Ритм в прозе невозможно создать без волнения, без эмоции, и в такой прозе можно услышать и это волнение, и дыхание автора. Неравнодушие писателя – это то, что делает прозу почти поэзией.
«Фонетически организованная проза, – ораторская проза, с ощутимой упорядоченностью ритма. Особенно ощутима такая закономерность перед синтаксическими паузами, то есть, на стыках фраз». (Жирмунский В.М. «О Ритмической прозе». «Русская литература 1966 год).
Ритм – это стройность, соразмерность, повторение элементов текста через определённые промежутки.
Художественная функция рефренов в том, что они ожидаются в определённые моменты и дают читателю почувствовать своё участие в действии, которое идёт в произведении.
Пример из рассказа Татьяны Чекасиной «О детях оленеводов и о трёх билетах в кино».
В этом рассказе, полном драматизма, создан образ девочки Алёны так, будто это никакой и не образ, а наша с вами родня. Девочка страдает от чёрствости родителей, но при этом не только не теряет к ним уважения, но буквально цитирует их в своих невесёлых о них думах.
Интеллектуального отца она цитирует буквально, повторяя «Так говорит папа». Этот, далеко не случайный в этом произведении ницшеанский намёк усиливает боль Алёны, удваивает и утраивает её одиночество с каждым повторением.
"Алёна бежит. Но за углом сбавляет, глядя на витрину булочной. Искусственные бублики, цилиндры и караваи хлеба, ими реально убить. «Хлеб бывает камнем». Так говорит папа. Вот и трамвай. Ладно, она поедет во двор детства. Алёна не считает себя ребёнком. Какой-то парень пятнадцати лет прыгнул из окна пятнадцатиэтажного дома. Наверное, ему было пора. «Время индивидуально для индивида». Так говорит папа».
В других рассказах Татьяны Чекасиной мы тоже видим чёткое применение ритмической прозы, обозначенной чередованием напряжения и ослабления действия, когда одни элементы действия являются выделенными (маркированными), а другие промежуточными.
Вот как это в рассказе «Два преступника брали сберкассу»:
«Милиция явилась оперативно. Одного укладывают пулей. Второго легко ранят. Час пик, народ толпами. Кровавый след ведёт собаку, но недалеко и обрывается. У того, на тротуаре, документов нет. Выкарабкается, не умрёт в реанимации… Кто бандиты – никаких ориентировок. Деньги брали каждый отдельно. У второго две трети суммы. Он же убил милиционера».
Этот доминантный эпизод сменяется тоническим, в котором нет жёсткого ритма:
«Аля Решетникова оглядывает мужчин. В ответ – никакой реакции. Будто она пыльный куст, увядающий без дождя».
Или пример из рассказа «Перед выходом». Здесь начало не предвещает никакого резкого поворота, всё спокойно и тихо:
«С тех пор как муж Галины утонул под мостом, она ждёт любви. Время к тридцати, другого алкоголика нет, и любви, нет, как не было. Вечерами в тишине прибранного дома одиноко ей, надоел и дом этот, и тишина.
Утром на работу в столовую готовить вторые по меню. На кухне вентилятор крутится, от электроплиты жар. Когда тефтели или котлеты дозревают на плите, она выходит на крыльцо.
Солнце и в ельнике, и в реке с плывущими брёвнами, на клюквенных полянах, над городком, над колючей проволокой и бараками, над сторожевыми вышками».
А вот эта фраза сбивает всё спокойствие предыдущего ритма и указывает нам на то, что вскоре никакого спокойствия у Галины не будет:
«…солнце… над колючей проволокой и бараками, над сторожевыми вышками. Солнце не разбирает, где ему светить».
Подобная перебивка в ритме, но означающая - наоборот - спад напряжения, и в эпизоде из рассказа «Маленький парашютист»:
«…В тот день, когда они впервые стояли друг напротив друга, а над полем парили парашютисты – цветы, брошенные с неба, он углядел в её непередаваемой улыбке и любовь, и доброту. А вопросы, вроде, были, как у тех парней корреспондентов. Он отвечал, не видя микрофона. Её лицо, то приближалось к его лицу, то отдалялось как-то эротически, и в конце на нём – усталость удовлетворения».
Но в конце абзаца такая, лишённая ритма бытовая фраза: «Руки машинально сматывают микрофонный шнурок», которая как бы предупреждает читателя: романтика для парашютиста Пермякова на этом кончилась, и дальше пойдут терзания, доведшие его почти до смерти.
Ритмическая проза по-разному используется различными писателями в зависимости от особенностей их художественной манеры. И в прозе Татьяны Чекасиной применение ритмической прозы носит свободный, нерегулярный характер, не превращаясь в единообразную метрическую схему, чем сама по себе ритмическая проза отличается от художественной прозы, в ритмическом отношении нейтральной.
Вообще применение ритмической прозы характерно для определенного поэтического стиля, повышенно эмоционального, можно сказать – «романтического» в широком смысле. Такой текст характеризует присутствие в нём не только повышенной эмоциональности, но и поэтической образности (метафоричности), «лиризма», по выражению Томашевского, литературоведа, исследователя жизни и творчества А.С Пушкина.
Прозу Татьяны Чекасиной (очень эмоциональную) назвать ритмической, ораторской прозой было бы неверно. Здесь писатель использует ритмическую прозу в отдельных местах произведений для усиления напряжения, для выражения сильных эмоций. В целом же прозу Татьяны Чекасиной можно назвать просто хорошей художественной прозой, в которой используются самые различные и, порой, очень непростые приёмы для создания художественных образов и для решения непростых художественных задач.
Вот что сказал о ритме в прозе Андрей Белый, поэт и теоретик литературы: "Размеренность характеризует хорошую прозу». Ритм прозы Белый находит у лучших прозаиков: Пушкина, Гоголя.
Вернёмся к Жирмунскому, подробно исследовавшего ритмическую прозу:
«В прозе Тургенева ритмический характер часто имеют лирические описания природы и человеческих чувств. Многочисленные примеры можно найти в «Записках охотник», в повестях и романах.
Из классиков начала XX века традицию тургеневской ритмической прозы продолжал Бунин. Его лирические описания природы и любовных переживаний героев, порою приобретающие, в особенности в более поздних рассказах, несколько манерный и стилизованный характер.
Ритмизация прозы эмоционально-романтического стиля не является исключительным достоянием русской литературы. Сходный характер имеют, например, многочисленные лирические места в романах Диккенса, чаще всего также – описания. Образцом, типичным для стиля Диккенса, может служить известное описание лондонских туманов, которым открывается «Холодный дом» («The Bleak Housc»).
Кто-то из современных литературных людей сказал, что ритмическая проза «может быть даже в "хороших детективах"» Где он такие детективы обнаружил, нам неизвестно, но, конечно, надо постараться, чтобы найти хоть какую-то ритмическую прозу в бульварной литературе.
Даю уже по традиции ссылки для знакомства с автором Татьяной Чекасиной. На каналах Дзен: «Татьяна Чекасина писатель» «Супер-чтец»: https://dzen.ru/id/6624f4b7731b000bc0f3e2c0?share_to=link «Советские писатели»: https://dzen.ru/id/6627a955e8204c09edce2a29 На страницах Ютуб, ОК, ВК тоже есть публикации. Ссылки на книги. В бумажном и в электронном виде: 1.«Похождения светлой блудницы»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/pohozhdeniya-svetloy-bludnicy/ 2. 3. «Канатоходцы»: Том 1 и том 2 https://www.labirint.ru/books/876884/ https://bmm.ru/books/details/421649/ https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/2929268/ https://www.wildberries.ru/catalog/118080631/detail.aspx https://www.ozon.ru/product/kanatohodtsy-roman-t-1-chekasina-tatyana-678001052/?sh=CBCcahJEug https://book24.ru/product/kanatokhodtsy-roman-tom-1-6626045/ https://www.bookvoed.ru/book?id=13565113 https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/kanatohodcy-tom-i-69133450/ https://www.izdanieknig.com/catalog/proza./17300/ https://www.yandex.ru/search/?lr=2&offline_search=1&text=%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%86%D1%8B+%D1%87%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D1%82%D0%BE%D0%BC+%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9+%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0 4. «Золотая рыба», роман-дилогия: сайт издательства Озон Вайлдберис Читай город Book24 Литрес 5. «Убийственный урок»: Сайт издательства Литрес Озон Вайлдберис Указка Электронные книги: 1. «Пять историй»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/pyat-istoriy/ 2. «25 рассказов»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/25-rasskazov/ 3. «Чистый бор»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/chistyy-bor-69007663/ 4. «Пружина»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/pruzhina-69007657/ 5. «Предшественник»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/predshestvennik-69007645/ 6. «Батальонная любовь» Батальонная любовь 7. «Дама в снегах» Дама в снегах 8. «Квартирантка» Квартирантка Тот, кто согласен с позицией нашего канала, а это позиция добра, любви к людям и любви к своей стране, просим предлагать для наших разъяснений книги других современных авторов, создающих свои произведения методом реализма. Подписывайтесь на наш канал, делайте репосты и ставьте лайки.