В небольшой городок приезжает новый начальник строительства Зайцев (Михаил Жаров). Здесь он встречает своих фронтовых друзей — директора бумажной фабрики Глинку (Анатолий Горюнов) и начальника лесосплава Лациса (Николай Баталов). Государство ждёт от предприятий выполнение плана, сроки поджимают. Зайцев начинает «мести по-новому».
Перед нами очередное производственное кино, теперь в жанре комедии. Проверенный конструктор, в целом на месте. Среди изменений: здесь нет ярко выраженного героя из парткома, собраниям и общественному порицанию в фильме уделяется мало времени. Зато есть тот самый изгой, кто пытается установить новые порядки. Зло здесь не показано очевидным. Скажу больше, для современного зрителя методы Зайцева могут казаться отличными управленческими решениями.
В очередной раз советское кино 30-х подчёркивает, что успех в профессии не гарантирует семейного счастья. Это касается и Глинки, чьё маниакальное желание всё контролировать приводит к семейному конфликту; и Лациса, чьё упрямство ставит под угрозу не только здоровье, но и отношения с женой.
Кстати, в картине много прописанных женских персонажей. Понятное дело, три товарища здесь на первых ролях, но и героиням Татьяны Гурецкой и Вероники Полонской дают время раскрыться. Уже не в первой картине замечаю передачу эпохи за счёт женского гардероба. Страна рабоче-крестьянская, а мода явно забугорная. Крайне любопытно.
Что касается юмора в картине — он на достойном уровне. Виден окончательный уход от комедийных приёмов немого кино, много текстовых шуток. Основной акцент делается на недоговаривании, сокрытии каких-то незначительных фактов, которые разрастаются в большие неприятности.
Не обошлось здесь без любовной линии. С появлением Зайцева трясёт не только производство в городе, но и семейное благополучие в семьях гл. героев. Как ни странно, эта второстепенная линия — самая сильная в фильме. Следить за взаимоотношениями внутри семей гораздо интереснее, чем за центральной линией с выполнением госплана.
Самый главный посыл фильма — в разных обстоятельствах человек может показать себя с разных сторон. Казалось бы, вы вместе сидели в окопах гражданской, практически сроднились. Но в мирное время каждый выбрал свою дорогу, лишний раз подтверждая, что жизнь разлучила вас не зря.
Повторюсь, решения Зайцева могут быть восприняты сегодня с положительной оценкой. Морализаторством фильм занимается, но от этого не тошнит. Если бы в картине точнее показали последствия действий героя, тогда вопросов было бы меньше. А так получается не самая лучшая производственная драма 30-х, зато одна из самых лёгких и весёлых.
Приятного просмотра!
***
Специально для Киноклуба.
Изображения взяты с просторов сети.