Уважаемый Президент Российской Федерации!
Я должен написать Вам еще раз. И написать это. Именно это я обещал сделать непосредственному участнику СВО.
Объем знаний, накопленных человечеством, столь велик, что «не знаешь: где найдешь, где потеряешь». То есть, не знаешь наверняка, какую часть этого знания принять, как руководство к действию, а от какой отмахнуться. И как уберечь себя и страну от того, чтобы не «наступать на одни и те же грабли дважды».
Осмелюсь утверждать что, Вы, при всем Вашем осознанном и демонстративном антисоветизме, допускаете ту же катастрофическую ошибку, что и коммунисты в 1917 году. Эта ошибка называется синдром гегемонизма.
Как хорошо известно, руководствуясь экономической и классовой теорией К. Маркса, большевики назначили и сделали социальным гегемоном общества пролетариат, промышленный рабочий класс. Крестьянство назначили попутчиком и союзником, интеллигенцию – прослойкой. И выстроили соответствующую иерархическую систему оплаты труда и пользования общественными фондами потребления. Со всеми вытекающими последствиями. А в результате и системно, и во множестве частных случаев в обществе материально стимулировался, прежде всего, экстенсивный и рутинный, малоэффективный, преимущественно, физический труд. А если и когда реализовывались механизмы стимулирования новаторства, творчества, изобретательства, то они были таковы, что ими чаще пользовались, так называемые, рвачи, приспособленцы и очковтиратели. В этих условиях по прошествии 70 лет и материализовалась итоговая накопленная сравнительная неконкурентоспособность советской экономики.
Ваши «либеральные» предшественники и Вы, видимо, отталкиваясь от ошибочного представления о том, что общество не может быть эффективным без вытекающей из природного звериного доминирования социальной стратификации, назначили современным российским социальным гегемоном предпринимателей. И выстроили уже в их пользу соответствующую систему распределения собственности и дохода от общественного производства. В результате гегемонами стали не творцы и организаторы созидательного комплекса экономики, а торгаши и «решалы», так называемые, эффективные менеджеры сферы обмена и обмана, товарные и финансовые спекулянты. Именно они стали обладателями большей части совокупного общественного богатства. А те же рабочие и труженики села, представители научной, технической, военной, медицинской и педагогической интеллигенции оказались на социальном и имущественном дне. И опять те, кто только и осуществляет на практике научный, технический и культурный суверенитет и прогресс государства, оказались демотивированными в отношении интенсификации своего труда. Отсюда и нынешний плачевный результат: «куда не кинь – всюду клин» или «фантики», опять всеобщая неэффективность и неконкурентоспособность (почему фантики станет ясно позже).
Я хочу спросить Вас, когда в российском обществе прекратится этот наш традиционный «недолет-перелет, по своим артиллерия лупит»? Когда, наконец, к власти придет понимание того, что если мы не реализуем в обществе социально-экономические отношения (отношения собственности, трудоустройства, оплаты труда и т.д.), исключающие всякий левый или правый гегемонизм и обеспечивающие равную для каждого и наивысшую степень социальной справедливости, как главный мотив наиболее эффективного труда каждого члена общества на каждом рабочем месте, мы не добьемся экономической победы над агонизирующим и потому еще более опасным противником. Бесспорной и всесторонней экономической победы, как основы и условия всех других наших побед. И, ведь, только такая сокрушительная победа оправдает все наши усилия, ошибки и потери.
А двигаться в этом направлении никогда не поздно. Ведь, общество всегда развивается «от достигнутого». Каким бы это достигнутое не было. Власть может ошибаться в политике, ибо политика многофакторна и безмерна. Но власть не должна ошибаться, например, в физике и механике. Ведь это же неприлично!
В отношении труда, трудовой деятельности человек является такой же энергетической машиной и химико-биологическим механизмом, как, например, автомобиль, перемещающий груз. Ну не при каких условиях не поедет автомобиль дальше того расстояния, которому соответствовал запас его топлива. Ну не будет никакой человек работать больше и эффективнее, осознавая (а лучше него самого этого не осознает никто), что ему «не доливают топлива» (если, конечно, исключить отношения в концлагере). И стоимости и добавленной стоимости любой человек может создать ровно столько, сколько жизненных средств он потребит, насколько восполнит он свою израсходованную рабочую силу. А вот какую добавленную ценность будет иметь эта добавленная стоимость, какова будет разница между добавленной ценностью и добавленной стоимостью – прибыль - зависит, главным образом, от того, какую долю этой прибыли работник получает и обоснованно ожидает получить в свое потребление.
И, наоборот, каждому автомобилисту со стажем хорошо известны проблемы с «переобогащением» карбюраторной топливной системы: топливо сгорает не полностью, его расход возрастает, пробег снижается, а работоспособность двигателя ухудшается. Точно также обстоит дело и с переплатой за труд, со сверхпотреблением. Может быть, только исключительные единицы человек сохраняют свой природный трудоголизм на протяжении всей трудоспособной жизни. И «ленивы», как Вы говорите, не только русские. Подавляющая часть людей планеты живет по принципу «американской мечты»: любыми способами и как можно быстрее «сколотить» миллион, а всю оставшуюся жизнь «жить на проценты» (жить чужим трудом). Поэтому никто и ничто, нигде и никогда не заставит олигарха интенсифицировать свою предпринимательскую деятельность, если у него остается возможность «отжатия» из труда своих наемных работников в свою пользу большей доли образуемой ими индивидуальной и совокупной прибыли. Никто и ничто, нигде и никогда не заставит менеджера олигарха и государственного чиновника интенсифицировать свою позитивную трудовую управленческую деятельность, если вместо этого у него остается возможность «красиво» и с выгодой для себя отчитаться перед своим начальником.
Суть дела состоит в том, что основным потребителем продукта чиновничьего управленческого труда, разного рода «конфеток», завернутых в разные обертки, являются граждане, члены общины, региона, отрасли, государства. Разного же рода начальники и Вы являетесь лишь более или менее адекватными потребителями «конфетных оберток». А вкус самих «конфеток» доходит до Вас только в форме, опять же определенным образом «рафинированного» представления реального общественного мнения и настроения.
Власть может ошибаться в политике, но она не должна ошибаться также, например, в зоологии. Ведь это же позорно!
Всем хорошо известно, что у животных, ведущих коллективистский (множественный, стайный и стадный) образ жизни, имеется различие особей в исполнении форм животной двигательной активности. Например, в пчелиных семьях имеются матка, рабочие пчелы и даже трутни. Но, общепризнано, что это разделение носит исключительно функциональный характер. И в этой семье никто не потребляет сверх своих биологических потребностей. Видимо, уже и пчелы «понимают», что всякий такой пчелиный «труд» в достаточных количествах необходим и полезен для семьи и должен адекватно вознаграждаться. И не одно из таких подразделений пчелиных особей не является олигархатом. Видимо, уже и пчелы «понимают», что никакой труд в обществе не может быть утвержден, как исключительный, гегемонистский, требующий сверхадекватного и безграничного поощрения.
Долгое, очень долгое время экономическая наука не имела методологии и инструмента для реализации в обществе в полной мере социально справедливого вознаграждения стольких разных людей, выполняющих в нем различный труд и создающих различный продукт труда. Поэтому все предшествующие правители разных стран, в том числе СССР и Российской Федерации, в определенной мере, не были виновны в искажениях социальной справедливости в распределении общественного продукта, которые имели место в те времена. Ведь, не можем же мы винить дальтоника за то, что он по своей природе не различает цветов. Точно также и знание обратной силы не имеет.
Но Вы и Ваша власть в интересующем нас отношении находитесь в совершенно другом положении. С 2000 года я написал Вам и некоторым Вашим коллегам десятки обращений, прислал не меньшее количество материалов, несколько их сборников, наконец, три свои книги «Анти – «Капитал», «Анти-экономикс» и «Теория трудовой ценности. Начала наноэкономики». Ни один другой правитель в мире не имеет доступа к подобной важнейшей и перспективной экономической, отчасти философской и политической информации, изложенной в них.
Спрашивается, кто понесет моральную ответственность перед потомками за то, что Россия, имея такое (потенциально) сильнейшее цивилизационное оружие, не разрабатывает и не использует его? Ленин? Горбачев? Герасимов?
И, если позволите, совсем немного теории и предложений.
1. Мы должны отказаться от идеологии предпринимательского гегемонизма, как когда-то отказались от гегемонизма пролетарского. Мы должны утвердить в общественном сознании и фундаментальных документах государства идеологию социального равенства, равенства социальной значимости всех членов общества.
2. Применительно к решению задачи построения общества, обладающего максимальным абсолютным общественным богатством (по сравнению с любым другим государством мира) и богатством, приходящимся на душу населения, идеология равенства социальной значимости всех членов общества означает создание социально-экономических условий, при которых каждый трудоспособный член общества будет максимально эффективно трудиться именно на том рабочем месте, на котором он только и сможет обеспечить производство своего продукта наибольшего количества и качества, наибольшей полезности и ценности при возможном минимуме затрат. А каждая конкретная разновидность рабочей силы будет представлена в обществе таким количеством ее носителей, которое обеспечит заявленный, как цель, максимум общественной производственной функции.
3. Всеобщее единство фундаментальных отношений в материальном мире, математика функций множества переменных аргументов применительно к задаче отыскания ее абсолютного и локальных максимумов диктуют нам необходимость наличия методики наиболее полного и точного исчисления всех индивидуальных и совокупных затрат труда в обществе и индивидуальных полезностей всех индивидуальных продуктов труда всех членов общества.
4. При создании системы исчисления затрат и полезностей мы должны отвергнуть категорию «стоимость» (продукта труда, товара) в марксовом, общественно-необходимом содержании, как глубоко ошибочную. Мы должны затвердить понимание категории «стоимость», как затрат труда (рабочего времени, денег), индивидуально и фактически осуществленных любым индивидуальным работником, выполняющим труд любой его конкретной разновидности. При таком понимании категории «стоимость» автоматически устраняются предпосылки для любого левого, пролетарского гегемонизма. В действительности, в любом обществе свою индивидуальную «стоимость» продукта своего труда образует любой работающий человек, от уборщицы, до предпринимателя и Президента страны. И очень Важно то, что качественно одинаковые продукты могут иметь и одинаковые, и разные индивидуальные стоимости у различных производителей. А общественная стоимость всего совокупного продукта исчисляется агрегированием (суммированием) всех индивидуальных стоимостей.
Кроме того, вопреки нелепейшим представлениям современных экономистов (и зарубежных, и наших), каждый работающий в обществе человек (от уборщицы, до предпринимателя и Президента страны) работая над предметом труда, уже имеющем стоимость (к производству которого уже прилагался какой-либо и чей-либо прошлый труд) и затрачивая свою текущую рабочую силу, образует новую, дополнительную стоимость и добавляет ее к стоимости предмета труда. Каждый работающий в обществе человек своим трудом образует добавленную стоимость продукта. По окончании текущего труда новая стоимость продукта равняется сумме стоимости предмета труда и добавленной стоимости добавленного труда.
5. При создании системы исчисления затрат и полезностей мы должны отвергнуть категорию «ценность» продукта, объекта потребления в ее выхолощенном маржиналистском понимании, как лишь субъективном значении объекта для благополучия субъекта, никак не связанное ни с трудом производства продукта изготовителем, ни с трудом обретения его в потребление потребителем. На самом деле, содержанием категории индивидуальная «ценность» продукта труда, объекта потребления являются индивидуальные затраты труда обретения данного объекта в потребление каждым конкретным индивидуальным потребителем, находящимся в данных конкретных условиях и обстоятельствах (затраты труда потребителя, предваряющие потребление). Индивидуальные ценности качественно одинаковых продуктов могут быть равными и могут различаться у различных потребителей, находящихся в разных условиях и обстоятельствах (пресловутый стакан воды у озера и в пустыне). Групповые и общественная ценность продуктов исчисляется агрегированием их индивидуальных ценностей.
6. Таким образом, если стоимость продукта всегда однозначна, как фактическая себестоимость его изготовления, то ценность этого продукта, как себестоимость обретения в потребление (зависящая от многих объективных и субъективных факторов) у различных потребителей множественна, многозначна, вариативна.
В обществе с развитым разделением труда, как правило, а в нашем модельном российском обществе, тем более, ценность каждого продукта для каждого потребителя (как минимальная возможная альтернативная себестоимость обретения в потребление) оказывается больше, чем минимальная стоимость-себестоимость изготовления у специализированного и наиболее эффективного производителя. Таким образом, производство и обмен в таком обществе оборачиваются образованием прибыли, как разности между ценностью и стоимостью продукта.
Прибыль = ценность – стоимость
Таким образом, важнейшим выводом истинной теории стоимости-ценности является вывод о том, что прибыль в хозяйственной деятельности общества образуется не, исключительно, трудом пролетариев, и не, исключительно, из предпринимательской деятельности, а в ходе эффективно разделенного и кооперированного производством и обменом производительного труда каждого работающего члена общества!
7. Таким образом, важнейшей и первоочередной задачей научного сообщества, власти и аппаратов управления всех уровней является создание в обществе методов и механизмов наиболее точного исчисления индивидуальных стоимостей и индивидуальных ценностей продуктов труда всех и каждого члена общества. А также методов и механизмов, в максимальной степени стимулирующих снижение себестоимости всех продуктов, как средства снижения их ценности (снижения продажных цен).
Исчисление стоимостей продуктов осуществляется по традиционным правилам исчисления их себестоимостей (калькуляции себестоимости).
Исчисление изготовительных ценностей продуктов (цен производства) осуществляется по правилам, аналогичным исчислению их себестоимостей (калькуляции ценности) с учетом особенностей участия ценности капитального оборудования в формировании ценности продукта в течение периода амортизации оборудования и по окончании него. Исчисление цен реализации продукции осуществляется в рамках свободного обмена продуктами на всеобщем рынке общества. Исчисление добавленной ценности всякого труда осуществляется по остаточному принципу, как разность между фактической ценой реализации продукта и совокупной перенесенной на продукт ценностью всех материальных факторов производства.
8. На основе исчисленных таким образом индивидуальной добавленной стоимости труда и индивидуальной добавленной ценности труда рассчитывается образованная каждым работником производства (предприятия, организации, учреждения) индивидуальная прибыль, образованная его трудом.
Совокупное вознаграждение за труд (продукт труда) каждому работнику должно исчисляться исходя их установленной в обществе и равной для всех его работников степени социальной справедливости ССС.
ССС = ВЗТ – С / Ц - С = Const, где ВЗТ – совокупное вознаграждение за труд (аванс + премия),
Ц – ценность труда, С – стоимость труда.
На рисунке ниже представлена диаграмма соотношения оценочных категорий при примерной 10-тизвенной структуре нового российского общества.
Здесь разница в ЗП разных работников в зависимости от ценности их труда, достигает даже 27 раз. При этом степень социальной справедливости в обществе 0,8 одинакова для всех.
9. Я никого не призываю к совершению никаких социальных революций. Я призываю Вас сформулировать и поставить перед народом построение такого общества, как ЦЕЛЬ!
10. Я призываю научное сообщество и Власть, помимо осуществления текущей политики, крайне расчетливо и последовательно уже сегодня двигаться к этой цели!
25 сентября 2024 г.