Сегодня, 1 Сентября 2024 года – день рождения поэта, ученого, изобретателя Ивана Ивановича Смоленцева (1935 – 1993).
К дню рождения И.И. Смоленцева вниманию читателей предложены стихи и рассказ о начале творческого пути поэта на Марийской земле.
Публикация в литературно-художественном журнале Республики Марий Эл № 2, 2024 год:
- «На заре. Начало творческого пути поэта Ивана Смоленцева (статья А. Смоленцева, С.136 – 149)
- ИВАН СМОЛЕНЦЕВ. По кромке ненастного лета. Стихи (С. 149 – 159).
ЛИТЕРА - Литературно-художественный журнал Республики Марий Эл. Издаётся с 2012 года №2 (47) апрель-июнь 2024 года. Учредитель: Правительство Республики Марий Эл.
Издатель: ГАУ Республики Марий Эл «ИД ''Марийское книжное издательство''». Главный редактор Щеглов Сергей Африканович.
Алексей Смоленцев
Смоленцев Алексей Иванович родился в 1961 году в Йошкар-Оле. Член Союза писателей России. Кандидат филологических наук. Автор 3 книг прозы и стихов и книги по русской литературе. Лауреат премий Кировской области, Всероссийского конкурса критики «Русское эхо», национальной премии «Имперская культура» им. профессора Эдуарда Володина. Живёт в с. Косолапово Марий Эл.
НА ЗАРЕ
Начало творческого пути поэта Ивана Смоленцева
«Им двери открыл институт»
Творческое становление Ивана Смоленцева состоялось на родной земле, в столице Марийской республики городе Йошкар-Оле, и было стремительным. Всего лишь студент второго курса механического факультета Поволжского лесотехнического института, Иван Смоленцев дебютирует 9 мая 1959 года (обратим внимание на день публикации) сразу на страницах республиканской молодёжной газеты:
Весна, как смех, улыбка милой,
Хозяйкой радостей людских
Идёт походкой торопливой
Вдоль шумных улиц городских.
(«Слова студента ПЛТИ И. Смоленцева. Фото В. Малкова, «Молодой коммунист», № 55 (914), 9 мая 1959 года»).
Да, пока ещё всего лишь «слова», всего лишь четыре строки – четверостишие, да, всего лишь художественная иллюстрация к фотографии, хотя в автографе стихотворения – это полновесное высказывание из четырёх четверостиший, но, тем не менее – первая страница республиканской молодёжной газеты. Крепкое начало пути, уверенный первый шаг, твёрдый. Да и в самом построении строк: Весна – «хозяйка радостей людских», уже прочитываются начала творческой манеры Смоленцева, это именно авторская речь, смоленцевский характер поэтической речи, его собственное самовыражение.
В нашем, «постсоветском», начале двадцать первого века необходимо уточнить для читателей молодого поколения, что значило в те времена печатное слово. Печать была делом государственной важности, газета «Молодой коммунист» – органом Марийского обкома ВЛКСМ – вторым в республике, по важности и значению, представительством позиции государственной власти. Соответственно, и цена слова была очень высока, вровень с ответственностью, которую налагала каждая публикация на редакционный коллектив и лично на главного редактора. Публикация была как своего рода «проба» на драгоценном металле – гарантия редакции издания, что и автор, и его строки – достойны признания. Поэтому и не сказано редакцией о первой публикации четырёх строк никому не известного автора – «стихи И. Смоленцева», а сказано – «слова», поэтому и не сказано «поэт», а сказано – «студент». На этом примере очевидна и мера ответственности, и цена печатного слова в те годы.
Можно сказать, что Иван Смоленцев доверие редакции «Молодого коммуниста» оправдал. В том же издании публикуются новые стихи Смоленцева: «На востоке заря занимается» – 2 июня 1960 года и «Им двери открыл институт» – 23 февраля 1961 года. А 19 марта 1961 года его стихотворение «Тракторист» впервые представлено на страницах главной республиканской газеты – «Марийской правды».
И только после этого «Молодой коммунист» (13 мая 1961 года) считает возможным представить: «Познакомьтесь: молодой поэт Иван Смоленцев – студент 4 курса механического факультета ПЛТИ. Родился он в деревне Бор Сернурского района. Работал заведующим избой-читальней, служил на Тихоокеанском флоте. Стихи И. Смоленцев начал писать в институте. Печатается в республиканских газетах. Предлагаем вниманию читателей несколько новых стихотворений молодого поэта». Опубликованы стихотворения «Цветок», «Дорогою отца», «Старый кузнец».
Публикуясь в республиканской печати, И. Смоленцев плодотворно сотрудничает с многотиражным изданием «Инженер леса», выходившем в Поволжском лесотехническом институте им. М. Горького. 3 июня 1959 года «Инженер леса» публикует стихотворение Смоленцева «Тополь». А 1 июня 1960 года газета представляет творчество И. Смоленцева большой подборкой – пять стихотворений: «Любовь солдата», «Комбайнёр», «Тихо таял багрянец заката», «Летний день», «Веха». 30 декабря 1960 года – стихотворение «Зима»; 2 февраля 1961 года – «Их ждёт августовское лето».
За два года в республиканской и многотиражной печати опубликовано четырнадцать стихотворений Ивана Смоленцева. Это целый творческий пласт, дающий представление о характере творчества молодого поэта, о тематике его стихов, об особенностях поэтической речи.
Самая значимая публикация, это, конечно, представление автора как «молодого поэта» – три стихотворения.
Да, стих Смоленцева не бросок и не ярок, скорее сдержан, скуп, но пронизан молодой энергией, силой жизни. Ведущая его тема – это тема труда, это взгляд на человека труда. И в этом взгляде есть свои особенности.
Труд, работа для Смоленцева – это взросление, рост личности; работа – это тот рубеж, за которым остаётся детство. «В такие дни за час взрослеют…» («Дорогою отца»). Да, юный герой Смоленцева отдаёт дань «внешней» взрослости: «Своей осанкой быть построже / И слышать в голосе басок». Но какова причина этого «внешнего»: «Чтоб дел своих не быть моложе». За этим – уважение к труду, к своему делу (важно – «своё» дело, это и дело отца – дорога отца, преемственность поколений), но ведь и – самоуважение, требовательность к себе – быть на равных, быть взрослым, во взрослом деле. (Отметим то, чего нет в стихотворении, но есть в характере и в судьбе, и в творчестве Ивана Смоленцева – писать стихи – это ведь работа, это дело не легче и не проще многих трудных трудовых дел. И вот это отношение к работе, оно и в отношении к поэзии как к работе у Смоленцева в человеческой натуре и требование к себе: быть взрослым, быть на равных со своим делом). А самое главное в стихотворении: «Сменив беспечность на заботу, / Большой дорогою отца, / В тот день ушёл я на работу, / Оставив детство у крыльца» («Дорогою отца»). – Путь на работу – это дорога отца. Труд – это традиция, традиция не одной семьи и не нескольких семей, это традиция народной жизни. Вот здесь и возникает вопрос: какой народной жизни – «советской» или «русской», а ответ звучит ещё интереснее, чем сам вопрос: труд – это традиция русской жизни, но во всём своём существе, не противоречиво, воспринятая и советской идеологией.
Труд – дорога отца, традиция, а ещё – зов души: «Но недолгим раздумье было. / Встал, прислушался у ворот: / Стук раздался. Душа заныла / – Это ж молот его зовёт» («Старый кузнец»). И в этом же стихотворении характерное для русской поэзии и для народного миросозерцания единство человека и природы: «И опять торопясь от дома, / Мимо сада, где яблонь цвет, / Непокорный, путём знакомым / На работу шагает дед».
Стихотворение, конечно, далеко не совершенно, но у Смоленцева есть такие «ошибки», которые претендуют, на авторскую манеру. «Непокорный» отнесено к старому кузнецу, вопреки своей отставке возвращающемуся к любимому делу. Но «непокорный» в составе строк можно отнести и к «цвету яблонь», который тоже – непокорный, зиме непокорный.
Стихотворение «Старый кузнец» отметит и московский поэт М.М. Скуратов в рецензии на рукопись первой поэтической книги И. Смоленцева «Лебединые крылья», подготовленной для Марийского книжного издательства весной 1962 года: «Хорошо по мысли стихотворение “Старый кузнец”: человека старят подчас не столько годы, сколько крутой отрыв от любимого труда – дела всей жизни, вот тогда-то и приходит “хворь”, в человеке как бы лопается какая-то пружина, он душевно рушится (…) Строки нельзя сказать, чтобы сделаны внешне крепко, но мысль в них заложена здравая, своевременная, прямой отклик на сегодняшние наболевшие жизненные наши нужды» (М.М. Скуратов).
Интересно, что все три стихотворения в газете «Молодой коммунист» объединяет одна общая мысль: «Цветок» – преодоление внешних невзгод жизни, трагических обстоятельств, необходимость всегда подниматься «из-под ила»; «Дорогою отца» – преодоление детства; «Старый кузнец» – преодоление старости. Здесь надо отдать должное и редакции газеты, сотруднику – составителю подборки. Стихотворения Смоленцева – отобраны, и отобраны лучшим образом, являют собой целостное художественное высказывание.
Таков молодой поэт Иван Смоленцев в своих первых публикациях. Внешнее несовершенство формы пока ещё не позволяет разглядеть в них целостное миросозерцание, уже полностью сформированное, в каком-то смысле – совершенное. Поэт остаётся для читателя – потаённым. Да, стих его энергичен, дышит силой, но тематика не завораживает, не будоражит чувства читателя, а скорее, вопреки энергии стиха, обращается к мысли, зовёт к неспешному, осмысленному и осознанному диалогу.
Его первые стихи о труде, о тружениках искренни, прожиты, что называется, поэтому не декларативны, и соединены общей особенностью: не просто труд, а труд сельского жителя, крестьянский труд – здесь основа творческой сосредоточенности молодого поэта. «Комбайнёр» («На востоке заря занимается…»), «Тракторист», «Старый кузнец», «Летний день», даже и «Зима», даже и «Цветок» и «Веха» – всё это стихи деревенские, крестьянские.
«Знакомство состоялось»
Время конца пятидесятых–начала шестидесятых годов двадцатого века было пронизано духом весны – духом пробуждения, творчества, жизнетворения, созидания. Не «оттепель», как потом определит это время советская творческая интеллигенция, нет, настоящая Весна наступила в те годы в жизни страны и народа. Страна и народ преодолели послевоенную разруху, оживали города, уврачевалось, стало чуть легче, бытие послевоенной деревни. В жизнь вступало новое поколение. Поколение, чьё детство пришлось на войну, а зрелость на преодоление послевоенных тягот. Для них наступала Весна, им распахивала двери сама Жизнь!
Достаточно взглянуть на историю жизни студенчества Поволжского лесотехнического института в те годы, чтобы почувствовать – весну как «хозяйку радостей людских»: активизировалась научно-исследовательская работа студентов, возобновилась работа вузовского университета культуры – одного из первых, созданных в вузах страны, был проведён первый студенческий фестиваль, давший начало городским и республиканским фестивалям молодёжи и студентов.
Иван Смоленцев был участником одной из научных конференций в Лесотехнической академии в Ленинграде. За тридцать лет своей творческой научно-технической деятельности он стал автором 27 изобретений – научных работ, зарегистрированных Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР. Начало этого пути, вне всякого сомнения, рождено атмосферой научно-технических свершений и открытий, царившей в ПЛТИ в 50–60-е годы. Все изобретения Смоленцева также, по примеру ПЛТИ, внедрены в производство, какие-то из них и до сих пор работают в лесном хозяйстве Волго-Вятского региона.
Но весенней, животворной по характеру была не только жизнь студенчества Йошкар-Олы в те годы, сам Союз писателей Марийской республики обновлялся, обретал своё второе дыхание: Предполагаю, что даже не в редакцию газеты «Молодой коммунист» пришёл Иван Смоленцев со своими первыми, подготовленными для публикации стихами, а в Союз писателей Марийской АССР.
Радостно, что в домашнем архиве сохранились несколько листочков первой, представленной на суд профессионалов, подборки И. Смоленцева, – стихи написаны от руки, разборчиво, на тетрадных в клеточку листках, среди них и «Весна» (подписано: март 1959 года, также и несколько других стихов датированы, «апрель», «июль» – все 1959 года).
На некоторых стихах есть отметки, с сильным нажимом карандаша, поставлен «плюс», обведённый кругом. На последнем листочке под стихотворением «Тихо таял багрянец заката…», отмеченного «плюсом», подписано: «И. Смоленцев, студент III курса мехфака».
А первый листочек этой подборки – стихотворение «Тополь» (апрель 1959). Поэтому и предполагаю, что путь И. Смоленцева в литературу начался именно с Союза писателей республики. Со слов самого Смоленцева: «Когда я первый раз пришёл в Союз писателей со стихами, – прочли, удивились по-доброму, сказали: “с таким стихотворением как “Тополь”, можно сразу в Союз принимать”».
Шутка, конечно, добрая товарищеская ирония. Но это ирония профессионалов, – стихотворение «Тополь», несмотря на всё несовершенство, действительно сделано по законам классической русской поэзии – просто, понятно, лаконично и грамотно выстроено; есть образ, есть чувство, чётко выстроен лирический сюжет, найдена точная лирическая интонация.
В прощальный вечер поцелуй
Ты подарила мне,
Сказала тихо:
– Не горюй
В далёкой стороне.
Чтоб не осталась ты одна,
Чтоб образ здесь мой жил,
Тебе на память у окна
Я тополь посадил.
В разлуке год за годом шёл,
Кончался службы срок.
В письме однажды я нашёл
От тополя листок.
И ясно было всё без слов:
Раз тополь тот растёт,
То значит верная любовь
Под ним свиданья ждёт.
(И. Смоленцев, «Тополь»,
«Инженер леса» 3 июня 1959 г.).
Именно от «Тополя», от простенького, безыскусного, насквозь пронизанного глагольной рифмой, возьмут начало стихи-символы Смоленцева – «Чтоб образ здесь мой жил».
В символических образах будут воскрешены поэтом и судьба деревни в глубоком, далёком от фронта тылу («Был фронт далёк, / Но похоронки / Тылы взрывали, / Били в нас» - стихотворение «Статистика войны»): «Конь рухнул в заносе отлогом…» («Набат»); в символе будет раскрыта и судьба русской женщины-крестьянки в двадцатом веке – стихотворение «Ветла» («Ты прав, похвально откровенье…»), в котором А.Т. Липатов увидит образ самой России: «Образ Родины возникает в стихотворении-символе “Ветла”: “Не осуди её за смелость самой собой в невзгодах быть”. И не из-за этой ли её самобытности ещё величественнее и ещё дороже нам мать-Россия?» (А.Т. Липатов).
Думаю, один из важнейших составов успешного начала творческой судьбы Ивана Смоленцева на родной земле, в Йошкар-Оле, – это люди, преподаватели и студенты в институте, доброжелательные профессионалы в творческой среде. Среди них и Николай Карташёв – профессиональный журналист и литератор, наставник молодых авторов.
О характере их взаимоотношений могу судить по краткому письму Карташёва Смоленцеву, на официальном бланке редакции газеты «Молодой коммунист»: «Дорогой Ванюша! Некоторые из Ваших стихов, после небольшой доработки, можно будет напечатать. Так что придётся Вам дождаться приезда Анатолия Мосунова. “Тракторист” и “Цветок” отпадают, поскольку они печатались в сборнике. На недостатках стихов останавливаться нет смысла, так как мы подробно говорили о них на недавнем заседании русской – секции. С приветом /Н. Карташёв/».
Простой, ясный, быстрый слог Карташёва; обращение «Ванюша», но при этом на «Вы», уважение, товарищество, и нет даже тени панибратства, претензий на «старшинство». Таков характер Карташёва.
Но… и характер Смоленцева такой же.
Думаю, Карташёва и Смоленцева роднит общее крестьянское, земледельческое начало, оба родом из деревни; роднят их «нелёгкие дни войны», роднят их судьбы – горькие потери, общие, не только для них двоих, но для всего поколения, для всей страны.
Здесь уместно задуматься об истоках чувства «русского сердца», сердца народа, в поколении сороковых годов ХХ века. Эта мысль очень важна для понимания истории России, философии истории и для понимания наших дней, России первой четверти ХХI века.
Предполагаю, что «русское» в поколении «сороковых» родилось и окрепло «в те нелёгкие дни войны»; родилось и окрепло именно благодаря тем неимоверным испытаниям, которые вынесло и преодолело это поколение, преодолело не одно, не само по себе, а вместе с народом, который «стоял на ногах» сам, и поколению не дал пропасть, заставил его выжить и жить.
Посмотрим ранние строки Смоленцева. Здесь ответ на вопрос о ключевом чувстве и поколения сороковых и поэта Ивана Смоленцева, об истоках «русского сердца»:
Скрипели полозья у санок,
Как репа белели носы.
Пришлось нам испробовать рано
Солёную горечь слезы.
Мы потом голодным потели
О хлебе глотая слова.
Как медные трубы звенели
Насквозь ледяные дрова.
От стужи коробились руки
И в валенки сыпался снег.
Но знали мы: большие муки
В ту пору терпел человек.
А дома нас новое ждало,
Там было от горя тесно.
Безмолвно на полке лежало
Последнее с фронта письмо.
Бродила по комнате тенью
Беда:
Не вернётся солдат.
И плакали горько поленья,
Слезою безмерных утрат.
(И. Смоленцев, «Дрова», автограф).
Стихотворение – хорошее. Несмотря на «солёную горечь слезы», на «слезою безмерных утрат»: вроде всё это штампы о слезе, но пытаюсь подобрать другие эпитеты, и они не подбираются – «утраты» ведь действительно «безмерные»… Но голодный пот… не хлеб, а «слова о хлебе» глотало поколение Смоленцева, это не сочинишь, не придумаешь… и «плачущие поленья», и «последнее с фронта письмо», а как это прожито – «от горя тесно»(!)… Смоленцев не публиковал эти стихи, думаю, сберёг поэт сам для себя свою живую боль, ту боль, которая за гранью обнародования…
Или ещё:
Вот и я своё детство вижу
В нём суровость военных дней.
Всё припомнилось:
Лютый ветер
И последний прощальный взгляд.
Мы остались с мечтой о встрече,
Но отец не пришёл назад.
С той поры не даёт покоя
Мне колёс паровозных стук.
В нём мне слышится отзвук боя
И щемящая боль разлук.
(И. Смоленцев, «Поезд мчится…», – «Марийская правда», 1 июня 1962 г. Стихотворение цитируется по автографу, так как есть разночтения, и правка – не в пользу публикации).
Здесь следует отметить одну характерную особенность личности Ивана Смоленцева, его человеческой натуры. Он умел учиться и всегда учился у родного народа, у русской природы, учился и у людей, но он никогда не был «учеником»; даже в школьные годы его невозможно представить в этом статусе. Да, он был скромен и совестлив, никогда не выпячивал себя, и того интеллигентского самоуничижения, которое паче гордости, в нём не было и следа; он умел быть именно на равных, в любом кругу и при любых обстоятельствах. Об этом и свидетельствует письмо Карташёва.
В своём деловом и одновременно дружеском кратком письме Смоленцеву Карташёв говорит о «сборнике». Речь идёт о коллективном сборнике «Будем знакомы» в Марийском книжном издательстве, где у Ивана Смоленцева представлено два стихотворения: «Тракторист» и «Цветок».
На творческий призыв молодых поэтов «Будем знакомы» доброжелательно и утвердительно – «Знакомство состоялось» – откликнулся Миклай Казаков, народный поэт Марийской АССР («Марийская правда», 20 сентября 1961).
«На маленькой “жилплощади” сборника – а в нём всего 30 страниц – разместилось шестнадцать авторов, – пишет Миклай Казаков. – Им, разумеется, тесновато». В пределах рецензии (и жанр, и объём материала) «тесновато» и самому народному поэту, поэтому он сразу говорит о главном: «О чём же они пишут, что их волнует и тревожит, как передают свои мысли и переживания»?
М. Казаков цитирует строки авторов сборника Г. Семёнова, Г. Калинкина, К. Москвиной, даёт высокую оценку стихотворению А. Мосунова «Стучит акация в окошко» – «Оригинальное свежее стихотворение», упоминает Н. Карташёва в связи с военной тематикой и как автора «известной песни “У границы”». Строки И. Смоленцева он цитирует дважды и оба раза одобрительно. – «Описывая красоту родного пейзажа, авторы находят простые и точные образы, сравнения. В них нет ничего кричащего, надуманного (то есть нет «сочинительства», «придумывания» – А.С.). Взять хотя бы стихи А. Мосунова, И. Смоленцева, Н. Жибрик. Поразному раскрывают они свои замыслы. В этом отношении интересно сравнить стихи Н. Жибрик и И. Смоленцева. Речь в них идёт об обычных ветах. Но если первый автор называет подорожники “детьми солнца” и на этом ставит точку, то другой идёт дальше, к более глубокому осмыслению». М. Казаков цитирует завершающие стихотворение «Цветок» четыре строки и заключает: «И получилось неплохо!».
А, ведь, «идти дальше, к более глубокому осмыслению» – это одна из основных – и «родовых», так получается, – характеристик творческого миросозерцания Ивана Смоленцева, выразившаяся уже в зрелом его поэтическом творчестве.
Стихотворение «Тракторист» решено Смоленцевым совсем иначе, чем «Цветок», а это свидетельство широты поэтического кругозора, разнообразия творческого инструментария поэта, проявившихся с первых публикаций. М. Казаков сопоставляет стихи молодых авторов, «посвящённые трудовым будням наших людей». «Н. Карташёв и С. Беленков рисуют их (людей труда – А.С.) в лирическом плане (…) И. Смоленцев и Г. Калинкин обращаются больше к бытовым деталям (…) Отрадно, что тема труда является в их стихах ведущей, основной». А для примера процитированы две строки, вновь из завершающих стихотворение «Тракторист» И. Смоленцева, с выводом: «Именно эта влюблённость в своё дело и отличает, в первую очередь, наших людей». То есть, именно Смоленцеву удалось выразить и общее и главное, роднящее людей труда, – любовь к своему делу.
Удивительно, что публикация Смоленцева составляет 20 стихотворных строк, и шесть из них процитированы в достаточно небольшой по объёму рецензии М. Казакова. Поэтому, хоть это никак и не подчеркнуто в тексте рецензии, но очевидно, что творчество Ивана Смоленцева вызвало повышенный интерес со стороны автора рецензии.
Экзамен на зрелость
Мы остановились на давней рецензии давнего поэтического сборника по двум причинам. Во-первых, вновь обращаемся к молодым авторам сегодняшнего дня: уроки Миклая Казакова актуальны и сегодня, меняется общественная жизнь, но законы творчества, предмет поэзии и дело поэта – остаются неизменны. И, второе, доброжелательный и, если можно так сказать, повышенный интерес народного поэта республики М. Казакова к стихам молодого поэта И. Смоленцева во многом объясняет, на мой взгляд, закономерность появления письма от Союза писателей Марийской республики в Москву, в журнал «Юность», главному редактору Б. Полевому.
«Союз писателей Марийской АССР.
Правление. № 85, 24 апреля 1962 года.
Главному редактору журнала «Юность» тов. Б.Н. Полевому.
Уважаемый Борис Николаевич!
Правление Союза писателей Марийской АССР направляет Вам стихи молодого поэта Ивана Смоленцева, проживающего в Марийской АССР.
Его стихи пока что печатались только в республиканских газетах. Появление их в вашем журнале, разумеется, было бы большим счастьем для молодого поэта.
Понятно, стихи И. Смоленцева мы направляем Вам на полное усмотрение редакционной коллегии вашего журнала.
Приложение упомянутое.
С уважением Председатель Правления СП МАССР С. Николаев».
Всего три года от первых четырёх строк Смоленцева, опубликованных 9 мая 1959 года, и уже – не «слова», а – «стихи»; уже не «студент», а – «молодой поэт», автор республиканской печати.
Профессиональное признание – это ли не головокружительный творческий успех?
Интересно, что И.П. Карпов, довольно подробно рассматривающий в своем труде 50–60 годы русской поэзии в Марий Эл, ничего о подобных письмах не пишет. Не так важно, была ли рекомендация стихов И. Смоленцева в Москву явлением исключительным, в любом случае такие письма, если и были, то они – единичны. Но важно, что это письмо своего рода знаковое, свидетельствующее о рачительной заботе и ответственности Союза писателей Марийской АССР за творческую судьбу русских авторов, живущих в республике, коль скоро их стихи того заслуживали.
В творческой же биографии Ивана Смоленцева рекомендация его стихов в столичный журнал не эпизод, а свидетельство сотрудничества молодого поэта с писательской организацией. Смоленцев включён в актив жизни и деятельности Союза писателей. Сохранилось приглашение, обращённое к Смоленцеву, за подписью председателя правления СП С. Николаева, «выступить с чтением своих стихов на встрече молодых творческих работников с трудящимися города в Парке культуры и отдыха 24 июня 1962 года в 12 часов дня». Смоленцева не просто знают в СП, его привлекают к работе, на равных с членами Союза.
Дальнейшая творческая судьба И. Смоленцева кажется очевидной – издание книги, вступление в Союз писателей… Так бы оно и было. Первая поэтическая книга И.И. Смоленцева была готова к весне 1962 года.
Вообще, после выхода сборника «Будем знакомы», после доброжелательного отзыва М. Казакова, начиная с 1962 года, публикации И. Смоленцева следуют одна за другой. «Марийская правда»: «Шофёр», «Любовь солдата» (оба стихотворения – 4 февраля 1962 г.), «Школьный двор» (27 февраля 1962 г.), «Поезд мчится» (1 июня 1962 г.), «Грузчики», «Под окном серебристая речка» (оба – 23 июня 1962 г.); «Молодой коммунист»: «Сенокос» (весна, 1962 г.), «Лесоруб», «Лето» (оба – 2 июня 1962 г.). Добавляется и ещё одно местное издание – газета «Лес – Родине» (орган Управления лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности Марийского совнархоза и Обкома профсоюза лесмпрома): стихотворение «Первые листочки» (11 апреля 1962 г.).
То есть вполне логичным выглядит и представление стихов в журнал «Юность» и одобрение со стороны СП (иначе бы рукопись не приняли в издательство) – рукописи стихов молодого поэта для совместной с издательством работы над книгой стихов.
В уже упомянутом отзыве М.М. Скуратова на рукопись стихов Ивана Смоленцева «Лебединые крылья» от 6 июня 1962 года московский поэт весьма доброжелательно оценивает рукопись И. Смоленцева:
«Прежде всего, надо отметить, что эта книга молодая, она вся о молодости, и молодость брызжет из всех стихов сборника, а молодое ощущение жизни делает книгу очень современной, хотя она вся – сугубо лирическая, говорит о любви, дружбе, красоте родной природы. Нужно признать за Иваном Смоленцевым и то немаловажное качество, без которого не мыслится истинный поэт: он чувствует ритм стиха, это как бы природное свойство, которое, разумеется, развито и кое-какой литературной школой, однако скажем, несколько забегая вперёд, что эта литературная школа ещё далеко недостаточна – автор на первых ступенях её».
В рецензии Скуратова достаточно много замечаний, профессиональных советов, но важно, что Скуратов говорит о «книге», о «сборнике стихов». То есть поэтическая книга, всё-таки состоялась. Да, надо работать над содержанием, сокращать, править, проводить строгий отбор стихов, но всё это и есть работа с редактором издательства на пути выхода книги в свет. Правда, настаивая на необходимости дальнейшей работы, рецензент отмечает: «А работать автор должен. Доброе зерно в его стихотворных опытах есть». То есть все-таки «опыты»? Но сказано и другое: «На неуловимых ощущениях построены подчас некоторые стихи И. Смоленцева, и ему тогда удаётся порой очень точный и зримый рисунок, сразу бросающийся в глаза и запоминающийся» (Приведены строки стихов «Под окном торопливая речка…» и «Шофёр»), – всё-таки стихи. И, как отмечено рецензентом: «Срок его ученичества, надо думать, уже завершён».
Можно сделать вывод, что экзамен на творческую зрелость – подготовка поэтической книги – Смоленцевым сдан, дальше литературная работа, непрерывная и непрестанная, но – не «ученичество» (которого он, кстати, никогда и не знал, может, и к сожалению).
Но сдан не только творческий экзамен. В июне 1962 года защищён и диплом в ПЛТИ.
За годы учёбы И.И. Смоленцев стал заметен не только в профессиональной творческой среде Йошкар-Олы, но и в родном институте. Он пишет в своей автобиографии: «Был заместителем секретаря комитета комсомола института, председателем студенческого совета». У Смоленцева есть объективная возможность закрепиться в Йошкар-Оле, он мог остаться и в институте, мог поступить в аспирантуру… «Балл» в его дипломе был очень высокий, всего одна «тройка», что давало возможность любого, на выбор, благоприятного распределения. Но Смоленцев выбирает хоть и научную, но практическую деятельность, выбирает распределение в Кировский проектный и научно-исследовательский институт лесной промышленности.
Потом окажется, что Смоленцев не просто выбирает распределение в Киров, он сходит с жизненного круга, оставляя за плечами творческий успех, признание в республике. В каком-то смысле он покидает вершину успеха, чтобы вновь начать свой путь с подножия горы, с нуля. Да, скорее всего, он так не думает. Но именно так и будет.
Через неимоверный труд и непреодолимые препятствия он всё-таки выйдет к своей первой книге, рукопись которой готова в Йошкар-Оле (и положительно оценена в Москве) в 1962 году, но увидит свет книга только в 1967 году в Кирове. Путь же Смоленцева ко второй поэтической книге, в Кирове, будет закрыт для него «наглухо». Несмотря на высокую (а можно сказать и – «высочайшую») оценку новой книги Ивана Смоленцева Виктором Фёдоровичем Боковым, русским советским поэтом.
В. Боков 10 декабря 1979 года пишет директору Кировского издательства: «Я прочитал новую книгу Ив. Смоленцева. Это хорошая цельная книга. С удовольствием напишу предисловие к ней, когда будете издавать. Книга достойна издания и самого доброго отношения». Боков берётся даже написать предисловие, то есть готов принять на себя всю ответственность за книгу, но и это не помогает. И тогда Смоленцев сделает невозможное, он, – трудом, талантом, которым сопутствуют и отзыв В.Ф. Бокова, и благоприятные обстоятельства судьбы, – добьётся издания книги в Москве.
А в 1962 году публикации И. Смоленцева в республике будут продолжены, несмотря на отъезд автора. Это свидетельствует и о том, что душевная и духовная связь с родной землёй не прерывается. Уже начав публиковаться в Кирове, – первое из опубликованных «кировских» стихотворений – «На рассвете» («Кировская правда» от 2 марта 1963 года), – поэт жив ещё «марийским» контекстом своего творчества.
«Марийская правда» в 1963 году опубликует два стихотворения Смоленцева «Паровоз» (25 августа) и «Вслед за песнею» (27 августа).
А 19 апреля 1964 года газета «Молодой коммунист» опубликует стихотворение «Борозды»…
Возвращение
«Марийская правда» 8 декабря 1989 года публикует статью И. Смоленцева «Река и плотина». Ещё одна статья «Аренда на перепутье» увидит свет в выпуске от 1 марта 1990 года. Названия статей говорят сами за себя.
Да, Смоленцев, покинув Марийскую землю, «по распределению», летом 1962 года, в 1986 году, по долгу совести, по «распределению» души и сердца –
Понимаю:
Душа неделима.
Только как, уезжая, скажи,
В том, что нами безмерно любимо,
Не оставить частицу души?
Как унять непослушную память,
Что, упрятав в глубокий тайник,
Бережёт пережитое нами.
Как забытые даты – дневник?
Не забыть этот край, где росли мы,
Ту тропу, что сквозь сердце прошла.
Ведь душа, коль она неделима, –
Одинокая это душа. –
возвращается в родное село Косолапово, возвращается и на страницы газеты «Марийская правда», возвращается уже не как поэт, а как делатель, труженик…
Да, возвращается не как поэт. Но возвращается именно вслед за своим поэтическим словом, не умозрительным, не сочиненным, а выстраданным, – в точности по Далю воспринятым, – из требований народной жизни…
В Косолаповском опытно-показательном хозяйстве И. Смоленцев создал и возглавил Лабораторию механизации Марийского НИИ Россельхозакадемии. Семь лет работает он на родной земле, на земле детства, с полным напряжением физических и нравственных сил, на пределе человеческих возможностей. Об этом периоде подробнее рассказывает журнал «Литера» в № 1 за 2016 год.
Но работает и над стихами, работает также на пределе возможностей, рукописи новых книг – свидетели тому (журнал «Литера» №2 за 2022 год).
Возвращается Смоленцев и в Союз писателей Марийской АССР, и встречен там доброжелательно, с взаимной творческой заинтересованностью. В.М. Панов позже представит творчество Ивана Смоленцева достаточно большой (учитывая «тесноту» издания) подборкой в антологии «Русское слово в Марий Эл» (Йошкар-Ола, 2004). Опубликованы пять стихотворений: «Ты да я», «Сернурские места», «Деревня», «Ветла», «Шли кони».
Газета «Марийская правда», впервые предоставив молодому поэту свои страницы для публикации стихов 19 марта 1961 года, скажет о нём и слово, венчающее творческий путь поэта. Оно прозвучит в статье Александра Тихоновича Липатова «Поэзия, повенчанная с судьбой», в которой он размышляет над завершающей земные труды поэта книгой «Сторонушка» (Киров, 1993): «“Повенчана с судьбой” родной сторонушки и вся поэзия Ивана Смоленцева, поэта мудрой печали. Эта печаль особенная – зовущая не хныкать, а созидать, бороться с ложью и страшным недугом нашей поры – неверием и тиранией души. (…) мерило совести-намерения живёт в стихах И. Смоленцева, очень точно выражая его нравственную высоту. Его стихи о деревне – как страницы судьбы, и мы, перелистывая их, словно бы ощущаем в них и само время, и воздух времени (…) Многие стихи И. Смоленцева хочется перечитывать снова и снова. И каждый раз словно ощущаешь сопричастность с тайной неизведанного “философского камня” поэзии. … Удивительно честные стихи оставил нам в наследство поэт Иван Смоленцев – сын земли российской и марийской» («Марийская правда», 23 марта 1994 года).
Можно спросить: какой смысл сосредотачиваться на первых, по определению – «неумелых», строках молодого поэта? Но есть такое понятие: «прийти в литературу готовым». Это в полной мере относится к творчеству Ивана Смоленцева. Он не знал творческих метаний, художественной суеты, сомнений и смятений. С первых своих творческих шагов он шёл тем путём, жил тем животворным истоком, который вызрел в его сердце с детства, был очищен в горниле страданий, вобрал мощь и ширь духовного подъёма, освобождённой созидательной энергии, которой в то время, думаю, от средины пятидесятых годов до средины шестидесятых, была пронизана вся жизнь страны и народа. Именно эта духовная энергия – энергия жизни, энергия победы над смертью – напитала сначала уже поднятую из руин страну и её молодые силы – поколение детей победителей-фронтовиков, а потом и вывела их за пределы земного тяготения – в космос. И именно эта, и личная и общая с народом созидательная энергия вывела и сельского паренька в творческий космос русской поэзии, дала ему силы оживотворить, выразив в слове, новое творческое мироздание, в котором по-своему, по-смоленцевски, сошлись и по-своему негромко светят драгоценные россыпи всего лишь одного-единственного «Далева гнезда»: род, родина, народ, природа.
ИВАН СМОЛЕНЦЕВ
Смоленцев Иван Иванович (1 сентября 1935 г., д. Бор Сернурского района Марийской АО – 11 февраля 1993 г., с. Косолапово Мари-Турекского района Марий Эл). Кандидат технических наук. Автор 4 поэтических сборников.
ПО КРОМКЕ НЕНАСТНОГО ЛЕТА
Родник
В седых корнях
Сухой берёзы –
Живые струи
Родника.
– Смотри: вода его
Как слёзы,
Знать, чаша горя
Глубока.
Забудь о нём!..
– А я иначе
Смотрю на мир.
Здесь всё не так:
Родник смеётся,
А не плачет.
От слёз бы он
Давно иссяк.
Путь к себе
Дни, как азбука,
Просты –
Лишь сложи
В слова и слоги:
Замости
Свои дороги.
Наведи
Свои мосты.
Встреть всё доброе
Добром,
Перед злом
Не гни колени:
Послужить трудам –
Не бремя,
Бремя –
Строить дом на слом.
На нехоженой тропе –
Где – ушибистой,
Где – колкой –
Сам постигни трудный,
Долгий
Путь к прозренью –
Путь к себе.
Плотник
Не то чтоб частые простои
Или другой в работе грех, –
Старик дома не быстро строил,
Но если строил – лучше всех!
Он был чудак, но знал, что делал:
Он оживлять умел сосну.
И, оживая, песни пела
Она и людям, и ему.
На длинный рубль и лёгкость хлеба
Не променяв усталость рук,
Чудак, он спал, укрывшись небом,
На мхах, что скоро лягут в сруб.
Дома
Был он спеть и сплясать охотник,
Но тревожными были сны –
И не раз он, печник и плотник,
Уходил рядовым войны.
Разбуди его ночью – вспомнит,
Где прошёл он крутой тропой,
Как его на подводе конной
Привезли помирать домой.
Подкосила, сломала рана,
Нет, не в гору пошли дела...
А весна колотила в раму:
Не на кладбище – жить звала.
Сил хватило. Он встал без стона.–
Боже правый, – крестилась мать.–
Нет, не взять меня смерти дома,
Рано, некогда умирать. –
...Годы, годы. Костыль сжимает
Дед. Черёмуха у окна...
Шепчет старый:–
Земля родная,
Благодать-то вокруг – весна!
Изыскатель
Солнце, как малыш вблизи от хаты,
Ходит, топчет в ельнике траву...
Вышел из палатки изыскатель,
Окунулся в тишь и синеву.
Звякнул в чистой заводи ведёрком:
Только б родника не замутить.
Только б вышло новому посёлку
Так же вот светло и долго жить.
Соловьиная радость
Если б только ради славы,
Чтобы свой прославить род,
Соловей не пел бы, право,
Песни ночи напролёт.
Не такой он несмышлёныш.
Чтоб не знать, что слава ждёт
Не того, кто в ночь спросонок
Больше песен напоёт.
Может быть, поёт он, лихо
Заливаясь, лишь о Ней?
Но призналась соловьиха
Уж давно в любви своей.
Если б мог, давно средь сада
Замолчал бы,
А поёт!
Соловей, приемля радость,
Эту радость отдаёт.
Купание коней
После жёсткого летнего зноя,
Скинув майки, на полном скаку,
К конским гривам прильнув головою.
Вся ватага влетает в реку.
В звонких струях мелькают ладони.
В тучах брызг закипает возня.
И, блаженствуя, фыркают кони.
Удилами уздечек звеня.
Будто в танце, кружась под скребками,
Кони воду, вздымаясь, дробят,
Теребя благодарно губами
Загорелые плечи ребят.
Лёгкий полог ночного покрова
Наплывает с притихших полей...
Над рекой – еле слышимый говор
Да негромкое ржанье коней.
* * *
Спешу в путь-дорогу от дома
По жёлтой колючей стерне.
В кармане – приказ военкома.
И ложка и кружка при мне.
Вот луг – мой знакомец, и долы
Друзья дорогие мои.
Вот взгорок, тропинка и школа.
Где все меж собою свои.
Наш дом у речного откоса.
Вслед хочет мне что-то сказать.
Но что все слова и вопросы:
Мне машет косынкою мать.
Я взмахом руки помогаю
Развеять прощания грусть,
Я сам, к сожаленью, не знаю,
Когда к этим нивам вернусь...
* * *
Поплывут, убегая, вагоны,
Промелькнут, как короткие дни.
И позёмка, скользнув по перрону,
Полетит, догоняя огни.
– Напиши! – провожая, кричали,
А ушли с тишиной на лице...
Ты пиши мне пореже вначале
И как можно почаще в конце.
Тревога
Тревога двери распахнула
И в строй солдата позвала.
И рота снова в ночь шагнула
И на задание ушла.
И стало тихо...
Только листья
Бьют по оконному стеклу.
Да незаконченные письма
Глядят, грустя, в ночную мглу.
Проводы гармониста
Он шагал
Да опять пошучивал.
А гармошка
На все лады
Выводила
Такую жгучую
Песню
Ляминской слободы.
– Я любил тебя, –
Душу вывернув,
Сердце птицей гармонь рвала.
Перебор
Из гармошки выпорхнув,
Плыл, рассыпавшись,
Вдоль села.
– Позабудь меня, –
Взблеском молнии
Пели, прянули голоса.
А убитому
Знать не больно ли,
Как живая
горька
слеза.
– Ухожу, прощай, –
Время страдное. –
Тихо «ми-ла-я» проиграл,
От груди своей
Многорядную,
Встав в солдатский строй,
Оторвал.
* * *
Запавшая в душу картина –
Как голос из детского сна,
Где в небе курлык журавлиный
Да просинь без края и дна.
Просёлки сбежались к деревне,
Постройки стеснились к реке.
И облако странником древним
Над лугом плывет вдалеке.
Не слепок с негрешного рая,
Что вечно от бед отвращён,
А плоть до росинки земная –
Тот край, что родным наречён.
Поля его жгли неуроды,
Напасти теснились гурьбой,
Но были и светлые годы,
Что тьму заслоняли собой...
Заботою дума задета.
Не в суетность память ведёт:
По кромке ненастного лета
Забытое поле бредёт.
Паша
Горит над равниною пашен
Холодного солнца костёр.
В село пробирается Паша
За десять простуженных вёрст.
Ходьбой торопливой согрета,
Спешит она нынче сама
Скорее узнать в сельсовете –
Не вышло ль ей, Паше, письма.
Три счастья у Паши – три сына
Ушли в огневую страду,
А весточки нет и поныне –
И чувствует Паша беду.
Придёт и, присев в уголочек,
Примерясь к словам в адресах,
Всю почту, пришедшую с ночи,
Просмотрит, забыв о часах.
Ах, горе!
И голову склонит.
И молча возьмёт узелок.
И горькие слёзы уронит,
Ступив за промёрзший порог.
* * *
Одна забота у сосны:
Стоять под солнцем
И под ветром.
И знать, что на два километра
Поля знакомые видны.
Стоять –
Всего-то и забот.
Глядеть –
Всего-то и печали.
Но там, где молнии сшибались,
Смола горючая течёт.
* * *
– Будем сеять! –
Предельно краток,
Бригадир, осадив коня,
Ругань злую ввернул «в задаток»
В непогоду и слякоть дня.
Всё для фронта!
Душой солдатки
Бился ветер в силках тоски.
Бригадир однорукий, шатко,
Весь спружинясь, таскал мешки.
– Трогай, сивый!
Был год – годиной,
Не последний из тех годов...
Был солёным накрап дождинок
На губах матерей и вдов.
Детство. Мельница в тылу
Стар, как ларь,
Фонарь под матицей.
Дед да внучек
У лотка,
Где молочной струйкой
Катится
Из-под жернова
Мука.
Дед муку
Всё время трогает,
Смотрит, щурясь,
Хоть не слеп.
И опять
Помол попробует,
И уронит тихо:
– Хлеб!–
Внук за ним
Туда же тянется:
– Горяча-то, ой, горю!
Лебеда кому поглянется?
Верно, деда, говорю?
Спит давно
Села окраина.
Только двое –
Внук да дед,
Два помольца,
Два крестьянина,
О житье ведут
Совет...
* * *
Над тайнами не властны годы,
В нас живы их колокола:
...Ты с островка ромашек в воду.
Как будто с облака, сошла.
Ты тихо шла по водной шири...
И я, в тот миг перерождён, –
Тобой, твоим слияньем с миром
Был, будто молнией, пронзён.
Я знаю, время скоротечно.
Но есть и будет предо мной
Минута, длившаяся вечность,
И вечность, ставшая тобой.
* * *
Под слоем льда
Речное дно.
В холодной мгле заря.
Зачем капель
Стучит в окно
В начале января?
Вот так и ты
Всего на час
Пришла тогда.
Звенит
Капель,
Которая для нас
Весны
Не возвратит.
* * *
Он видел –
Мир терял опору.
Но чем он мог ему помочь,
Когда под ветром
Дрогнул город.
Взметнулась пыль.
И хлынул дождь.
Раскаты грома.
Тонны града.
И он – как тонкий стебелёк...
Что мог он сделать,
Если рядом
На землю дуб со стоном лёг!
Качался мир...
Ручьями в реки.
Свиваясь в жгут, неслась вода:
Гроза...
Смежив от страха веки.
Грачонок падал из гнезда.
Набат
Конь рухнул в заносе отлогом
И ломко, с надрывом, заржал.
– Мы, кажется, сбились с дороги,
Я женщине тихо сказал.
Безжалостней вьюга завыла,
Тревогой надвинулась ночь...
Но женщина молча решила
Без страха беду превозмочь.
Мы подняли, сладя с подпругой,
Коня. И, судьбы не коря,
Вновь шли сквозь сумятицу-вьюгу,
Встречь ветру дорогу торя.
Мы сгинем, казалось порою,
В ночи, не оставив следа.
Металась погибельным роем
В расколотом мире беда...
Под утро нас вывел из ада
Набатный спасительный гуд.
И конь, замерев у ограды,
Всё слушал, как звуки плывут...
* * *
О чём кукушка куковала?
Какие тихие слова
Ветвям берёзовым шептала,
На землю падая, листва?
Брусника ль с холмика сбежала
Иль кто-то бусы обронил?
Тропа покинуто лежала,
Скатясь к мосточку без перил.
Ни голосов, ни пенья птицы.
Лишь лёт листвы сквозь блёклый свет,
Как шорох медленной страницы
В раскрытой книге дум и лет.