Сегодня мы перенесемся на туманный Альбион, а точнее в Брайтон. Именно там, 25 лет назад, невероятная фанатская солидарность спасла свой клуб от потери профессионального статуса и банкротства. Тогда Брайтон лишился стадиона, став бездомной командой на долгих 14 лет. И все могло закончиться печально, если бы не мода на электронную танцевальную музыку. Но обо всем по порядку. Давайте начнем!
Немного истории
В конце 18 века Брайтон был заурядной рыбацкой деревушкой, однако все изменил король Георг Четвертый. Монарх имел слабые легкие, и врачи рекомендовали Его Величеству проводить больше времени на морском побережье. Лечение морским воздухом тогда воспринималось как экзотика, однако королю оно пришлось по душе. Он приказал построить в Брайтоне резиденцию – королевский павильон довольно безумного вида, который сегодня является главной местной туристической достопримечательностью. Вслед за Георгом Четвертым в Брайтон стали приезжать и другие аристократы, и место стало модным среди высшего британского света. Дальше город развивался как типичный курорт: толпы отдыхающих, бары, ночные клубы, казино. В подобных городах успешные футбольные клубы можно встретить не слишком часто. Можно вспомнить разве что французскую «Ниццу» и испанский «Реал Сосьедад».
Не был исключением и местный «Альбион». Он был основан еще в 1902 году, и не имел каких-то заметных достижений. Но ситуация стала меняться в начале 70-х – туристический бизнес переживал подъем, а Брайтон, как самый известный и престижный курорт страны стал приносить огромные доходы. Одним из самых успешных местных бизнесменов был 40-летний Майк Бэмбер. Денег у Бэмбера было в достатке, и в 1972-м он выкупил футбольный клуб «Брайтон», болтавшийся в середине третьего дивизиона.
И не просто выкупил, а пригласил тренировать Брайана Клафа и Питера Тейлора – легендарный тренерский тандем, который в предыдущем сезоне привел к титулу «Дерби Каунти». При Бэмбере «Брайтон» впервые поднялся в элитный дивизион английского футбола, где провел четыре сезона с 79 по 83 год. Однако следствием повышения в классе стали огромные долги. К 84 году, когда Бэмбер объявил об отставке, долг «Брайтона» составлял уже около миллиона фунтов. Наступила черная полоса. В апреле 93-го «Брайтон», опустившийся к тому времени в третий дивизион, оказался перед перспективой банкротства и расформирования. И в этот момент в клубном офисе появился Билл Арчер – запомните это имя. Он выложил на стол 800 тысяч фунтов, и клуб был спасен.
В тот момент никто не догадывался, что «спаситель» Билл Арчер уже начал воплощать в жизнь план, ради которого и был спасен «Брайтон». Те самые 800 тысяч фунтов были оформлены как кредит под залог стадиона «Голдстоун Граунд», на котором «Брайтон» играл с момента основания. Правда вскрылась через несколько лет благодаря расследованию местной газеты.
Фанаты пришли в ярость. Сам стадион «Голдстоун Граунд» на 12 тысяч зрителей был ветхой, морально устаревшей развалюхой, который практически ничего не стоил. Но дело было в земле. Она стоила дорого. Предчувствия не обманули болельщиков: скрывать правду было уже бессмысленно, и правление официально объявило о сделке – вместо стадиона должен быть построен торговый центр.
Новости о предстоящем сносе стадиона положили начало одному из самых эпичных противостояний болельщиков и владельцев клуба в футбольной истории Англии. В начале все ограничивалось достаточно мирными протестами – баннерами и фанатскими кричалками с трибун против клубного руководства. Дальше — больше. Домашний матч, который должен был стать последним и в истории стадиона, не был доигран: болельщики выбежали на поле, сломали ворота и долго скандировали оскорбления в адрес владельцев. Полиция не торопилась пресекать беспорядки: полицейские разделяли возмущение фанатов.
Идею подхватили в футбольных интернет-сообществах по всему миру. Дата была подобрана очень удачно – в европейских чемпионатах был перерыв на игры сборных, поэтому большинство клубных фанатов имели возможность съездить в Брайтон. Таблоиды подливали масла в огонь – они писали, что на самом деле вся эта акция лишь прикрытие огромной околофутбольной стрелки, и Брайтон станет местом грандиозной битвы между хулиганами со всей страны. В результате в Брайтон в день акции приехали и журналисты всех крупнейших британских медиа, включая съемочные бригады телеканалов.
В день матча опустился густой туман. Фанаты начали стекаться к стадиону с раннего утра. Все поезда в город были забиты болельщиками разных клубов. Вместе поддержать «Брайтон» ехали фанаты «Вест Хэма» и «Миллуолла», «Юнайтед» и «Сити», «Эвертона» и «Ливерпуля». Уже потом журналисты подсчитали, что в этот день на «Голдстоун граунд» присутствовали фаны 65 клубов. И не только английских. Ассоциация футбольных болельщиков Германии прислала в Брайтон автобус с 30 немецкими фанатами. На стадионе оказались баннеры польских, голландских и испанских клубов. Казалось, что даже такая фанатская акция не может решить проблем «Брайтона». Однако она решила все. Матч, на который прибыли фанаты, завершился со счетом 5:0 в пользу «Брайтона» – это была крупнейшая победа команды за 12 лет.
В межсезонье с поста президента ушел ненавистный Билл Арчер и все правление клуба: сказалось давление, которое на него стали оказывать не только местные болельщики, но и крупные медиа.
После завершения сезона стадион «Голдстоун» все же был снесен, и временным пристанищем для бездомного клуба на два сезона стал стадион ближайшего клуба - Джиллингема. Проблема в том, что Джиллингем находится в 150 км от Брайтона, и чтобы добраться до новой «домашней арены», фанатам «Брайтона» требовалось 2,5 часа на электричке с пересадкой в Лондоне. Но делать было нечего – ничего ближе за цену, которую мог заплатить «Брайтон», не нашлось.
Перед сезоном 99/2000 в жизни «Брайтона» произошло два важных события.
- Во-первых, клуб вернулся в родной город. Новое руководство сумело договориться с городскими властями и арендовало местный стадион «Уитдин». Для футбола, даже в Лиге 2, он подходил мало – это была легкоатлетическая арена с дорожками, единственной трибуной на 1200 зрителей, строительными вагончиками вместо раздевалок и ужасным газоном. Но все же это было лучше поездок в Джиллингем.
- Вторым событием стало подписание контракта с титульным спонсором, который согласился выложить 1 миллион за право размещения на ближайшие восемь лет своего логотипа на футболках аутсайдера четвертого дивизиона. Это был весьма необычный спонсор – не производитель пива, банк или торговец бытовой техникой, как у других команд. Спонсором «Брайтона» стала звукозаписывающая компания Skint Records. И такое партнерство не было случайным. В Брайтоне, как во многих курортных городах, важной частью местного бизнеса были ночные клубы. Их было много, и за пределами города они имели репутацию по-настоящему модных мест. Дело в том, что Брайтон всегда был шумным молодежным тусовочным городом, куда все ехали оторваться по полной. Деньги от Skint Records оказались для «Брайтона» весьма кстати. Клуб смог практически полностью обновить состав – в ходе сезона 99/2000 в «Брайтон» пришли 17 новых игроков.
Вы, конечно, спросите: откуда у местного музыкального лейбла были такие деньги? Дело в том, что октябре 98 года, за несколько месяцев до объявления о контракте, компания выпустила один из наиболее успешных альбомов в истории электронной музыки 90-х. Это был альбом британского диджея Fatboy Slim. Норман Кук - это настоящее имя музыканта - был не просто клиентом лейбла, ставшей спонсором «Брайтона». Он был настоящим фанатом, ездившим на все матчи и поддерживавшим протесты против клубного руководства. А в 2002 году он стал совладельцем клуба, за который болел.
Норман Кук стал одним из тех, кто добивался строительства нового стадиона для Брайтона. Еще в 2002 году местный совет одобрил заявку футбольного клуба на строительство стадиона на северной окраине города. Место выбрали болельщики в результате голосования. Предполагалось, что стадион будет построен к началу сезона-2005/06, однако строительство столкнулось с неожиданными трудностями. Выбранный участок земли представлял собой перепаханное поле на выезде из Брайтона, и, казалось, не представляет ни для кого интереса. Однако выяснилось, что значительный кусок территории будущего стадиона залазит на землю, которая административно относится к соседнему муниципалитету города Льюиса, а совет этого города категорически против стадиона «Брайтона» на его земле.
В итоге было запущено правительственное расследование, которое затянулось на несколько лет. Норман Кук, используя свою популярность, старался помочь решить вопрос – в частности, организовал сбор подписей под петицией за строительство стадиона и лично отнес 62 тысячи подписей в резиденцию премьер-министра на Даунинг-стрит в Лондоне. Окончательное разрешение на строительство стадиона было получено в 2008 году. Для «Брайтона» началась новая эра – самая счастливая в его более чем вековой истории.
Вот так фанатская солидарность и электронная музыка спасла клуб затяжного кризиса. В 2017 году команда завоевала путевку в высший английский дивизион, в котором «Брайтон» не выступал больше 30 лет.
Как думаете, насколько долго «Брайтон» задержится в Премьер-лиге? Напишите в комментариях к статье.