В первый день осени в кафедральном соборе св.Петра и Павла состоялся концерт! Белгородский органист Тимур Халиуллин представил новый проект «Музыка советского кино». В программе прозвучали шедевры отечественного кинематографа, знакомые с детства. Помимо создании прекрасной концепции мероприятия, Тимуру пришла идея о расширении инструментального состава, который добавил особый колорит и уникальность. В этот музыкальный вечер короля инструментов сопровождал оригинальный ансамбль в составе: партия фортепиано — Людмила Петрова; партия трубы, флюгельгорна в моëм исполнении.
Программа концерта:
1. Г.Гендель — «Аллилуйя» («Ужин в четыре руки»)
2. И.С.Бах — «Взываю к Тебе, Господи»; BWV 639 («Солярис», 1972г.)
3. Д.Шостакович — Песня о встречном («Встречный», 1932г.)
4. Д.Шостакович — вальс («Первый эшелон», 1955г.)
5. А.Петров — «А я иду шагаю по Москве» («Я шагаю по Москве», 1964г.)
6. А.Петров Вальс — («Берегись автомобиля», 1966г.)
7. И.Дунаевский — увертюра («Дети капитана Гранта», 1936г.)
8. В.Дашкевич — увертюра («Шерлок...», 1980г.)
9. Е.Дога — вальс («Мой ласковый и нежный зверь», 1978г.)
10. Т.Хренников — «Московские окна» («Русский сувенир», 1960г.)
11. М.Таривердиев — Песня о далёкой родине («17 мгновений весны», 1973г.)
12. М.Таривердиев — вальс («Ирония судьбы», 1975)
13. М.Таривердиев — «Снег над Ленинградом» («Ирония судьбы», 1975г.)
14. С.Прокофьев — «Вставайте, люди русские!» («Александр Невский», 1938г.)
15. Э.Артемьев — «Три товарища» («Свой среди чужих...», 1974г.)
16. Г.Свиридов — «Время, вперёд!»
Возможно ли на органе, трубе или фортепиано исполнять произведения, написанные композиторами для вокала или оркестра?
Да, конечно. Но это требует кропотливого труда от исполнителя, ведь для воплощения данной идея необходимо создать аранжировки и транскрипции, чтобы обработать пьесу согласно специфике того или иного инструмента. Тимур Халиуллин справился с этой задачей на «отлично». Старинный орган немецкой фирмы «Sauer», построенный в 1898 году, звучал подобно оркестру, в котором инструменты играли то сольно, демонстрируя во всей красе свой тембр, то в ансамбле, наполняя огромное пространство собора обилием музыкальных красок. Нельзя не отметить высочайшее ораторское мастерство исполнителя. Тимур подробно рассказывает про все факты каждого произведения, интересные истории из жизни композиторов, особенности локации, где проходит концерт, об устройстве органа, технике игры на инструменте и про многое другое...
Видя такой профессиональный и ответственный подход к делу, мне захотелось также выполнить свою задачу в наилучшем виде. Пришла идея использовать не только классическую трубу, но и сыграть некоторые произведения на одном из родственников этого инструмента. Выбор пал на флюгельгорн, который обладает очень насыщенным, ярким, но в то же время нежным и бархатным звучанием.
Стоит отметить, что большая часть музыки, которую я исполнял, —вокальная. А голос, в свою очередь, очень близок к духовым инструментам. Недаром композиторы самых разных эпох предпочитали «передавать» мелодию от духового инструмента к вокалу и наоборот (см., наприм., арии в кантатах И.С.Баха). Это многое говорит о взаимосвязи этих двух сфер мира музыки. Поэтому мне было очень легко доносить характер произведений и эмоциональный посыл до слушателей. Особенно было принято исполнять очень эмоциональный и воинственный хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты С.С.Прокофьева, написанную специально для одного из первых отечественных кинофильмов «Александр Невский» (1938г.) режиссёра С.М.Эйзенштейна. Возможно, по названию не все сразу узнают эту композицию, но стоит только прозвучать, как любой российский слушатель тут же еë вспомнит. Этот хор регулярно передавали по радио во время Великой Отечественной войны: он пробуждает в русском человеке патриотический дух, мотивацию к действию и оживляет вне зависимости от того, насколько тяжëлые жизненные обстоятельства преподносит судьба.
Также в программе были произведения, написанные специально для трубы: «Три товарища» Э.Н.Артемьева из к/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих» режиссёра Н.С.Михалкова и «Время, вперëд!» Г.В.Свиридова из одноимённого фильма режиссёра М.А.Швейцара.
Добавлю, что особенное настроение публике и нам, исполнителям, придала уникальная атмосфера исторического собора, его архитектура и потрясающая акустика, а также осознание того, в этом месте в 1843 году состоялся органный концерт великого Ференца Листа, а в 1896 году выступал органист и композитор, профессор Парижской консерватории Ш.-М.Видор.
Безусловно, огромное количество впечатлений подарила и масштабная проекция, отображающая на алтарной части собора кадры из кинофильмов.
Кстати, стоит вспомнить, что одна из главных задач искусства, —освобождение, очищение сердца человека от тревог и суеты, которые посещают наше сознание из-за повседневных обязанностей, забот и безостановочного ритма жизни. Считаю, что нашей команде удалось достичь этой цели!
В дальнейшем мы планируем повторить данную программу не раз. Всех приглашаем на наши мероприятия в будущем!
Афиши, анонсы следующих мероприятий: