На востоке Германии партии «светофора» грозят большие потери на земельных выборах. По этой причине и из-за нехватки денег помощь Украине сокращается. Вместо этого западники сосредоточились на конфискации российских активов. Однако получить доступ к этим активам сложнее, чем ожидалось.
Из-за западных санкций российские активы на общую сумму около 300 миллиардов долларов (260 миллиардов евро) были заморожены в западных финансовых учреждениях. Российское государство и его центральный банк, а также частные лица и компании, попавшие под санкции, в настоящее время не могут распоряжаться этими средствами. Деньги не были экспроприированы - пока нет. Но этот вопрос также рассматривается, особенно в США и странах Восточной Европы. Европейский центральный банк, в частности, является ярым противником подобных мер. Он опасается за репутацию ЕС и евро у международных инвесторов.
И хочется, и колется
С другой стороны, ситуация на Украине, даже несмотря на то, что она сейчас оккупирует российскую территорию, становится всё более сложной на решающем фронте на Донбассе. К этому добавляются финансовые трудности. Не только сама Украина, но и её западные сторонники все больше выдыхаются. С другой стороны, 300 миллиардов долларов, принадлежащих военному врагу, лежат нетронутыми на западных счетах. При капитализме почти кощунственно не использовать такие огромные суммы, и, соответственно, всё чаще возникает желание и мысль о том, как эти деньги можно использовать в собственных интересах.
Ещё в апреле этого года Конгресс США принял так называемый Закон о репо, который даёт президенту доступ к российской валюте и поручает ему создать Фонд поддержки Украины. Однако этот план так и не был реализован, потому что США не хотят в одиночку бороться с Россией, хотя российские резервы в США на самом деле весьма незначительны - около 5 миллиардов долларов. Вашингтон предпочёл бы привлечь на свою сторону другие страны западного мира.
На встрече G7 в Италии в июне этого года было решено не трогать российские активы, а использовать их в качестве основы для кредита в пятьдесят миллиардов долларов в пользу Украины. Обязательства по этому кредиту должны быть оплачены за счет доходов от конфискованных российских активов. Такая процедура позволит Украине получить немедленный доступ ко всей сумме, а не к миллиардам с небольшими однозначными цифрами, которые приносят годовые проценты.
Украине быстро нужны большие суммы денег не только для финансирования военной техники, но и для поддержания государственного бюджета и государственных функций. Но даже если кредит удастся выдать в ближайшее время, что на данный момент представляется маловероятным, пятьдесят миллиардов составят лишь половину того, что, по оценкам, необходимо Украине для поддержки в год. Теперь, когда рейтинговые агентства отнесли страну к категории некредитоспособных, у неё больше нет перспектив получить заемные средства на финансовых рынках.
Решение проблемы на Западе видят именно в этом кредите, который должен быть привлечён на международных финансовых рынках через других заёмщиков, таких как ЕС или США, и предоставлен Украине. Проценты по этому кредиту будут выплачиваться не из национальных бюджетов, а из процентов по российским активам. Только в Euroclear в Брюсселе, международном процессоре межправительственных платежей, эта сумма составляет около 173 миллиардов евро.
Ожидается, что эта сумма будет приносить ежегодный процентный доход в размере около пяти миллиардов евро. Как и многие другие страны, Россия вкладывает средства в европейские облигации, которые хранятся в Euroclear. Проценты, выплаты и другие доходы поступают от этих облигаций, которые первоначально передавались инвесторам через Euroclear. Однако из-за антироссийских санкций деньги в Россию больше не поступают - они накапливаются в Брюсселе. Планировалось использовать этот доход для обслуживания обязательств перед кредиторами по 50-миллиардному займу.
Эта процедура поначалу представлялась менее сложной с юридической точки зрения, чем экспроприация российских активов и их передача Украине. Однако все оказалось не так просто, как казалось. Сейчас учёные-юристы ведут академические дискуссии о том, подпадает ли экспроприация российских активов под действие международного права и как лучше аргументировать свою позицию, чтобы добиться юридически безопасной процедуры. Однако Россия вряд ли согласится с этими мнениями.
Но по-настоящему решающими являются не юридические, а политические вопросы и вопросы ответственности. Очевидно, что для США было слишком деликатно идти с Россией один на один, даже несмотря на то, что американское законодательство давало основания для конфискации российских средств. Кроме того, уже был накоплен опыт подобных разбирательств с Афганистаном, Венесуэлой и Ираном. Но Россия - это совсем другая рыба, соперник, который не уступает Западу в военном отношении и имеет достаточно западных инвестиций на своей территории, которые могут быть экспроприированы в ответ.
Первоначальный, казалось бы, простой план предусматривал получение Украиной кредита в размере 50 миллиардов долларов. Взамен кредиторы разместили бы на финансовых рынках облигации на ту же сумму, что Украина уже не в состоянии сделать, поскольку рейтинговые агентства отозвали её кредитный рейтинг. Проценты по этой облигации будут выплачиваться из средств, полученных от замороженных российских депозитов в Euroclear.
Но кто должен быть кредитором, несущим риски по отношению к международным инвесторам? Ведь в какой-то момент они захотят вернуть свои деньги. США? Европейский союз? Или даже G7, которая разработала и согласовала этот грандиозный план и, очевидно, провела расчёты без хозяина средств, на которые намерена наложить лапу? На встрече G7 всё казалось таким простым и ясным. Но, как это часто бывает с великими идеями поставить Россию на колени, реальность оказалась сложнее теорий и несбыточных мечтаний.
Подводные камни
Возникли дополнительные вопросы, которые оказались дополнительными трудностями. Насколько высокой должна быть процентная ставка по облигациям и каким должен быть их срок? По-видимому, все это даже не обсуждалось в достаточной степени, когда Италия делала свои смелые заявления. В конце концов, если бы Украине был предоставлен долгосрочный заём на срок около двадцати лет, ей также потребовался бы доступ к российским активам на этот срок. Однако это означает, что российские средства должны будут оставаться замороженными в течение этого периода.
Таким образом, этот заём стал бы серьезным препятствием для заключения мирного соглашения с Россией. Его придется либо включить в повестку переговоров о мире, либо привести к значительному финансовому бремени для тех, кто несет ответственность по облигациям на финансовых рынках. Помимо споров между Россией и Украиной, возникнут также проблемы, связанные с ответственностью по облигациям для Запада.
Какая бы из стран "Большой семерки" ни выпустила эти облигации, в результате она увеличит свой собственный долг. В ЕС это сделать сложнее, чем в США, поскольку Маастрихтский договор устанавливает жёсткие ограничения на государственный долг, которые многие страны уже исчерпали. В Германии также существует установленный законом долговой тормоз. Весной европейцы предложили США, чтобы Вашингтон взял на себя финансирование кредита Украине, а ЕС предоставил в качестве гарантии доход от российских процентов.
Но эта процедура слишком неопределенна для США. Европейские санкции против России должны продлеваться каждые полгода, и число небезопасных кантональных государств, таких как Венгрия и Словакия, может вырасти. Существует риск, что санкции не будут продлены, тем более что население ряда стран все больше устает от финансирования помощи Украине.
Это устранило бы причину для дальнейшего удержания замороженных активов России и риск того, что обещанные ЕС процентные платежи больше не будут поступать. Однако США все равно были бы обязаны выполнить свои требования по выплате процентов и погашению облигаций перед инвесторами. С другой стороны, в ЕС, особенно в Германии, существуют серьезные оговорки относительно второго варианта, а именно: ЕС сам совместно привлекает долг и предоставляет его в качестве займа Украине. Совместные долги, однако, исключены принципами ЕС, на что Германия неоднократно указывала, имея в виду высокие дефициты в других странах-членах ЕС.
В связи с сокращением финансовых взносов Украина испытывает всё большие трудности. Немцы сокращают свои выплаты в долгосрочной перспективе, если они по-прежнему будут чувствовать себя связанными обязательствами на 2024 и 2025 годы. Но это не является гарантией, поскольку зависит от исхода выборов на востоке страны. Кандидат в президенты США Трамп также неоднократно заявлял, что будет и дальше сокращать поддержку Украины.
Если G7 в ближайшее время не достигнет соглашения по 50-миллиардному кредиту, можно быть уверенными, что переговоры с Международным валютным фондом также закончатся не в пользу Украины. МВФ уже заявил, что решение о дальнейшем финансировании будет зависеть от того, насколько стабильной станет финансовая база страны. Это касается и 50-миллиардного кредита.
Но на данный момент не похоже, что это произойдет. Это повлияет на переговоры с частными инвесторами о сокращении обслуживания долга на сумму около 12 миллиардов долларов. Давление на Украину не ослабевает. Помимо военной ситуации в Донбассе и сомнительной авантюры в Курской области, цунами надвигается и на финансовый фронт.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».