Это 1 сентября выпало на воскресенье. Вот ученикам радость-то - ещё один день можно в школу не ходить ))
А я всегда ждала этого дня как самого большого праздника.
Очень любила школу с детства. Для меня это был особый мир - весёлый, шумный, многоликий и таинственный. Мама моя была учительницей, папа тоже, а места в садике не было. Была очередь, которая подошла только к зиме перед моим первым классом :) Так что я успела походить в детский сад только полгода.
А всё своё детство, начиная с 4-х лет, я ездила с мамой на работу, в её школу. В то далёкое время как-то проще всё было, душевней. Директор был очень добрым, домашним толстячком. Он отводил меня в библиотеку, сажал на мягкий кожаный диванчик и раскладывал вокруг меня несметные сокровища - большие книжки с яркими иллюстрациями. И не всегда эти книжки были детскими. Там были огромные толстые энциклопедии про животных, про бабочек, про птиц... Это было так интересно! Я могла сидеть и рассматривать книги очень долгое время. Мама приходила на переменках посмотреть, как я. Я была в полном порядке :) А библиотекарь, милая молодая девушка, за мной присматривала.
Директор был хоть и добряком, но держал школу в отменном порядке. Дисциплина там была - не чета современным школам. Мальчишки сорванцы очень боялись попасть к этому домашнему толстячку в его кабинет, потому что потом ещё и дома им прилетало, после задушевной беседы с директором.
Всё это я стала замечать через много лет, когда в мамину школу приезжала, уже будучи шестиклассницей, чтобы поучаствовать на встречах КИДа (Клуба интернациональной дружбы). Частенько для стендов этого клуба я рисовала для мамы, она руководила КИДом. Однажды нарисовала большущую эмблему клуба, она висела долгое время над стендом про переписку ребят с друзьями из других стран. Мои письма там тоже были. Мою подружку из ГДР звали Лиана Лоренс, помню до сих пор :)
Кроме яркого мира школьной библиотеки я обожала учительскую. Это был ещё более непостижимый, яркий мир, шумный ничуть не меньше, чем школьные коридоры в переменку. Тогда учителя не имели своего кабинета, а ходили с пособиями и журналами по классам. Поэтому на переменках приносили одни журналы, брали из специального шкафчика другие. Меняли пособия, брали тетради и шли на очередной урок.
Пока происходило это действо, учительская гудела и шумела растревоженным ульем: обсуждались горячие новости - кто сегодня сорвал урок, кто сбежал через окно в мальчишьем туалете, когда его застукали с папироской, кто из троешников вдруг, совершенно неожиданно, выдал прекрасное сочинение - хоть с ошибками, но такое интересное, что читается даже лучше, чем у отличников. Учителя присаживались за большой стол посередине комнаты, просматривали тетради, делали записи в журналах. Попутно обсуждались новые дамские шарфики или новая блузка., звучали шутки, дружеские поддёвки и смех. Такого сейчас не услышать в современных школах, да и учительских таких уже нет...
Иногда происходили казусы: вдруг обнаруживалось, что всеобщая любимица и красавица, учительница географии, торопясь на работу, забыла снять бигуди, так и приехала в плотном шёлковом платочке поверх резиновых трубочек :) А моя мама однажды так торопилась, собирая и себя, и меня, что заскочив в учительскую и сбросив пальто, услышала от физрука: "Ой, Дина Ивановна, бегите скорей домой, у вас ведь платья нет!" Ага ))) Мама так и приехала в переднике поверх сорочки и чулочков :)
И вот - со звонком - эта галдящая учительская вдруг пустела и затихала...
И тогда я оставалась одна. Среди всех этих пособий, книг, плакатов. Муляжей человеческой головы и руки - за стеклянными дверками. Та голова была страшной: с одной стороны она была красной в полоску, без кожи, а с другой вообще щерилась голыми зубами без щеки! Кошмар и ужас! Детские психологи сейчас бы точно сказали, что мне нужна реабилитация после психологического шока :))
(Загрузила фотку такого муляжа и потом удалила, сообразив, что чувствительный нежный алгоритм Дзена тут же блокирует статью за жуткую жжестокось :)))
А что говорить про скелета! Он был ещё более жутким и стоял прямо у двери в учительскую. Закрывая для меня спасительный проход в коридор ))
И весь этот жуткий кошмар вперемешку с чудесными коллекциями жуков и бабочек в разномастных коробках, с таинственными надписями на плакатах - был мой! И больше ничей.
Целых 45 минут я могла держать за руку скелета Степана, осторожно приоткрывать стеклянные дверцы и гладить красно-полосатую щёку, спрашивая - тебе не больно? Или раз за разом пытаться прочесть непонятные надписи на плакатах. Некоторые так и не поддались - они были на иностранном, но я тогда этого не знала :)
А в следующие 45 минут я могла просто сидеть в кресле и читать интересную книжку. Один раз новый учитель, увидев меня с книгой, не поверил, что я и вправду читаю. Сказал, что, видимо, я знаю эти книжки наизусть, вот и произношу слова, глядя на картинки. Выдал мне энциклопедию и показал - прочитай вот тут. Я громко, как меня тутошние учителя-няньки учили, прочитала указанный абзац. У нового учителя тоже наступил полный абзац! - от услышанных энциклопедических сведений от ребёночка пяти лет )) Справедливость восторжествовала и он вернул мне мои замечательные книжки - Чуковского и Маршака :)
А ещё у меня была великая тайна. О ней никто не знал, даже мама. В учительской стоял телефон. Я видела, как учителя берут эту трубку и зачем-то туда говорят разные слова. А ещё они несколько раз перед этим вертят колёсико с дырочками.
И вот я однажды решилась. В своё очередное 45-минутное владение царством знаний я сняла трубку и поднесла к уху. И неожиданно услышала такой гудок, что сразу эту трубку положила на место. Потом осмелилась и снова поднесла трубку к уху. И покрутила колёсико. И вдруг!.. Вдруг кто-то в трубке сказал: "Алё! Я слушаю! Кто это? Вас не слышно, перезвоните!" И вместо голоса я снова услышала гудок, только не долгий, а какой-то дерганный, как будто он порвался. Я испугалась и, водрузив трубку на место, удрала в дальнее кресло. И потом внимательно оттуда наблюдала - сможет ли кто-то снова говорить в эту трубку и не узнают ли, что я этот гудок сломала. Всё оказалось в порядке, кто-то из учителей куда-то звонил, никто меня не ругал :) Про это я рассказала маме, уже когда была совсем взрослой и мы однажды вспоминали нашу прежнюю жизнь.
Не только мамина школа мне грела душу. 2 школы, в которых я училась, тоже были моими родными и любимыми. Помню и учителей, и одноклассников, и приключения, что мы там устраивали :) И каждый год в конце лета меня начинало аж подбрасывать - когда же 1 сентября, скорей бы в школу! Уже так хочется всех увидеть и снова бежать по утрам на утреннюю линейку, чтобы тихонько болтать с подружкой на уроке, незаметно бросать записочки, подбрасывать на учительский стул листочек с растолчённым мелом :) Вот кнопки мы почему-то никогда не подбрасывали! Может, учителей любили, хоть и разыгрывали их?
Мои дети выросли уже совсем в другой школе. И хотя моя дочка тоже успела походить со мной на мою работу в школу, у неё совершенно другие воспоминания и другое отношение к школе. Но Нелюбви к школе у неё нет, остались хорошие воспоминания об учителях, об одноклассниках.
У сына тёплых воспоминаний о школе ещё меньше. Старшая внучка относилась к школе ровно. А вот младшая уже совершенно прохладно. Хотя и нравятся многие учителя. Но таких воспоминаний о школе, как мои, у них нет. И школа для них не загадочный интересный мир, а просто место, где заставляют учиться.
А какие воспоминания о школе у вас?
И с наступающим учебным годом всех, кто идёт в школу учиться или учить!
Вспомни порою, милый мой друг,
Школьные годы и школьных подруг!