11-12-ти месячный ребёнок должен иметь опыт обращения с песком и водой, по этой причине он должен под контролем взрослого играть в песочнице.
Набирание песка лопаткой, наполнение ёмкостей.
Ребёнок учится правильно набирать песок лопаткой, набранный с лопатки песок насыпать в ведёрко или машинку, не высыпая его рядом и т. д.
Трамбовка и выравнивание поверхности.
Покажем ребёнку, как трамбовать песок в ёмкости, а также выравнивать и разглаживать поверхность.
84.Упражнение.
Пересыпание песка.
Дадим ребёнку несколько ёмкостей, чтобы он научился пересыпать песок из одной в другую. Эта простая на первый взгляд задача представляет трудность для ребёнка в конце 1-го года жизни, т. к. требует развитое пространственное восприятие, определённый опыт и хорошую координацию обоих рук и т. д.
Ребёнок познакомится с водой наилучшим образом во время купания. Больше впечатлений вода даёт в природе, например, в открытом бассейне.
Подталкивание плывущих по воде игрушек.
Покажем ребёнку, как можно рукой, деревянной ложкой или другим предметом толкать плывущую по воде игрушку, изменяя её направление.
Пузырьки.
Когда ребёнок сожмёт дырявый резиновый мяч или другую полую резиновую игрушку под водой, то из неё выходят воздушные пузыри. Ребёнок получает опыт, что игрушку необходимо вытащить из воды и только потом разжать руку, чтобы она вновь набрала воздух. Только после этого возможно вновь игра с пузырьками.
Брызгание.
Если ребёнок разожмёт руку под водой, то игрушка наполниться водой. Когда ребёнок сожмет наполненную игрушку над водой, то из неё брызнет вода. Тем самым ребёнок учится различать в каких условиях игрушка брызгает над водой, а когда пускает пузыри под водой. Упражнения 86 и 87 способствуют получению практических физических навыков и обучают мышлению.
88.Упражнение.
Переливание воды из ёмкости в ёмкость.
Дадим ребёнку несколько ёмкостей, чтобы он мог при купании переливать воду из одной в другую. Дети учатся переливать воду медленно и быстро, с небольшой высоты и наоборот и т. д. При этом открывается возможность изменять наклон ёмкостей, увязывать их пространственное положение, чтобы вода действительно перетекала из одной ёмкости в другую, а не протекала мимо и т.д. Ребёнок также получает практические навыки по физике и геометрии.
Выжимание губки или мочалки.
Продемонстрируем ребёнку, что при сжимании губки или мочалки из них вытекает вода.