Найти тему

Парадоксы общественного сознания. Александр Белов 30.08.2024 г.

Коллективное сознание. Мы слышим довольно часто о «коллективном бессознательном». Это словосочетание пошло гулять с легкой руки Густава Юнга. Юнг считал, что бессознательное начало в человеке имеет несколько слоев. Существует индивидуальное бессознательное. Более глубинный слой – семейное, групповое, расовое, общечеловеческое бессознательное. Еще глубже расположен слой бессознательного, общий для человека и животных. Из этого мы можем заключить, что Юнг был эволюционистом и верил, подобно своему учителю - Зигмунду Фрейду в эволюцию. Поскольку с позиций автора этого текста - эволюции не было, то все эти рассуждения об общем психическом бессознательном начале, соединяющем человека и животных - выдуманы.

-2

Весьма интересно, что смысл термина «коллективное бессознательное» после Юнга трансформировался последующими после Юнга психологами в «трансперсональное бессознательное». В трансперсональной психологии этим термином обозначают выход сознания индивида за границы внутреннего «Я» - расширение сознания за границы времени и пространства. Его использовали А. Маслоу, С. Гроф, Э. Сутич для обозначения опыта трансцедентальных переживаний. Термин «коллективное сознание» введен в науку социологом Эмилем Дюркгеймом в его работе "Разделение труда в обществе" в 1893 году. Он рассматривал эту форму сознания как факт и не собирался никому доказывать, что оно существует.

-3

Макс Вебер в своей книге, посмертно изданной в 1922 году, «Экономика и общество» подверг резкой критике тезис Маркса, видевшего в развитии производства ключевой момент для развития государства, общества, а также общественного сознания. Он считал, что класс, статус и партия образуют три источника коллективной солидарности. Как не парадоксально, Ленин все время апеллировал к классовой солидарности, как к движущей силе истории. На словах же он оставался последовательным марксистом, а на деле следовал иной концепции, веря в коллективную солидарность, коммунистическую агитацию и пропаганду. Именно на этом была основана его убежденность в победе пролетарской революции в России. Экономических предпосылок для такой победы не было. Широко известно его выражение «идея овладевает массами». За такой не марксистский подход его многократно критиковал Г. В. Плеханов, в том числе во время подготовки Октябрьского переворота.

-4

Весьма интересно, что после победы большевиков на месте Российской империи возникло новое государство – СССР, которое объединяло разные этносы на основе общего мировоззрения и коллективной идентичности. Вера в победу коммунизма соединяла совершено разные народы, входившие некогда в состав Российской империи. Развал СССР был связан не с экономическим, (как это любят представлять некоторые экономисты), а с идейным кризисом. Отсутствие единой цели стало толчком для «парада суверенитетов» бывших союзных республик, которые сразу вспомнили о своих этнических и культурных особенностях. Многие бывшие страны социалистического лагеря припомнили России все грехи – существующие и несуществующие, и переметнулись в стан его врагов – членов альянса НАТО.

-5
-6

Западный мир сплотила идея: Россия - враг на все времена. При этом наша страна была демонизирована искусственно. Идея славянского единства была отброшена как устаревшая. Социальный психолог Сью Уиддиком показала, что коллективная самоидентичность является важным компонентом для развязывания войны. Разные этносы способны позиционировать себя в разном качестве, абстрагируясь от культурных, исторических, экономических и общественных связей. Они способны создавать коалиции и демонизировать и дегуманизировать своих врагов. Это является оправданием для причинения вреда людям. Таким образом, манипулируя общественным сознанием можно добываться определенных целей. «Чужие» всегда были и остаются антиподами «Своих» в деле нагнетания массовой истерии.

-7