Найти тему
Расписной Дом

Композиция в Хохломе. Часть 1

Оглавление
Автор фото: Ирина Де Висенте
Автор фото: Ирина Де Висенте

В данной статье речь пойдет о композиции в хохломской росписи и схемах построения орнамента. Информация будет полезна начинающим и опытным художникам по росписи для построения собственных композиций.

Все практические видео-уроки по схемам, упомянутым в статье, смотрите на нашем Дзен-канале в видео-подборке "Композиция в Хохломе".

Сразу оговорка, disclaimer - список схем композиций хохломской росписи составлен мной лично, Ириной Де Висенте, на основе искусствоведческого анализа работ профессиональных художников хохломского промысла XIX-XXI веков, представленных в музеях, печатных изданиях, на архивных фотографиях и на современных действующих производствах.

Если у вас появились какие-то замечания и поправки по представленному материалу, я буду благодарна за ваши конструктивные комментарии, так как полноценного, исчерпывающего материала по данной теме мне не удалось найти.

ВИДЫ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ

Для начала стоит упомянуть, что исторически в народной росписи Хохлома сложились два вида письма: "верховое" и "фоновое". И по сей день в работах современных мастеров хохломской росписи мы можем видеть оба вида.

При "верховой" росписи орнамент наносится непосредственно на золотой (серебряный) фон изделия, рисунок пишется по фоновому слою, свободными мазками, с использованием краски одного или разных цветов. Роспись кажется воздушной, со свечением золотого солнечного света сквозь травные переплетения.

Наиболее известные типы орнамента для "верхового" письма:

- «травная» роспись,

- роспись «под листок», «под ягодку»,

- роспись «пряник» или «рыжик».

"Верховая" роспись Хохлома. Композиция "под ягодку". Автор работ и фото: Ирина Де Висенте
"Верховая" роспись Хохлома. Композиция "под ягодку". Автор работ и фото: Ирина Де Висенте

"Верховое" письмо, композиция "Пряник" и "травная" роспись в полосе. Автор работ и фото: Ирина Де Висенте
"Верховое" письмо, композиция "Пряник" и "травная" роспись в полосе. Автор работ и фото: Ирина Де Висенте

Хохломской промысел начинался с верхового письма. Позже мастера придумали "фоновое" письмо.

При "фоновом" письме рисунок узора более статичен, даже тяжеловесен, на мой взгляд. Сначала на золотой (серебряный) фон наносятся контуры рисунка. Это выглядит, как будто мы по трафарету обвели карандашом цветы, ягоды, листья и другие составляющие орнамента.

Этапы "фоновой" росписи. На изделие, покрытое золотой или серебряной краской (в производстве это "полуда") наносится контур рисунка. Затем всё то, что вокруг контура, закрашивается черной или другой краской. На поверхности остается светиться только сам рисунок. Автор работ и фото: Ирина Де Висенте
Этапы "фоновой" росписи. На изделие, покрытое золотой или серебряной краской (в производстве это "полуда") наносится контур рисунка. Затем всё то, что вокруг контура, закрашивается черной или другой краской. На поверхности остается светиться только сам рисунок. Автор работ и фото: Ирина Де Висенте

Этапы "фоновой" росписи. 1. Прорисовка контура и заливка фона вокруг контура. 2. Прописывание элементов внутри. 3. Добавление травки в стиле "верховой" росписи и дополнительных элементов. Автор работ и фото: Ирина Де Висенте
Этапы "фоновой" росписи. 1. Прорисовка контура и заливка фона вокруг контура. 2. Прописывание элементов внутри. 3. Добавление травки в стиле "верховой" росписи и дополнительных элементов. Автор работ и фото: Ирина Де Висенте

На самом деле, естественно, никаких трафаретов нет, а мастера профессиональной рукой пишут на глаз заранее продуманным узор. А затем всё, что вокруг контуров, закрашивается черным или красным цветом – заливается фон, оставляя «главных героев» орнамента светиться золотом на поверхности. На заключительном этапе эти золотые «герои» расписываются тонкими декоративными линиями, завитками, точечками и капельками – мастер прописывает «разживку», то есть оживляет золотые «персонажи». Также мастер может пустить уже по фону «травку» из "верхового" письма.

Известная «кудрина» (ударение ставится на «и») – это разновидность «фонового» письма. Кудрину вы не спутаете ни с какой росписью из-за ее стилизованных «кучерявых» листьев, травинок (или, вернее, жирненьких «травиныщ»), фантастических цветов и птиц. Это, пожалуйста, самый плотный орнамент в Хохломе, все элементы располагаются очень близко друг к другу, фона практически или совсем не видно. Рисунок выглядит более статичным, основательным, шикарным, праздничным, сказочным, как противоположность свободной, воздушной, дышащей травной, "верховой" росписи.

Таким образом, в "фоновом" письме мы имеем два типа орнамента:

- «под фон»,

- «кудрина».

Обычно, когда мне кто-то говорит, что ему нравится роспись Хохлома, я всегда уточняю «какая именно?». Для меня это две разные росписи, две разные техники, две разные философии и разных мироощущения, но обе прекрасные. Как есть любители кошек и любители собак, если вы понимаете, о чем я.

ТИПЫ КОМПОЗИЦИИ

Теперь, когда мы разобрались с 2 видами росписи Хохлома, перейдем к композиции. И здесь мы видим 3 основных типа композиции:

- в полосе,

Источник: Аветисян В. Гнездовье Жар-птицы. - Н.Новгород: ООО "БегемотНН", 2019.
Источник: Аветисян В. Гнездовье Жар-птицы. - Н.Новгород: ООО "БегемотНН", 2019.

- в круге,

Источник: Аветисян В. Гнездовье Жар-птицы. - Н.Новгород: ООО "БегемотНН", 2019.
Источник: Аветисян В. Гнездовье Жар-птицы. - Н.Новгород: ООО "БегемотНН", 2019.

- в квадрате (прямоугольнике).

Источник: Аветисян В. Гнездовье Жар-птицы. - Н.Новгород: ООО "БегемотНН", 2019.
Источник: Аветисян В. Гнездовье Жар-птицы. - Н.Новгород: ООО "БегемотНН", 2019.

Всё! На этом определения заканчиваются и далее идут многочисленные вариации схем для каждого типа композиции.

Итак, давайте начнем разбираться со схемами с композиции «в круге», как самой популярной и разнообразной. Ведь хохломской промысел начинался с ложек и посуды преимущественно круглой формы.

СХЕМЫ КОМПОЗИЦИИ В КРУГЕ

Давайте разберемся какие схемы рисунка в хохломской росписи мастера заключают в круг и рассмотрим примеры таких схем на конкретных работах профессиональных художников.

1. "Кустик", "веточка"

СМОТРЕТЬ: Практический видео-урок по схеме "Кустик", "Веточка"

Эта схема одна из самых распространенных и имеет много вариаций. Это завитки, криули, расходящиеся в разные стороны, как круги на воде. Но веточка одна, мы можем проследить ее начало, даже если она расходится многочисленными ветвями, листьями, ягодами, цветами во все стороны.

Лушина О.П. Чашка. "Верховая" роспись. 1960-е годы. Музейно-выставочный центр "Отчина" (п. Ковернино Нижегородской области)
Лушина О.П. Чашка. "Верховая" роспись. 1960-е годы. Музейно-выставочный центр "Отчина" (п. Ковернино Нижегородской области)

Веселова О.Н. Эскиз росписи. Музейно-выставочный центр "Отчина" (п. Ковернино Нижегородской области)
Веселова О.Н. Эскиз росписи. Музейно-выставочный центр "Отчина" (п. Ковернино Нижегородской области)

Орнаментальные мотивы, разработанные Ф. Бединым и его учениками. Из книги Аветисяна В. Гнездовье Жар-птицы
Орнаментальные мотивы, разработанные Ф. Бединым и его учениками. Из книги Аветисяна В. Гнездовье Жар-птицы

2. Спираль

Довольно простая схема, где непрерывная ветвь растительного орнамента закругляется по спирали к центру композиции.

Булганина О. Блюдо. (Из книги Величко Н.К. Русская роспись, с. 155.)
Булганина О. Блюдо. (Из книги Величко Н.К. Русская роспись, с. 155.)
Куркина А.И. Декоративное панно-тарелка. Роспись "под фон". 1970-е годы. Частная коллекция
Куркина А.И. Декоративное панно-тарелка. Роспись "под фон". 1970-е годы. Частная коллекция

3. "Венок"

СМОТРЕТЬ: Практический видео-урок по схеме "Венок"

"Венок" представляет собой замкнутое кольцо, из которого выбиваются внутрь и наружу усики, веточки, папоротники, ягоды или цветы.

Веселов С.П. "Верховая" роспись. Чаша. 1965. Музей истории художественных промыслов Нижегородской области
Веселов С.П. "Верховая" роспись. Чаша. 1965. Музей истории художественных промыслов Нижегородской области

Следующая работа 1940-х годов, на которой мы можем наблюдать "фоновую" Хохлому послевоенного периода, и здесь кольцо не смыкается полностью, но, тем не менее, композиционно я отнесла эту схему к "венку", потому что это всё еще не "спираль".

Сенникова Е.Ф. Роспись "под фон". Крышка коробки. 1948. МУК "Историко-художественный музей Семеновского района" (г. Семенов Нижегородской области)
Сенникова Е.Ф. Роспись "под фон". Крышка коробки. 1948. МУК "Историко-художественный музей Семеновского района" (г. Семенов Нижегородской области)

Неожиданный поворот, верно? Это современная хохломская роспись фабрики "Хохломская роспись", г. Семенов. Здесь мы видим нетрадиционную палитру и инновационный орнамент, но роспись выполнена с соблюдением традиция и канонов. И мы снова наблюдаем здесь схему "венок" - замкнутое кольцо, с расходящимися лучами и врывающимся в центр цветком по спирали.

Тарелка-панно прессованное. Размер 400х20 мм. Изготовлена в полном соответствии с традиционной хохломской технологией золочения. Имеет авторскую роспись в технике "фонового" письма. Роспись «Очарование». Источник: официальный сайт АО "Хохломская роспись" https://goldenhohloma.com (дата обращения 06.09.2024)
Тарелка-панно прессованное. Размер 400х20 мм. Изготовлена в полном соответствии с традиционной хохломской технологией золочения. Имеет авторскую роспись в технике "фонового" письма. Роспись «Очарование». Источник: официальный сайт АО "Хохломская роспись" https://goldenhohloma.com (дата обращения 06.09.2024)

4. "Хоровод"

Отдельные веточки как бы кружатся вокруг центра. Центр может оставаться пустым или включать центральный элемент. Эта композиция похожа на "венок", но веточки "живут" отдельно, не замкнуты в кольцо. Веточки могут как выходить из центра композиции, так и с внешнего края идти в центр (первый пример композиции "хоровод" ниже), а может быть чередование (посмотрите второй пример композиции "хоровод", направление рисунка отмечено зелеными стрелками). Количество веточек обычно от двух до восьми.

Крышка поставка. Роспись "под фон".1938. МУК "Историко-художественный музей Семеновского района" (г. Семенов Нижегородской области)
Крышка поставка. Роспись "под фон".1938. МУК "Историко-художественный музей Семеновского района" (г. Семенов Нижегородской области)
Сорокин И.К., Синева М.Ф. Набор для компота. 1970. "Фоновое" письмо. Нижегородский государственный художественный музей.
Сорокин И.К., Синева М.Ф. Набор для компота. 1970. "Фоновое" письмо. Нижегородский государственный художественный музей.
Морозова Н.В. Поднос. Источник: Емельянова Т.И, КИтаева Л.В. "Любовь моя, хохлома", 1981 г.
Морозова Н.В. Поднос. Источник: Емельянова Т.И, КИтаева Л.В. "Любовь моя, хохлома", 1981 г.

Вот весьма необычная "хоровод" на подносе (фото ниже). Всего две веточки, но они раздвоены по "принципу волны" (завиток направо и налево), да еще и не симметричны - одна ветвь больше, другая меньше. В итоге, направление орнамента можно понять только присмотревшись, но композиция выглядит гармонично и цельно.

Панно. Фоновая роспись Хохлома. Источник: http://hohloma-nn.ru
Панно. Фоновая роспись Хохлома. Источник: http://hohloma-nn.ru

5. Птица в центре с орнаментом вокруг

Я выделила композиции с птицами в отдельный пункт, потому что, как правило, они имеют характерную особенность - распускающиеся цветы и кусты выходят из хвоста и туловища птицы. Эти элементы не повторяющиеся, а художественно уложены вокруг птицы и имеют разную форму и размер. Композиционный центр - это птица, и неважно, размещена она в центре круга или смещена к краю. Движение орнамента из пышного хвоста и тела птицы переходит в растительный орнамент, который распределяется по всей форме композиции, в данном случае, по кругу. Отмечу, что, как бы ни шел орнамент, как бы он ни казался беспорядочным, он всё равно подчиняется канонам хохломской росписи, т.е. "волне", расходится как круги на воде направо и налево. Здесь, пожалуй, больше всего проявляется профессионализм мастера в чувстве пропорции, баланса композиции. Давайте посмотрим на направляющие движения орнамента и попробуем уловить закономерность.

Разживина З. Декоративное панно. 2008. Собственность АО "Хохломская роспись"
Разживина З. Декоративное панно. 2008. Собственность АО "Хохломская роспись"
Бусова А.Т. Блюдо "Восточная Жар-птица". Панно. 1977. "Хохломский художник", с. Семино.
Бусова А.Т. Блюдо "Восточная Жар-птица". Панно. 1977. "Хохломский художник", с. Семино.
Лушина О.П. Декоративное панно. Частная коллекция
Лушина О.П. Декоративное панно. Частная коллекция
Иванова Н.И., Сальникова Н.П. Декоративное панно "Жар-птица". 1970. "Фоновое" письмо. Собственность АО "Хохломская роспись"
Иванова Н.И., Сальникова Н.П. Декоративное панно "Жар-птица". 1970. "Фоновое" письмо. Собственность АО "Хохломская роспись"

6. "Древо"

СМОТРЕТЬ: Практический видео-урок по схеме "Древо"

Древо жизни - это очень емкое понятие. В библейской трактовке - это дерево в центре Райского сада, которое приносит плоды, дарующие Вечную жизнь. В народном представлении - это символ связи поколений, плодородия, живой природы, это женское начало. Древо жизни изображали и многие художники в своих произведениях, наделяя его метафорическим смыслом творящей энергии; бесконечного круговорота жизненных циклов - жизнь и смерть; как связи земного с Космосом - корни в земле, крона в небе - два мира, скрытый и явленный. Композицию "древо" можно найти во всех видах народных промыслов.

Иванова Н.И. Эскиз росписи. 1982. Собственность АО "Хохломская роспись"
Иванова Н.И. Эскиз росписи. 1982. Собственность АО "Хохломская роспись"
Яковлева Е.В. Панно "Древко". Фоновая роспись, 1990. Собственность АО "Хохломская роспись"
Яковлева Е.В. Панно "Древко". Фоновая роспись, 1990. Собственность АО "Хохломская роспись"

А вот современная Хохлома, продукция фабрики "Хохломская роспись". Нетрадиционная палитра, непривычный орнамент, но всё же это хохломская роспись написанная элементами и по канонам Хохломы. И здесь мы видим опять четкую вертикаль, как ствол, и расходящиеся от "ствола" ветви. Это схема "древо".

Тарелка-панно прессованное. Размер 400х20 мм. Изготовлена в полном соответствии с традиционной хохломской технологией золочения. Имеет авторскую роспись в технике "фонового" письма. Роспись «Заря». Источник: официальный сайт АО "Хохломская роспись" https://goldenhohloma.com (дата обращения 06.09.2024)
Тарелка-панно прессованное. Размер 400х20 мм. Изготовлена в полном соответствии с традиционной хохломской технологией золочения. Имеет авторскую роспись в технике "фонового" письма. Роспись «Заря». Источник: официальный сайт АО "Хохломская роспись" https://goldenhohloma.com (дата обращения 06.09.2024)

7. "Пряник"

СМОТРЕТЬ: Практический видео-урок по схеме "Пряник"

Композиция "Пряник" ("Рыжик") - одна из древнейших композиций в хохломской росписи и символизирует солнце. Издревле мастера украшали дно плошек, тарелок, братин несколькими энергичными мазками, которые позже под влиянием искусства резчиков по дереву и их пряничных изложниц, преобразились вот в такую круговую композицию. Этот орнамент отличает глубокий символизм и геометричность. Нечасто, но "пряник" также пишется в квадрате, но об этом позже.

Хохломской "пряник" - это центричная композиция. Здесь всегда есть центральная розетка, вписанная в круг и иногда дополнительно в квадрат. От центра отходят кустики, веточки, криули в направлении по часовой или против часовой стрелки. И в этом также есть скрытый смысл на языке древнеславянского символизма.

Иванов Н.А. Чаша. "Верховая" роспись, "пряник". 1981. Музейно-выставочный центр "Отчина" (п. Ковернино Нижегородской области)
Иванов Н.А. Чаша. "Верховая" роспись, "пряник". 1981. Музейно-выставочный центр "Отчина" (п. Ковернино Нижегородской области)

Здесь мы не видим квадрата в центре, лишь круг.

Веселов С.П. "Пряник". 1974. Из книги Аветисяна В. "Славянский круг"
Веселов С.П. "Пряник". 1974. Из книги Аветисяна В. "Славянский круг"

В этой работе интересным решение введены птицы, написанные "травкой", что не сразу глаз и понимает, что это птицы. Однако, они выполняют роль элементов, закрученных по часовой стрелке, в противовес красным "кустикам", заворачивающимся против часовой стрелки.

Веселов С.П. "Пряник". 1974. Из книги Аветисяна В. "Славянский круг"
Веселов С.П. "Пряник". 1974. Из книги Аветисяна В. "Славянский круг"

8. Круговая центрированная композиция с орнаментальной полосой

Не знаю, как лучше назвать эту схему. Может, вы мне подскажете и мы придумаем название вместе.

В этой композиции есть центральное изображение, как правило статичное. А вокруг пускается замкнутое кольцо из криулей, по сути, это орнаментальная полоса со схемой "волна". Давайте посмотрим на образец работы великого мастер Бедна Ф.А. первой половины XX века: в центре статичный цветок, а вокруг, если присмотреться, идут тоненькие веточки, закругляясь то направо, то налево, рождая "волну".

Бедин Ф.А "Верховое" письмо. 1935. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Бедин Ф.А "Верховое" письмо. 1935. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.

Поглядите на эту работу в стиле "фонового" письма уже нашего столетия. Здесь принцип тот же: в центре композиция, которая и сама по себе уже самодостаточна, но по кругу еще пушена волна из криулей, здесь из всего четыре и они хорошо просматриваются.

Солоницына Н.Н. Набор для напитков "Русь". Роспись "под фон", "кудрина". 2008. Собственность АО "Хохломская роспись"
Солоницына Н.Н. Набор для напитков "Русь". Роспись "под фон", "кудрина". 2008. Собственность АО "Хохломская роспись"

А вот посмотрите еще на образец современной Хохломы. Очень красивая работа, на мой взгляд, и интересное композиционное решение. Если разобраться, то всё та же смешанная схема, только наоборот. Центральная композиция (здесь это схема "веточка", узнаете?) дублируется по краям, а центр как раз заняла орнаментальная полоса. Здорово, правда! Удивительная работа.

Когда в 2022 году я лично посещала фабрику "Хохломская роспись", я своими глазами видела, как за столами мастера писали эту новую коллекцию под названием "Эволюция".

Тарелка-панно прессованное. Размер 400х20 мм. Изготовлена в полном соответствии с традиционной хохломской технологией золочения. Имеет авторскую роспись в технике фонового письма. Роспись «Эволюция». Источник: официальный сайт АО "Хохломская роспись" https://goldenhohloma.com (дата обращения 06.09.2024)
Тарелка-панно прессованное. Размер 400х20 мм. Изготовлена в полном соответствии с традиционной хохломской технологией золочения. Имеет авторскую роспись в технике фонового письма. Роспись «Эволюция». Источник: официальный сайт АО "Хохломская роспись" https://goldenhohloma.com (дата обращения 06.09.2024)

На этом я заканчиваю обзор хохломских композиций в круге. Совсем скоро вас ждут разбор композиций в полосе и квадрате (прямоугольнике).

Если у вас есть вопросы или пожелания, пожалуйста, оставляйте их в комментариях. Буду рада вашим откликам.

Читайте продолжение в статье: Композиция в Хохломе. Часть 2

Автор статьи: Ирина Де Висенте // https://vk.com/idv_mast

А у вас дома есть изделия хохломского промысла? Расскажите, в каком виде вам больше всего нравится Хохлома: посуда, сувениры, роспись на стенах или еще какой-либо вариант?

Хотите приобщиться к искусству Хохломы и написать свой собственный хохломской "Пряник" "верховым" письмом, даже если совсем не умеете рисовать? Приходите к нам на авторский курс Ирины Де Висенте для проекта "Расписной Дом" - "РЕЛАКСИВ. Хохлома в интерьере"! Занятие декоративной росписью - это источник расслабления, позитивной энергии и знакомство с искусством наших предков, нашим культурным наследием.

-34

РЕЛАКСИВ "Хохлома в интерьере" - это больше чем обучение народной росписи, это погружение в мир хохломского промысла, познание мировоззрения наших предков через народное творчество и способ создать своё собственное будущее с помощью развития мелкой моторики руки и создания новых мыслеформ. Подробную программу, отзывы и примеры работ учеников вы найдете на сайте: https://www.irinadevicente.com/ru/relaxive