только здесь они приобрели дополнительную выразительность. Однако более активную роль вновь стали играть грани, свойственные первым альбомам. Вернулись причудливые прогрессивные заигрывания, эксцентричные ритмы, необычные стилистические соединения. Гитары звучат напористее, в духе The Congregation. Общая атмосфера также отошла от саморефлексирующей замкнутости последних альбомов, вернувшись в мрачную меланхоличность вышеупомянутой пластинки. Да и в целом Melodies of Atonement внешне воспринимается работой, к которой свои таланты приложил весь коллектив.

Подобное смешение старых и новых идей вынуждают новый альбом смотреться несколько странно в рамках дискографии группы. Тот же открывающий пластинку трек Silently Walking Alone, выпущенный синглом, ощущается продолжением The Congregation, не в последнюю очередь благодаря увесистым гитарным риффам. Он же является самой нормальной (за неимением другого слова) композицией на Melodies of Atonement. Последующие же треки стравливают между собой новое и старое таким образом, что придаёт альбому странность восприятия. Self-Satisfied Lullaby вмещает запрограммированные танцевальные ритмы и обволакивающие, многослойные вокальные мелодии. Atonement и My Specter строятся на дисгармоничности, но включают и элементы, способные надолго зацепить ваше внимание. Тревожная и одновременно апатичная Limbo неторопливо движется к впечатляющему моменту крещендо.

Leprous по-прежнему эффективно используют концепцию стены звука, одновременно не теряя и унции своей эмоциональной мощи. Композиции как будто выступают в качестве музыкального сопровождения некой личной драмы, развивающейся на фоне величественных краёв Норвегии. Правда, порой закрадывается мысль, что группа несколько злоупотребляет одной и той же композиционной структурой, в рамках которой песни исправно набирают обороты, чтобы взорваться во второй половине. Они пытаются это компенсировать приданием большей индивидуальности каждому из треков. Как результат, на Melodies of Atonement им удаётся сохранить все стороны звучания группы: прогрессивность и приземлённость; напыщенность и аскетичность; безрассудную смелость и привязанность к знакомым ориентирам.

Сможет ли Memories of Atonement превзойти казавшиеся доселе непоколебимыми монолиты Pitfalls и Aphelion? Сложный вопрос. Даже если альбому это не удастся, подобный «провал» не говорит о неудачности новой работы. Как минимум, только ещё раз подчеркнёт монументальность предшественников. Оценивая же альбом в творческом вакууме, нельзя отрицать, что Melodies of Atonement является эмоциональным и динамически насыщенным: именно эти качества позволяют Leprous возвышаться над многими из своих коллег по цеху. Способны ли все эти компоненты дать столь же эффективный результат в долгосрочной перспективе покажет только холодное время.

Melodies Of Atonement by Leprous on Apple Music

Альбом в VK

Источник изображений: www.discogs.com