Рассказываем, как учат поднимать в небо самолёты в легендарном авиационном вузе
На минувшем форуме «Армия-2024» были широко представлены военно-учебные заведения Минобороны России. С возможностями подготовки специалистов самых различных профилей для нужд армии и флота посетителей знакомили преподаватели и курсанты. Они отвечали на вопросы, рассказывали о специфике и перспективах службы в рядах ВС РФ.
В тематическом разделе форума «Военное образование» наш корреспондент заинтересовался экспозицией известного в России и за рубежом Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. Здесь можно было не просто узнать, как открыть дорогу в небо, но и на практике попробовать себя в роли обучаемого. А помогали в этом тренажёры учебно-боевого самолета ЯК-130. Об их работе рассказал старший преподаватель кафедры авиационного и радиоэлектронного оборудования Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков майор Алексей К.
– Насколько специализированный тренажёр боевого применения соответствует реальному самолёту Як-130 и как помогает в обучении курсантов?
– Этот образец предназначен для отработки задач пилотирования воздушного судна, воздушной навигации. Тренажёр кабины является полноразмерной копией настоящего самолёта Як-130 и оснащён рабочими органами индикации и управления. Кроме макета кабины в состав тренажера входит система визуализации закабинной обстановки, которая позволяет отображать внешнее пространство, наземные объекты, ориентиры, имитировать различную погоду и осуществлять полёт. Словом всё, как на настоящем самолёте.
– В тренажёр загружены подлинные карты местности?
–Разработчики всегда стараются сделать визуальное изображение таким же, как оно будет перед глазами лётчика в воздухе. Поэтому в числе задач подготовки к лётной практике у курсантов стоит необходимость освоения местности в районе будущих полётов. Соответственно, в тренажёр загружается карта того аэродрома, с которого пилот будет выполнять свой полёт. В процессе обучения он начинает запоминать ориентиры, например, реки, населённые пункты или другие приметные объекты, которые подскажут, где находится воздушное судно. И уже в небе лётчик видит знакомую картину и увереннее ориентируется на местности.
– В процессе полёта на тренажёре задаются ли преднамеренные отказы?
– Да, такая опция предусмотрена, хотя сначала полёт выполняется без отказов. Курсанту прививаются первичные навыки управления – полёт по кругу, взлёт-посадка, выдерживание определённых углов крена при разворотах и так далее. Когда эти навыки сформированы, то в рамках более сложной подготовки начинается имитация отказов, при которых обучаемый должен быстро и точно выполнять все действия, которые предписаны руководством по лётной эксплуатации.
– Какие ещё есть особенности у этого тренажёра?
–Он используется у нас с 2012 года. За это время на нём было обучено много будущих лётчиков по профилю истребительной, фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации. Самолёт Як-130 в настоящее время не участвует в боевых действиях. Хотя может быть использован как лёгкий штурмовик. По сути, это первый самолёт, на котором курсанты – будущие истребители, бомбардировщики и штурмовики могут отрабатывать реальное боевое применение. Тренажёр позволяет получать первичные навыки, знакомиться с системой управления вооружением и в виртуальном полёте применять его по целям. Что важно, без материальных затрат на реальных полигонах.
– Следующий тренажёр – процедурный. Этот тренажёр разработка специалистов училища?
– Да. При применении тренажёра заводского исполнения в учебном процессе есть особенности. Он занимает большую площадь, из-за чего есть определённые требования к помещению, в котором он должен использоваться. Кроме того, серийный образец потребляет достаточно много электроэнергии. Скажу вам, что его эксплуатация обходится в сумму, которая измеряется четырехзначной цифрой за час работы. Поэтому обучение становится дорогим. А каждый курсант должен провести первоначально в кабине бесполётные занятия, ознакомиться с органами управления. И получается, что тренажёр работает, его ресурс расходуется, а навыки пилотирования при этом не прививаются. И возникает вопрос, а можно ли избежать затрат?
Так родилась идея построить более компактный и простой тренажёр, который полностью повторяет кабину настоящего самолёта, но при этом имеет меньший функционал, достаточный для первичного изучения. В Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков на кафедре авиационного и радиоэлектронного оборудования был разработан проект кабины, идентичной Як-130. Все панели в ней соответствуют настоящему самолёту: на них установлены органы управления, имитаторы многофункциональных индикаторов. Они позволяют переключаться между различными информационными кадрами, в динамике выводить сведения и обучать лётчика вводу предполётных данных, решать задачи воздушной навигации в полёте. При каждом взаимодействии пилота с органами управления программой формируются сигналы, которые могут повлиять на управление самолётом, либо на изменение индикации.
Таким образом, тренажёр является интерактивным средством обучения и позволяет формировать первичные навыки по работе с органами управления и индикации в кабине самолёта. Тренажёр мы изготовили своими силами, он проще по конструкции, дешевле в стоимости, компактнее. Это даёт возможность разместить достаточное их количество для обучения группы в одном учебном классе, чего нельзя сделать на заводском стационарном тренажёре.
Каждый новичок при таком варианте проводит больше времени в макете кабины. При этом все курсанты работают одновременно. В итоге обучаемый выходит на «первый полёт» значительно более подготовленным, сокращается время освоения заводского тренажёра. Важно, что тренажёр разбирается, складывается и занимает мало места, что является большим плюсом при ведении боевых действий. В случае передислокации авиационных подразделений пилотов нужно тренировать в новом районе, а перевезти массивный тренажёр бывает проблематично.
Комплекс процедурных тренажёров – наша новая разработка, позволяющая повысить качество подготовки будущих летчиков.
Представленный на форуме «Армия-2024» тренажёр является частью тактического тренажёра отработки совместных действий авиации и войсковой противовоздушной обороны. Он позволяет отрабатывать взаимодействие в различных условиях тактической обстановки. Нами было разработано программное обеспечение, позволяющее установить связь с тренажёром подготовки расчётов зенитных ракетных комплексов «Тор-М2». Такой тактический тренажёр позволяет одновременно проводить дистанционное обучение в военных вузах, находящихся в разных городах посредством удалённого соединения. Это новое направление работы, в котором мы делаем пока лишь первые шаги.
Мы работаем над тем, чтобы наши разработки стали прототипами для новых тренажёров, которые будут выпускаться серийно. Наши усилия являются вкладом в общее дело по повышению качества подготовки летного состава, от которого будет зависеть боеготовность наших Военно-воздушных сил в ближайшем будущем.
Беседовала Надежда ЧИРКОВА
Фото автора и Алексея Князева
НАША СПРАВКА
В «Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» функционирует 4 факультета:
– Факультет базовой лётной подготовки в городе Краснодаре, на котором осуществляется теоретическая подготовка курсантов и их первоначальное лётное обучение.
– Факультет истребительной авиации. На базе Армавирского учебного авиационного центра подготовки летного состава.
– Факультет штурмовой и бомбардировочной авиации. На базе Борисоглебского учебного авиационного центра подготовки летного состава.
– Факультет дальней и транспортной авиации. На базе Балашовского учебного авиационного центра подготовки летного состава.
По окончании вуза выпускники КВВАУЛ получают также гражданскую специальность «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения», диплом государственного образца о соответствующем образовании и квалификацию «инженер».
Цитата:
За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, уроженец Северной Осетии, кавалер двух орденов Мужества и медали «За Отвагу» майор Воздушно-космических сил России, выпускник КВВАУЛ майор Алан Датиев удостоен высшей государственной награды – звания Героя Российской Федерации.
Майор Алан Датиев, лётчик-истребитель, пилот СУ-35С. В воздушных сражениях сбил 7самолётов противника. Во время одного из боевых вылетов его машина получила критические повреждения и загорелась: пилот катапультировался над вражеской территорией под огнём с земли. Несмотря на тяжёлые травмы, проявив невероятную отвагу и стойкость, смог с боем выйти из окружения к своим.