Помните ли вы свою первую работу? Для меня она как первая любовь: давно, романтично, в прошлом.
Выбрав профессию случайно, я уже после первого курса техникума пошла по ней работать.
Куратором нашей группы в техникуме была "англичанка", Лариса Ивановна. Я была ей ближе других, так как со второго семестра пошла на курсы английского. Тогда, в 1984-м, они в Москве были на Арбате. И мы с подругой за полгода до начала учебы поехали, чтобы иметь возможность записаться.
Сейчас курсов много. И в родном городе и в интернете. А тогда мы, отстояв очередь из пары сотен желающих, смогли оставить организаторам свои открытки с адресами - для уведомления о начале обучения. Электронной почты ещё не было у нас. Использовали обычную.
И вот, вся такая студентка-курсистка, я знакомлюсь на курсах с молодой женщиной, Верой. Она работает в Доме иностранной книги, в "Прогрессе". Она товаровед книги, а я студентка книготоргового техникума. Она знает зачем ей иностранный язык, а я еще нет. Но название "Прогресс" я запомнила.
И вот моя дорогая Лариса Ивановна предложила устроить меня летом на работу в "Прогресс". И я согласилась!
Это же волшебное приключение! К окончанию первого курса мне ещё не исполнилось 16. Я октябрьская. Но младшим продавцом меня взяли.
По малолетству определив мне рабочий день на час меньше, чем у взрослых.
Учились мы в первый год долго, и в "Прогресс" я попала только с 7 июля. И до конца августа. Мой первый отдел был полон книг на французском.
Студенты вузов и учащиеся школ, все были нашими покупателями. Ну и, конечно, иностранные делегации. Когда в Москву приезжали французы, их обязательно приводили к нам.
Ассортимент был беден, но найти в чужой стране книгу на родной языке, было для них событием.
Я была молода и хороша собой. Вот и получалось, что работа эта мне дана была, чтобы себя показать и мир посмотреть.
Загранпоездки в СССР были доступны не всем, и финансово и идеологически. Значит, "если гора не идёт к Магомеду, Магомед идёт к горе".
Соседние отделы торговали книгами на испанском, португальском, немецком, итальянском, английском, русском для иностранцев, и, поэтому, мы видели у себя почти весь мир. Даже афганцы заходили как-то.
Магомед пришёл к горе. Я всегда хотела много путешествовать. И мир открылся мне именно так. С лучшей стороны, наверное. Люди приземлённые в книжный не ходят. (Только на работу 😜).
Продолжение здесь: