Найти в Дзене

Live Science: «Возрождение» шерстистых мамонтов приближается к реальности. Чем это угрожает?

Оглавление

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КАРАУЛОВЫМ АНДРЕЕМ ВИКТОРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КАРАУЛОВА АНДРЕЯ ВИКТОРОВИЧА

Getty Images; Collage by Marilyn Perkins
Getty Images; Collage by Marilyn Perkins

Ученые очень близки к тому, чтобы вернуть из небытия несколько знаковых видов, таких как шерстистые мамонты и додо. Это может быть нехорошо. В 2003 году ученые на семь минут обратили время вспять.

Воскресшей линией был пиренейский козерог (Capra pyrenaica pyrenaica), а последний известный представитель подвида, самка по имени Селия, умерла тремя годами ранее, пишет Live Science.

Ученые собрали ДНК из уха Селии перед ее смертью и ввели ее генетический материал в яйцеклетку домашней козы с удаленным ядром. Полученный клон — первое и единственное вымершее существо, которое было возрождено на тот момент — умер вскоре после рождения из-за дефекта легких.

Хотя эта попытка не привела к созданию здорового животного, наука о «воскрешении» значительно продвинулась за последние два десятилетия. Технология больше не является существенным препятствием для возрождения недавно вымерших видов, и во многих случаях у нас достаточно ДНК, чтобы собрать воедино функциональные геномы для клонирования. Вопрос не столько в том, можем ли мы воскресить утраченные виды, сколько в том, должны ли мы это делать.

Некоторые компании не ждут ответа на этот вопрос. Например, Colossal Biosciences, техасская компания по биотехнологиям и генной инженерии, планирует вернуть три знаковых вымерших вида: додо (Raphus cucullatus), тасманийского тигра (Thylacinus cynocephalus; также известного как тилацин) и шерстистого мамонта (Mammuthus primigenius). Конечная цель этих усилий по воскрешению, согласно веб-сайту Colossal, — «обогащение биоразнообразия, восполнение жизненно важных экологических ролей и укрепление устойчивости экосистемы».

Однако другие эксперты говорят, что катастрофический исход исключать нельзя.

«У нас, людей, есть эта гордыня, что мы можем контролировать наши технологии», — сказал Освальд Шмитц, профессор популяционной и общественной экологии Йельского университета, в интервью Live Science. «Я не так убежден».

Даже в лучшем случае защитники природы скептически относятся к тому, что возвращение существ, вымерших столетия или тысячелетия назад, принесет столько же пользы, как сохранение тех, кто все еще держится.

«Что ушло, то ушло», — сказал Шмитц.

Ближе, чем думают люди

Недавние прорывы приблизили ученых «ближе, чем думают люди» к возрождению давно вымерших видов, рассказал Live Science Бен Ламм, соучредитель и генеральный директор Colossal Biosciences. Компания планирует произвести первых детенышей, похожих на мамонтов, к 2028 году, и «весьма вероятно, что до этого времени можно будет увидеть другой вид», сказал Ламм, имея в виду другие проекты Colossal по воскрешению вымерших видов.

Шерстистые мамонты жили в Арктике от 300 000 до 10 000 лет назад. Чтобы получить детенышей, ученые Colossal сначала определят гены, кодирующие наиболее символичные физические черты шерстистого мамонта, такие как лохматая шерсть, изогнутые бивни, жировые отложения и куполообразный череп. Затем они вставят эти гены в геном близкородственных и, следовательно, генетически схожих азиатских слонов (Elephas maximus).

«Восстановление» может иметь разные значения — и наша способность к восстановлению зависит от того, как мы его определяем, — сказал Лав Дален, палеогенетик и профессор эволюционной геномики в Стокгольмском университете, в электронном письме Live Science. Восстановления в смысле «создания формы гибридного вида, который выглядит как вымерший, путем замены ограниченного количества ключевых генов» возможно, если есть доступная ДНК вымершего вида, сказал Дален, который входит в консультативный совет Colossal. (Доступной ДНК динозавров нет, поэтому создание Юрского парка в настоящее время скорее несбыточная мечта.)

Создание животного, генетически идентичного вымершему виду, сложнее и зависит от вида. Для видов, которые вымерли совсем недавно и для которых есть высококачественные образцы ДНК, такие как Селия, «это может быть возможно», сказал Дален. Однако это не относится к мамонтам.

Дален и его коллеги приблизились к секвенированию полных геномов шерстистого мамонта, но несколько участков ДНК, таких как некоторые строки повторяющегося кода, все еще остаются сложными.

Пока что Colossal Biosciences приобрела более 60 частичных геномов шерстистого мамонта, которые она будет использовать для редактирования геномов слонов в лаборатории, сказал Ламм. Представители Colossal говорят, что как только они определятся с последовательностью ДНК, они имплантируют гибридный эмбрион слона-мамонта в суррогатную мать азиатского или африканского слона (Loxodonta).

Компания также планирует возродить додо и тилацина. «В проекте по додо у нас есть один почти полный геном», сказал Ламм, в то время как по тилацину, который вымер только в прошлом веке, «у нас есть гораздо лучшие генетические данные прямо с ворот». Для додо Colossal планирует имплантировать генетический материал в одомашненных кур (Gallus domesticus), а для тилацина — в мышевидных сумчатых, называемых толстохвостыми даннарами (Sminthopsis crassicaudata).

Заполнение пробела в экосистеме

Цель воскрешения — заполнить экологические ниши, которые пустовали с тех пор, как исчез исходный вид, сказал Рональд Годери, эколог и директор Taurus Foundation, отделения Rewilding Europe, которое стремится создать замену вымершим зубрам (Bos primigenius). Зубры, дикие предки домашнего скота (Bos taurus), когда-то бродили по Северной Африке, Азии и почти по всей Европе. По данным Taurus Foundation, они, вероятно, играли важную роль в поддержании биоразнообразия животных и растений, выпасая и вытаптывая почву.

Годери и его коллеги возвращают зубров с помощью обратного скрещивания, которое не связано с генной инженерией. Люди охотились на туров до полного вымирания в 1627 году, но их ДНК живет в древних породах крупного рогатого скота, обитающих в Южной Европе, сказал Годери Live Science. Отбирая и скрещивая крупный рогатый скот с физическими характеристиками, поведенческими чертами и генами, похожими на таковые у туров, экологи медленно приближаются к возрождению утраченного вида.

«Мы очень близки», — сказал Годери. «Мы видим очень большой, крутой прогресс с каждым поколением».

Шерстистые мамонты, которые процветали в эпоху плейстоцена, поддерживали арктические луга, вытаптывая снег, подавляя рост деревьев и кустарников и распространяя питательные вещества на огромные расстояния через свой навоз. Без мамонтов и других ныне вымерших мегатравоядных так называемая «мамонтовая степь» уступила место заболоченным ландшафтам моховой тундры, кустарников и лесов. Исследования показывают, что этот новый ландшафт хранит меньше углерода, чем луга, и более подвержен таянию вечной мерзлоты. Некоторые ученые предположили, что повторное введение в Арктику мегатравоядных может помочь восстановить экосистему, увеличить накопление углерода и смягчить изменение климата.

Додо был одним из крупнейших наземных животных в своей экосистеме на Маврикии. Данные свидетельствуют о том, что додо были распространителями семян и тем самым влияли на рост растительности — хотя некоторые эксперты сомневаются в том, в какой степени птицы сформировали свою экосистему. Планы Colossal по повторному введению додо включают избавление Маврикия от инвазивных видов, чтобы птицы могли процветать, что, по словам компании, имеет полезный «эффект ореола» для других видов, сказал Ламм. Компания сотрудничает с Mauritian Wildlife Foundation, неправительственной организацией, и намерена сотрудничать с правительством Маврикия, согласно ее веб-сайту.

Что касается тилацина, то это был единственный сумчатый хищник Тасмании, согласно лаборатории TIGRR Мельбурнского университета, которая также работает над воскрешением вымерших видов. Таким образом, этот вид имел важное значение для взаимоотношений хищник-жертва, стабилизирующих экосистему.

Масштабирование

Но вымершие виды могут выполнять свои экологические функции только в том случае, если они выживут в дикой природе, а их популяции будут достаточно большими, сказал Годери. В случае с мамонтами это колоссальная задача.

Недавно исследователи подсчитали, что огромный Северный склон Аляски может прокормить 48 000 шерстистых мамонтов.

Но для выполнения их экологической роли — которая может включать в себя увеличение эффекта альбедо, когда снег охлаждает Землю, отражая свет обратно в космос — мамонтов, вероятно, придется повторно заселить по всей Арктике, сказал Винсент Линч, эволюционный биолог и доцент Университета в Буффало.

«Вы не можете просто поместить их на Аляску и решить проблему вечной мерзлоты; вы должны разместить их повсюду», — сказал Линч Live Science.

По словам Линча, для существенного влияния на климат должно быть несколько сотен тысяч мамонтов, и это может подвергнуть опасности вымирающие виды.

Как азиатские, так и африканские слоны, которых Colossal планирует использовать в качестве суррогатов для выращивания детенышей мамонтов, находятся под угрозой исчезновения, и каждая слониха, вынашивающая детеныша «мамонта», не может выращивать собственных детенышей. «Это сократит численность популяции», — сказал Линч.

Альтернативой было бы имплантировать эмбрионы в искусственные матки, но они еще не полностью развиты. «Где-то на складе будут сотни или тысячи искусственных маток, штампующих генетически модифицированных мамонтов», — сказал Линч. «Это как страшилки из «1984»».

Непреднамеренные последствия

Помимо технологических препятствий, воскрешение может иметь серьезные последствия. Во-первых, вымершие животные могут быть болезненными, учитывая, что пул доступной ДНК для каждого вида относительно невелик.

Для поддержания популяций требуется достаточное количество существ, которые достаточно генетически отличаются, чтобы противостоять болезням и вредным мутациям.

Также стоит подумать о том, кто будет нести ответственность, если масштабная реинтродукция мамонтов пойдет не так. «Экосистема адаптируется к отсутствию мамонтов с тех пор, как мамонты начали вымирать», — сказал Линч. «А что, если возникнут непреднамеренные последствия и произойдет что-то плохое?»

Другие эксперты разделяют эти опасения. «Чтобы получить какое-то влияние, нужно иметь много животных», — рассказала Live Science Софи Монсаррат, эколог и менеджер по реинтродукции в Rewilding Europe.

Реинтродукция может привести к столкновениям между людьми и дикой природой. «В Африке, если вы посмотрите на сохранение и реинтродукцию слонов, то увидите конфликты», — сказала Монсаррат. По данным WWF, только в Кении в результате конфликтов между людьми и слонами погибло 200 человек в период с 2010 по 2017 год. Если бы ученые преуспели в создании жизнеспособной популяции мамонтов, им пришлось бы развернуть общеконтинентальные образовательные программы, «обучающие людей тому, как реагировать на мамонта», сказал Монсаррат.

Состав реинтродуцированной популяции также имеет значение, сказал Шмитц. Бурые медведи (Ursus arctos), завезенные из Словении в итальянские Альпы в 2000-х годах, процветают, но оказалось, что исходная популяция была особенно агрессивной, сказал Шмитц. Экологи «не обязательно выполнили свою домашнюю работу», сказал он. «Они реинтродуцировали их, и теперь они нападают на скот и людей».

Также нет гарантии, что животные останутся там, где мы их выпустим, сказал Шмитц. В 1995 году серые волки (Canis lupus) были реинтродуцированы в Йеллоустонский национальный парк, но они бродили далеко за пределами парка. «Если вы выпустите что-то в природу, эти животные найдут места, которые наиболее подходят для них, и, возможно, это не те места, где вы думаете, что они останутся», сказал Шмитц.

И хотя мегатравоядные помогли с хранением углерода во время последнего ледникового периода, «восстановление мегафауны может также оказать негативное влияние на изменение климата», сказал Дален. Например, мамонты теоретически могут способствовать глобальному потеплению, разрушая вечную мерзлоту в теплое время года и выделяя метан, сказал он. Они также могут сократить количество углерода, хранящегося в древесных растениях, как это делают слоны, когда едят растения в африканских саваннах.

«Любимый проект миллиардеров»

В то время как сторонники считают, что воскрешение является ценным инструментом сохранения, критики говорят, что деньги лучше было бы потратить на существующие инициативы. Colossal Biosciences собрала не менее 225 миллионов долларов для финансирования своих программ воскрешения, и часть этих денег также пойдет на сохранение и генетические исследования по всему миру, сказал Ламм.

Вместо того, чтобы использовать эти деньги для возвращения трех вымерших видов, чье экологическое воздействие неизвестно, средства можно было бы направить на спасение примерно 100 видов, которые в настоящее время сталкиваются с неопределенным будущим, сказал Шмитц.

В некоторых случаях воскрешение нацелено на виды с живым эквивалентом, выполняющим схожие экологические функции. Например, одной из причин вымирания тилацина было то, что люди считали его хищником домашнего скота, сказал Шмитц. «Но у нас сейчас есть похожее животное, которое сталкивается с похожим преследованием, и это динго [Canis lupus dingo]», — сказал он.

Линч согласился, что лучший способ поддержать сохранение — тратить деньги на существующие, проверенные инициативы. Вероятно, невозможно ввести экологически значимое количество воскрешенных видов, что также поднимает вопросы о цели таких компаний по воскрешению, как Colossal, сказал он.

Адам Сирл, научный сотрудник по культурной, исторической и экологической географии в Ноттингемском университете в Великобритании, сказал, что воскрешение вряд ли будет способствовать решению экологического кризиса. «Это буквально излюбленный проект миллиардеров», — сказал он.

В ответ на комментарии Сирла Ламм сообщил Live Science в электронном письме, что «для каждой цели по восстановлению вымирания разработанные технологии и методы пойдут на пользу близкородственным видам». Он также утверждал, что «технологические инновации, созданные и финансируемые компаниями частного сектора, жизненно важны для этой борьбы».

Независимо от экологического воздействия Colossal, компания все равно может увидеть большую отдачу от инвестиций, сказал Линч.

«Если они добьются успеха — а я не сомневаюсь, что так и будет — они заработают кучу денег», — сказал он.

Однако для всех нас и для природы восстановление вымирания «может принести гораздо больше вреда, чем пользы», отметил Шмитц.

Похожие публикации:

Новости | Андрей Караулов. Официальный канал | Дзен
Видео | Андрей Караулов. Официальный канал | Дзен

Не пропустите другие интересные новости и статьи на нашем сайте:

Следите за «КарауловLIFE» на других платформах!