Спустя 145 лет после премьеры "Лебединое озеро" по-прежнему остается самым популярным балетом в мире. Настолько, что вряд ли найдется труппа классического балета, в репертуаре которой не было бы версии этого знаменитого произведения.
История первой постановки "Лебединого озера", которую часто называют неудачной, состоялась в Большом театре в Москве в 1877 году в постановке малоизвестного Вацлава Райзингера. Однако наиболее впечатляющая постановка была поставлена Мариусом Петипа и Львом Ивановым из Мариинского театра в Санкт-Петербурге и впервые показана 15 января 1895 года. Одной из самых запоминающихся особенностей версии 1895 года стала интерпретация двойной партии Одетты и Одиллии Пьериной Леньяни, которая прекрасно передала необходимый лиризм и драматизм и обладала замечательной балетной техникой. 32 сложных фуэте были включены в коду “Черного лебедя” в третьем акте специально для нее! Это один из самых известных моментов в балете, когда танцовщица делает бесконечные пируэты на пуантах, пытаясь не только произвести впечатление на публику, но и одновременно ослепить и соблазнить принца Зигфрида.
В 20 веке "Лебединое озеро" приобрело международную популярность, поскольку русские артисты включили его в свой гастрольный репертуар. В первую очередь знаменитая танцовщица Анна Павлова в "Русских сезонах" Сергея Дягилева оставалась популярной темой для обсуждения на протяжении десятилетий. Кроме того это послужило источником вдохновения для самого первого спектакля Английского Национального балета "Лебединое озеро", который Алисия Маркова и Антон Долин поставили в Государственном театре Гомон в Килберне в 1949 году и в котором был показан только второй акт. Впе
Музыка "Лебединого озера", написанная Петром Ильичом Чайковским, является такой же звездной, как и сами танцоры. От захватывающего романтизма “Лебединой темы” до праздничных вальсов и культовых национальных танцев - прекрасная партитура, вызывающая воспоминания, производит сильное впечатление. Гениальность Чайковского заключается в музыкальном воплощении персонажей – изящества лебедей, очарования Одиллии и коварства Ротбарта. Музыка прекрасно дополняет хореографию и остается любимой классикой.
Действующие лица балета:
1. Одетта, королева лебедей, олицетворяет грацию, невинность и элегантность и носит культовую белую балетную пачку. Несмотря на проклятие, которое приковывает ее к образу лебедя днем, ее дух остается непоколебимым. Она жаждет настоящей любви, достаточно сильной, чтобы разрушить сковывающее ее проклятие и освободить ее.
2. Одиль - хитра и умеет манипулировать людьми. Она использует свое обаяние, чтобы обмануть принца Зигфрида в злых целях Ротбарта. Одетая в черное, Одиллия является диаметрально противоположным Одетте персонажем, что еще больше усложняет задачу танцовщиц по драматическому исполнению обеих ролей в одной постановке.
3. Принц Зигфрид - беззаботный и импульсивный, больше интересуется охотой, чем своими королевскими обязанностями. Однако он демонстрирует свою зрелость через любовь к Одетте. Несмотря на то, что Ротбарт обманул его, его непоколебимая любовь к Одетте и раскаяние в своей ошибке в конечном итоге приводят его на путь искупления.
4. Ротбарт Колдун - злобное создание, получеловек-полуптица. Часто можно увидеть, как он машет крыльями, пронзительно сверкая глазами. Он заключает Одетту и ее спутников в тюрьму, превращая их в лебедей, и планирует разрушить любовь Одетты и Зигфрида.
История "Лебединого озера" в цикле:
1. Первое действие начинается в разгар празднования: это день рождения принца Зигфрида. Королева дарит своему сыну великолепный арбалет, в это же время напоминая ему, что вскоре необходимо найти жену. Его размышления прерывает впечатляющее зрелище - вдали появляется стая лебедей, и он спешит поохотиться на них.
2. Во втором акте мы перемещаемся на берег озера, где скрывается темная и таинственная сила – колдун Ротбарт. Принц Зигфрид прибывает на озеро и обнаруживает, что лебеди, за которыми он следовал, на самом деле - молодые женщины, околдованные Ротбартом. Лебеди способны принимать человеческий облик только ночью. Стая яростно защищает свою королеву Одетту, но постепенно она начинает доверять принцу, который совершенно очарован ее красотой и элегантностью. Когда появляется Ротбарт, принц Зигфрид признается Одетте в вечной любви. Ротбарт из ревности разлучает их и забирает Одетту.
3. Третье действие переносит нас обратно во дворец, где в честь Зигфрида устраивается праздник. Среди гостей - принцессы со всего мира, выбранные королевой в качестве потенциальных невест для принца Зигфрида. Он вежливо танцует с ними, но остается в стороне, зная, что его сердце принадлежит Одетте. Ротбарт приходит со своей дочерью Одиль, которую он превратил в точное подобие Одетты. Он планирует обмануть принца Зигфрида и заставить его предать Одетту. Зигфрид настолько очарован Одиллией, что не замечает, как Одетта отчаянно бьется крыльями в окне, и заявляет придворным, что намерен жениться на этой таинственной гостье. Завершив свой жестокий план, Ротбарт триумфально раскрывает истинную личность Одетты. Осознав, что он предал Одетту, принц Зигфрид возвращается к озеру, полный тоски.
4. В заключительном акте Зигфрид умоляет Одетту о прощении, которое она в конце концов дарует. Когда появляется Ротбарт, начинается борьба добра со злом. Чары Ротбарта в конечном счете разрушаются силой любви Зигфрида и Одетты, а Ротбарта уничтожают лебеди, которые в конце концов обретают свободу. На рассвете Зигфрид и Одетта соединяются в вечной любви.
Спектакль "Лебединое озеро", состоящий из 4 актов, длится 2 часа 50 минут, включая паузу после первого акта и два антракта по 20 минут, что дает вам достаточно времени, чтобы окунуться в атмосферу и получить максимум удовольствия.
Читай больше интересного о танце и театре в телеграм-канале ЖурналDance