Найти тему
Spbdnevnik.ru

Врач-педиатр Галина Суслова: «Нельзя принуждать ребенка к занятиям в кружках и секциях»

С 26 августа по 1 сентября в России проходит Неделя продвижения здорового образа жизни среди детей. Доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой реабилитации Педиатрического университета Галина Суслова рассказала в интервью «Петербургскому дневнику», с какими заболеваниями сталкиваются современные дети, зачем нужны профилактические осмотры и почему нельзя заставлять ребенка заниматься нелюбимыми видами спорта.

С опасными заболеваниями успешно справляемся

– Галина Анатольевна, в последнее время часто можно слышать, что современные дети отличаются более слабым здоровьем по сравнению с их бабушками и дедушками. Стоит ли бить тревогу и почему?

– Нарушения здоровья у детей действительно могут быть связаны с процессами, происходящими вокруг ребенка и его семьи. К примеру, во время революций или каких-либо других серьезных потрясений фиксировали заболевания, развивающиеся на фоне стресса или длительного голода. Стрессы в детском возрасте оказывают влияние не только на текущее состояние здоровья ребенка, но и на его психосоциальное и соматическое функционирование в более зрелом возрасте. Современные дети сейчас погружены в виртуальное пространство и увлечены компьютерными играми. Все меньше школьники проводят на улице или играют в подвижные игры. При значительном ограничении физической активности развивается гиподинамия, которая ведет к возникновению большого количества функциональных нарушений или заболеваний. Также увеличилось количество детей с когнитивными нарушениями, к которым относят дефицит внимания, гиперактивность, нарушения речевых функций и так далее.

– С какими наиболее частыми заболеваниями сталкиваются петербургские дети?

– Всего несколько десятилетий тому назад наши питерские дети чаще страдали заболеваниями бронхолегочной системы, которые в большинстве своем носили инфекционный характер. Однако сейчас с этими опасными заболеваниями удается справляться. В наше время бронхолегочная патология уступает психиатрическим и неврологическим заболеваниям.

– А как понять, что у ребенка психологическое нарушение, как оно проявляется?

– В первую очередь нужно обратить внимание на поведенческие реакции – гипервозбудимость или замкнутость, отсутствие ярких реакций или, наоборот, они могут быть очень яркими. Кроме того, задержка речевого и двигательного развития у детей – это тоже нарушение нормального темпа психического развития.

– Сейчас перед началом учебного года школьники проходят профилактические осмотры – какие проблемы выявляют специалисты?

– Профилактические осмотры выявляют в первую очередь сутулость или нарушения осанки – довольно распространенные дисфункции, которые в дальнейшем могут привести и к заболеванию. Также к довольно распространенным нарушениям, которые фиксируют педиатры и неврологи, относится вегетососудистая дистония. Она может характеризоваться головной болью, быстрой утомляемостью, изменением артериального давления. Также одна из распространенных проблем в школьном возрасте – прогрессирующая близорукость, или миопия.

– В советское время педагоги контролировали правильность осанки у учащихся и обращали особое внимание на тех, у кого имелись отклонения. Сейчас вектор внимания сместился на процесс обучения. Что в этой ситуации можно предпринять?

– Основная роль здесь должна быть отведена родителям: ребенок самостоятельно вряд ли будет что-то предпринимать, потому что он сидит так, как ему хочется. И даже не всегда так, как удобно. Родители должны научить ребенка сидеть правильно и следить за этим, когда он дома выполняет домашние задания. Лучше всего начинать обучение до того, как он пошел в первый класс. Дети – самое ценное, что есть у родителей, поэтому лучше близких людей никто не проконтролирует их поведение. Учителя чаще всего просто не успевают за всеми проследить. В первую очередь дома надо иметь правильные письменный стол и стул, подставки для ног, для книг, чтобы сформировать правильный стереотип.

– Физическая нагрузка для укрепления мышечного каркаса может предупредить проблемы с осанкой?

– Самое простое и эффективное занятие – утренняя гимнастика. Если такая нагрузка на мышечную систему станет ритуалом, то очень многих проблем со здоровьем удастся избежать. В отношении секций и занятий спортом нужно прислушиваться не к собственному внутреннему голосу, а к советам специалистов – педиатра или врача ЛФК. Только они, понимая нюансы здоровья ребенка, могут посоветовать, каким конкретно видом спорта ему заниматься.

Занятия спортом и в кружках – только по желанию

– Сейчас родители стремятся отдать ребенка во всевозможные кружки и секции. Как это сказывается на здоровье?

– Я бы сказала так: своего ребенка нужно любить и понимать, что в юном возрасте детям необходимо подвигаться, побегать, погулять на улице, подышать свежим воздухом, посидеть порисовать или почитать. Ребенку иногда необходим свой уголочек, чтобы прийти в себя, успокоиться, отдохнуть от бесконечного общения, которого бывает очень много. Конечно, все индивидуально. Кто-то из детишек может выдержать и два, и три кружка. А некоторым и одного достаточно. Перегрузка вызывает повышенную утомляемость и невротизацию. Причем как у детей, так и у взрослых. Поэтому все хорошо в меру.

– Надо ли ребенка заставлять заниматься спортом, если он не хочет?

– Однозначно нет, принуждать к занятиям нельзя. Нужно подобрать такой вид спорта, где нивелируется гиподинамия и ребенку при этом интересно. Конечно, бывают исключения – профессиональные спортсмены. Когда идет речь о профессии, приходится делать в том числе и то, что не хочется.

– Еще один бич современности – телефоны и другие гаджеты, заполняющие свободное время ребенка. При помощи технологий преступники не только похищают деньги, но и совершают преступления против детей. Как обеспечить безопасность в Сети?

– Дети, особенно совсем юные, редко задумываются о безопасности своих данных и могут легко передавать информацию посторонним людям. Оградить личную жизнь семьи можно при помощи различных настроек в сервисах или программы родительского контроля. В то же время необходимо работать над повышением цифровой грамотности, рассказывать детям о том, как грамотно вести себя в виртуальном пространстве. Лишать ребенка телефона – не очень хорошая идея, поскольку и ребенку, и родителям спокойно, когда можно в любой момент созвониться и узнать, все ли в порядке.

Профилактика спасает жизни миллионам

– Медицина в Петербурге считается одной из лучших в стране. Как доступность профилактической помощи и качественной медицины влияет на здоровье детей?

– Здоровье подрастающего поколения – это будущее здоровье всей страны. Все профилактические осмотры, диспансеризацию нужно проходить в любом возрасте. Кроме того, очень важным и эффективным мероприятием по охране здоровья является иммунизация. Миллионам детей она спасает жизни и ограждает от заболеваний и инвалидности. Стандартная прививка от гриппа или гепатита на самом деле сохраняет иммунитет, который не позволяет развиться даже самым серьезным заболеваниям.

– Чем занимаются в Центре медицинской реабилитации Педиатрического университета, который курирует ваша кафедра?

– Центр медицинской реабилитации появился в 2021 году в результате объединения четырех отделений – физиотерапевтического, лечебной физкультуры, отделения реабилитации Перинатального центра и отделения неврологии и реабилитации КДЦ. Медицинская реабилитация детей в Педиатрическом университете осуществляется в три этапа – в реанимации, стационаре и амбулаторно. Медицинскую реабилитацию получают больные дети от 0 до 18 лет. В центре применяются все методики медицинской реабилитации: мануальная терапия, рефлексотерапия, лечебная физкультура, физиотерапия, массаж. В командной работе участвуют также психологи и дефектологи, которых готовит наш вуз. Ежегодно специалисты нашего учреждения ставят на ноги порядка девяти тысяч человек.

– Дайте, пожалуйста, общие рекомендации по укреплению здоровья детей.

– На самом деле сложный вопрос, потому что рекомендации должны быть многосторонними и индивидуальными. Скажу так: любите и берегите своих детей, вовлекайте их в занятия физкультурой, активно участвуйте во всех процессах их становления и развития!

Ранее врач и психолог рассказали, как подготовить детей к школе.