Найти тему

Зачем нужно высшее образование? Взляд преподавателя, который ещё 10 лет назад был студентом

Несколько лет читая лекции в ведущих вузах России, я вижу, что у студентов часто встаёт вопрос: «А зачем мне это, если я могу ...» — и далее различные варианты будущего. Конкретные ответы есть! Недавно я сформулировал себе миссию — «Make высшее образование Great Again». И в качестве первого шага давайте разберём, зачем вообще учиться в вузе?

1. Знания: впитывайте всё

Если кажется, что сегодня в вузах даются абстрактные знания, которые в будущем нельзя монетизировать, то не спешите с выводами. Теорию никто не отменял.

Что нужно, чтобы не стать ремесленником, которого запросто заменят нейросети, а быть творцом своей жизни? Важно владеть системным пониманием того, как устроена не только ваша сфера, но и сама жизнь.

Если вдуматься в смысл слов «образование», «высшее образование», «высшая школа», то станет понятно, что «жизни» реально можно обучиться. Хотя бы на уровне интеграции в социум. То есть начать говорить на одном языке с теми, кто решил заглянуть хотя бы немного глубже в те процессы, которые нас окружают.

Не стоит себя обманывать в том, насколько далеко вы продвинулись на самообразовании. Да, сегодня все знания открыты. Можно посмотреть Ютуб, платные и бесплатные курсы. Но многие ли так поступают? И делают ли это системно?

Даже если вы читаете много книг, то у вас нет навигатора — конкретной системы, по которой вы занимаетесь познанием, нет закрепления через коллоквиумы и экзамены. Нет конкретной методики. Учиться самому — это хорошо! Но зачастую есть риск хаотично набрать инофрмации.

И даже если преподаватель в университете заболел, можно и нужно действовать самому. Потому то материалы, методички разработаны профессионалами. Людьми, которые понимают как именно постигать огромный пласт информации.

2. Кругозор и насмотренность

Я закончил журфак МГУ с красным дипломом, до этого 2 года проучившись при университете в Школе юного журналиста. И потом — три года в асипрантуре. Параллельно как вольный слушатель посещал Литинститут. И у меня в свое время не возникало вопроса: а зачем мне всё это нужно?

Благодаря чему сегодня у меня есть то, чего я бы никогда сам даже не нашёл — глубинные знания, причём из самых разных областей. Знание испанского, французского и делового английского языков, навыки литературного редактирования и типографского дела, понимание принципов международного гуманитарного права... Я читал и сдавал всю литературу — зарубежную и русскую — от древних времён до современности. Я изучал историю обыкновенную, историю журналистики, историю философии (русской и зарубежной). После, в аспирантуре, эти курсы повторял.

И всё это я познал просто потому что не задавался вопросом, критически отрицательно влияющим на современное сознание: «Зачем мне всё это нужно в XXI веке и как оно поможет мне зарабатывать деньги?»

Сегодня я умело и счастливо пользуюсь этими знаниями. Если смотреть на креативные профессии, которыми занимаюсь — маркетинг, реклама, журналистика, — то в них уверенно могу прибегнуть к отсылкам интеллектуального или философского характера. Например, могу сказать, как развивалась человеческая мысль, пока не пришла к той точке, в которой находится сейчас.

Человек без высшего образования такого никогда не сделает. Например, рядовой журналист просто напишет новость, изложив факты. Но если у человека культурный бекграунд, то такой специалист обязательно даст дополнительную мысль или приведёт необычный факт, проведёт параллели из истории. Конечно же такой разносторонний человек будет более востребованным и однажды станет издателем или главным редактором.

Да и, безусловно, просто приятно блеснуть своими знаниями в разговоре! Банально, но факт!

Если бы я не изучал всё это в университете, то скорее всего никогда и не узнал бы о существовании такого великого множества информации.

3. Нетворкинг

Сегодня ваши одногруппники — студенты, но уже завтра они станут профессионалами, специалистами, а послезавтра — руководителями, владельцами бизнеса или государственными чиновниками.

Сегодня благодаря соцсетям стало возможным поддерживать контакты со всеми, и это классно! Ещё 15 лет назад нужные контакты хранились в записных книжках, а сегодня — люди «копятся» в соцсетях.

Мои одногруппники, например, очень быстро стали публиковаться на главных страницах Форбса, на первых полосах в Коммерсанте, т. е. их материалы были очень востребованы. Многие из них летали в пуле ТОП-10 политиков России. И если они помнят тебя, как ответственного человека, на которого можно положиться, конечно, у вас вырастут совместные проекты.

В наши дни бешеные деньги тратятся на нетворкинг. Бизнесмены, хорошие специалисты ищут выгодные знакомства, налаживают полезные связи. А для студента нетворкинг проходит бесплатно!

Забудьте о своих детских реакциях, ложных амбициях, зависти. Дружите и выстраивайте отношения со всеми и никому не завидуйте.

Если у кого-то что-то получилось, то это всего лишь свидетельство того, что и у вас всё может получиться.

У меня есть студентка — блогер-миллионник, другой студент — мой полноценный бизнес-партнёр. Я замечаю, как за их спинами шепчутся, завидуют, но сами завистники пока ничего не достигли в жизни, и скорее, уже не достигнут. Потому что такое поведение крайне недальновидно.

Говоря о нетворкинге, конечно, вспомним и о преподавателях.

Сегодня огромную роль в получении высшего образования играют преподаватели-практики. Меня, например, в своё время и пригласили преподавать, для того, чтобы я как практик передавал студентам свои знания и умения.

Это хорошая возможность:

а) впитать максимум необходимой информацию из первых уст

б) быть в числе первых и получить работу у того же преподавателя прямо сейчас

Главное не лениться. Не жить в позиции «Мне все должны». Случалось, что некоторые ребята не соглашались на зарплату ниже 100 000 и даже 200 000. Но на самом деле за такие деньги найти крутого профессионала с опытом не составит труда. Студент же теряет возможность начать карьеру. Хотя благодаря практике или стажировке получил бы бесценный опыт, который уже далее мог бы монетизировать легко.

4. Здесь учат учиться

В вузе ты системно учишься постигать предмет. И развиваешь свою собственную нейросеть — мозг.

После того, как студент пошагово освоил постижение любого предмета, то уже будучи натренированным, запросто освоит различные направления: хоть менеджмент, хоть таргетинг, хоть создание креативных проектов. Теперь для него всё посильно с точки зрения постижения.

Студентам, которые сегодня используют нейросети, чтобы написать доклад или выполнить домашнее задание, я говорю, что категорически против такого подхода.

Да, я использую нейросети в бизнесе, но в обучении этого делать не стоит. Потому что твоя собственная нейросеть — мозг — не развивается.

Уже сейчас мне видно как ребята беспомощны без нейросетей, без Chat GPT. И это катастрофическая ситуация, в первую очередь для них. Я не из тех, кто кричит о том «как всё плохо». У меня много студентов, которых всегда готов взять на работу, но скорее всего это не будут ученики, пользующиеся Chat GPT. Потому что такие ребята не учатся самому главному — самостоятельно обучаться. У них не растут те нейронные связи, которые несут «ответственность» за их самообучаемость.

Писал отдельную статью на эту тему, обязательно почитайте: https://vc.ru/future/708364-studenty-i-neiroseti-razreshit-nelzya-borotsya

5. Стажировки, конкурсы, мероприятия.

Часто я завидую студентам, потому что для них есть билеты в огромное количество комьюнити и проектов. Уже одни эти проекты способны дать им путёвку в жизнь (либо смотри п. 3 — нетворкинг, где я подробно написал зачем устанавливать социальные связи и растить социальный капитал).

Может создаться впечатление, что я с пессимизмом смотрю на вещи, но это не так. Да, я эмоционально подхожу к вопросу образования, потому что нахожусь внутри этой сферы и мне не всё равно, что ждёт нас в будущем, но всё же огромные положительные тренды я тоже вижу. Большое количество студентов хочет проявляться, реализовывать свои проекты, просто находить единомышленников. И с этого года я помогаю строить нетворкинг-клуб «Люди будущего», в рамках которого мы проводим мероприятия для всех желающих расширять свой круг знакомств. Будем рады инициативе!

6. Строчка в резюме

В креативной индустрии, которой я занимаюсь — рекламе и маркетинге, не всегда важен сам факт наличия высшего образования. Оно не делит людей на «до» и «после». Это не нейрохирургия. Мы допускаем, что человек талантлив от природы или ещё просто-напросто молод. Наша команда готова всему обучить и направить. Но при этом, если в резюме я увижу строчку: окончил музыкальную школу по классу баяна, то для меня это прежде всего показатель усидчивости и системности человека. Это большой плюс! Пусть и неочевидный.

Не исключим ещё и такой факт. Если на работу вас принимает человек с высшим образованием, то наверняка предпочтение он отдаст соискателю, имеющему также высшее образование. Потому что считает этот факт обязательным. Т.е. по его мнению высшее образование должно быть у каждого.

И особенно — если вы с одного факультета! Я не отдаю никому предпочтения, но поверьте, если я вижу выпускника факультета журналистики МГУ, то мне:

1) точно есть о чём с ним поговорить дополнительно. У нас наверняка завяжется интересный диалог.

2) сразу станет ясно, что если у него красный диплом, то этот человек наверняка прочитал те самые легендарные списки литературы, овеянные мифами и сказаниями, передающимися из поколения в поколение

3) будет понятно, что он учился у конкретных преподавателей, которых я знаю. И я понимаю, что таких преподавателей не обманешь. Что они вложили в этого студента правильные смыслы.

4) будет интересен этот человек как личность. У меня недавно учился в магистратуре выпускник бакалавриата журфака МГУ. Помимо основного предмета, мы говорили обо всё на свете, о русском языке, о Пелевине, о путешествиях. Сейчас у него вышла статья об афрофутуризме, и я очень за него рад. Я разу понимаю, что передо мной многогранная Личность. Это самое формирование личности часто и происходит в высшем учебном заведении. Либо высшее образование помогает раскрыть этот потенциал.

Если линейно смотреть на ситуацию, типа «А что мне дадут и что я получу?», то это глупый подход к высшему образованию. Это среда! Бери от неё всё! Варись в ней. Смешно, но первый айпад в России я увидел на журфаке МГУ. И это показатель.

Т.е. вузы — это всегда: прогрессивные места;молодёжные комьюнити, тенденции, идеи, молодость, энергия.

Хватит быть винтиком в системе общества потребления, пора с гордостью посмотреть на самого себя!

***

Благодарю за помощь в подготовке статьи Оксану Коваль