Найти в Дзене
BLAGOVOLITELNITSA

BOOKHATE. Глянцевое РПП. Роман Светланы Павловой «Голод. Нетолстый роман». Отрицательная рецензия

Если вы были частой гостьей блогов, наполненных фотографиями тарелочек с «полноценными» приемами пищи, больше похожими на полдники; если вы помните древний паблик «Бодипозитив» ВКонтакте; если с ходу можете назвать 5-10 бодипозитивных блогерок образца 2018-2020 годов; если у вас от зубов отлетают определения таких терминов как орторексия, компульсивные переедания, дисморфофобия и им подобных; если вам знакомо это «неповторимое чувство легкости», вызванное питанием на 500 ккал в день, и последующее чувство отвращения за разовое поглощение еды примерно на 4000 ккал – БИНГО-БОНГО! БИНГО-БОНГО! Вам продали эту книгу! Купились! Попались! «Голод. Нетолстый роман» - дебютный, кликбейтный и пока единственный роман Светланы Павловой. Конечно, роман с элементами автофикшена (или автофикшен с элементами романа?) который, тем не менее, как представитель жанра не заявляется. Книга представляет собой 315 страниц текста о тридцатилетней москвичке (что имеет колоссальную важность) Лене, страдающей бу
Оглавление

Если вы были частой гостьей блогов, наполненных фотографиями тарелочек с «полноценными» приемами пищи, больше похожими на полдники; если вы помните древний паблик «Бодипозитив» ВКонтакте; если с ходу можете назвать 5-10 бодипозитивных блогерок образца 2018-2020 годов; если у вас от зубов отлетают определения таких терминов как орторексия, компульсивные переедания, дисморфофобия и им подобных; если вам знакомо это «неповторимое чувство легкости», вызванное питанием на 500 ккал в день, и последующее чувство отвращения за разовое поглощение еды примерно на 4000 ккал – БИНГО-БОНГО! БИНГО-БОНГО! Вам продали эту книгу! Купились! Попались!

«Голод. Нетолстый роман» - дебютный, кликбейтный и пока единственный роман Светланы Павловой. Конечно, роман с элементами автофикшена (или автофикшен с элементами романа?) который, тем не менее, как представитель жанра не заявляется.

Сюжет

Книга представляет собой 315 страниц текста о тридцатилетней москвичке (что имеет колоссальную важность) Лене, страдающей булимией. Больше десяти лет она прекрасно исполняет роль классической рппшницы в постановке о сменяемости диет и срывов. В середине книги Лена знакомится с клептоманом (чел абсолютный NPS, как и все другие персонажи в книге, по этой причине имена их запомнить невозможно), после чего у них завязываются вяленькие романтические отношения.

«Так начинается история взаимоисцеления от болезни» – говорит нам аннотация. Она так и не началась – скажу я вам.

В чем проблема?

Красноречивее любого комментария о содержании книги скажет портрет героини ее собственными глазами.

Ладно, давайте без драм: у меня нормальная жизнь.
Есть диплом достойного вуза (ну и что, что журфак), есть социально одобряемая работа – в креативном агентстве. Есть 1317 друзей на фейсбуке. Есть сеанс с психотерапевтом раз в неделю. Есть выставки в Музее современного искусства «Гараж». Есть аккаунт в «Тиндере», используемый, скорее, как источник смешных скринов для чата с подружками. Еще у меня есть аж две жилплощади: арендная, в пределах крыльца Садового, и собственная, за пределами кольца Московского автодорожного. Ну как собственная – я на двадцать лет в кабале у банка, но это детали. Есть прочие маркеры московского успеха: абонемент в хороший фитнес, годовой бонус, вечеринки по пятницам, обезжиренный латте с собой. У меня даже есть необременительный служебный роман. Я сортирую мусор, ношу носки с надписью «Feminist» и недурно говорю по-английски. Я обещаю себе поменьше ездить на такси и больше ходить пешком, убираюсь перед клинингом и свято верую в то, что страдания курьеров-мигрантов окупают мои чаевые.

Учуяли знакомые нотки ситкомовских визиток? Это же повествование из любого подросткового сериала! Прочитайте этот текст голосом Ханны Монтаны, и все встанет на свои места.

Лена, слепленная из довольно устаревших трендов социальных сетей, вышла совсем уж мертвая. Клишированная история какой-то девчонки, без композиции, без слога, без осмысления, без выводов, без послевкусия о котором хочется подумать.

Книга написана простецким языком, при этом отлично подходящим для телеги или инсты, но в бумаге выглядящим инородно. Очередной блог в обложке.

Добавляют смущения плоские шутки, которые не служат характеристикой героини, а являются свойством языка автора, у которого, очевидно, представление о юморе заключается в том, что процитировать мем в нужный момент – это уже шутка. Банальности про прогнивший капитализм, будильник на айфоне и серию трукрайма обшучиваются и высмеиваются такими же банальностями.

Героиня должна была получиться «своей в доску», а получилась такой фальшивой, что можно даже оскорбиться.

РПП – тема довольно грязная ввиду своей физиологичности, во многом поэтому вызывает стыд у тех, кто этим заболеванием страдает. Героиня романа же вышла слишком чистенькая. Достаточно успешная, достаточно симпатичная, самодостаточная. Но иногда, правда, блюет после еды. Как будто вписать РПП в жизнь без обезжиренного латте и психолога каждую неделю – ту мач, чернуха. Ну или РПП можно представить акцентным аксессуарчиком, добавляющим перчинку в такое скучное столичное благополучие.

При этом, расстройство у Лены является последствием взросления в дисфункциональной семье с матерью алкоголичкой. Сценарий как под копирку. Задачка легкого уровня для доморощенного психолога, работающего по методичке КПТ.

«Слава богу, наконец-то кто-то об этом рассказал» – слышала я об этом романе. Хочется спросить у людей, восклицающих подобное, из какого информационного вакуума они вылезли. Вся суть проблемы РПП, посредственно изложенная в «Голоде», давно просочилось в массы через соцсети и медия. Люди свободно делятся своими историями, находят поддержку друг у друга, исцеляются и дестигматизируют проблему.

Сказать, что издание романа Светланы Павловой произвело переворот в умах или хотя бы всколыхнуло интерес к РПП все равно что наплевать на всю ту работу девочек и мальчиков, через потоки хейта добившихся признания проблемы и оказания квалифицированной медицинской помощи.

Однако, действительно, такая проблематика не была изложена в «художественном» ключе. Форма в данном случае победила содержание и придала значимости незначительной истории.

Одна из вещей, которую я сильно не люблю в литературе – «внезапный душевный переворот героя». Это такая магическая ситуация, когда герой внезапно перестает быть пнем березовым и берет жизнь в свои руки. В «Голоде» можно увидеть практически канон такого тропа. Интересного симбиоза зависимости от еды и тяги к воровству, которые на общности механизмов могли бы дать толчок к осмыслению бед и решить их, не было. Знаете что было? Спасение в романтической любви. Мораль – найди любимого. Настоящая любовь тебя и на ноги поставит, и себя любить заставит, и жизнь, и тропинку, и лесок, и каждый в поле колосок.

«Голод» – пустышка, выгодно и удачно заделавшийся паразитом в теле серьезной проблемы. Трофейный роман, изданный только для того, чтобы автор мог сказать, что у него есть своя книга.

В начале статьи я постаралась обозначить людей, которым книга могла бы показаться интересной, ввиду личного опыта. Если вы к ней относитесь, то история станет для вас ничем иным, как пережеванной жвачкой.

Если же у вас проблемы с пищевым поведением в активной стадии, то, возможно, вы найдете в книге пластиковое сочувствие. Я же от всего сердца желаю найти вам искреннее сочувствие и выздоровление.

Чего в романе не найдет никто, так это литературного удовольствия. Невкусный роман. BOOKHATE.

_______

Друзья! Если хотите принять участие в живых обсуждениях литературы, то вступайте в мой книжный клуб "BV".

Еда
6,93 млн интересуются