Часть 18
После озера Рица мы отправились на Абхазское застолье в село Дурипш,
причем нам пообещали не только застолье, но и экскурсию по саду, виноградникам и винному погребу (спойлер – с погребом накололи).
Уже вернувшись домой я пролистала несколько отзывов об Абхазском застолье и очень порадовалась, что не сделала это ДО экскурсии – столько негатива изливалось из авторов. Да, я знаю, что негатив оплачивается лучше, чем позитив, но у меня к счастью есть работа, которая позволяет в свободное от нее время писать ИСКРЕННИЕ впечатления от моих поездок без оглядки на требования почтеннейшей публики.
Скажу откровенно – и без предварительного накручивания нам с мамой не слишком хотелось на это застолье ехать, потому что в рекламных целях сопровождающая Ольга с воодушевленным лицом сообщила о безлимитном алкоголе за столом (сама Ольга ни на застолье, ни на дегустациях к спиртному даже не прикасалась). Находиться целый вечер в компании людей, которые это воспримут как главный бонус вечера, совершенно не наш идеал времяпрепровождения. Да еще и заплатить за это «счастье» 1800 рублей с носа.
Но хитроумные организаторы составили план экскурсии так, что отказ от застолья был крайне напряжен для туристов – добираться самостоятельно на общественном транспорте (который в Абхазии только междугородний, представленный крохотными «газельками») до Сухума, а в самом Сухуме каким-то чудом заказывать такси до гостиницы при том, что примерно 10 секунд включённой мобильной связи мне обошлись в 450 рублей, было тоже весьма сомнительным удовольствием. Которое при самом идеальном раскладе (ну, если нас по дороге не ограбят подчистую и не выбросят в канаву) обошлось бы наверняка дороже, чем само застолье. Это был наш второй день в Абхазии и местный менталитет в сочетании с отношением к туристам мы уже прочувствовали.
Полковник Бишоп попытался протестовать.
— Вы принуждаете меня силой... — начал было он.
Капитан Блад любезно прервал его:
— Позвольте, я ни к чему не хочу вас принуждать. К чему насилие? Вам предоставляется совершенно свободный выбор между пером и веревкой. Этот вопрос можете решить только вы сами.
Рафаэль Сабатини «Одиссея капитана Блада»
В общем мы совершенно самостоятельно приняли решение ехать на застолье и, кстати, совершенно об этом не пожалели.
По дороге в Дурипш
мы проезжали мимо чайных плантаций.
Видите поля, густо заросшие папоротником?
Вот это они и есть. Вернее, были.
Чай в Россию попал еще при Алексее Михайловиче в качестве подарка от монгольского Алтын-хана, и обрел у нас невиданную популярность. Вот только вырастить его в суровых российских широтах было затруднительно.
Время шло, Россия прирастала южными территориями, но даже в Крыму не прижились чайные плантации. А вот климатические условия Абхазии оказались для чая просто идеальными, и в 1842 году здесь было высажены первые три гектара индийского чая. В советское время чайные плантации занимали уже 16 гектаров.
Ранней весной чай обязательно обрезали, чтобы получить те самые 2-3 верхних листочка, ради которых всё и затевается.
Но обрезка нужна была не только для того, чтобы появились новые ветки с молодыми листочками. Дело в том, что без этого индийский чай достаточно быстро превращается в трехметровой дерево, а китайский – в восемнадцатиметровое. Так вот, примерно с начала 90-х годов чайные кусты тут никто не обрезал. По легенде всё дело в утерянных с распадом СССР рынках сбыта. Ну, может быть и так.
Когда в нашу страну наконец-то стали поступать нормальные товары, а не те, которые изготавливались под девизом «другого всё равно нигде не купите», грузинский чай резко перестал пользоваться спросом. Его и до того-то не слишком жаловали, а тут дотации глубоко убыточным совхозам резко закончились, а началась самоокупаемость и самофинансирование.
Этот экономический коллапс наложился на природное абхазское трудолюбие. Дело в том, что для того, чтобы собрать всего один килограмм чая, сборщица должна была сделать 2,5−3 тысячи движений руками. Желающих столь интенсивно шевелиться в Абхазии практически не наблюдается. И не мудрено, что чайные плантации очень скоро покрылись практически строевым лесом.
Сейчас в Абхазии чай, конечно же, выращивается, но не в промышленных масштабах.
Просто время от времени какой-нибудь местный житель расчищает участочек для себя и делает свой маленький бизнес. Очень маленький. Я даже не уверена на 100% что тот абхазский чай, который мы купили в Бамборе, был реально абхазским.
Всё же туристов приезжает гораздо больше, чем работящие абхазы могут чего-то там вырастить.
Но это не относится к семье Кокоскерия из села Дурипш.
Примерно 20 лет назад два брата, Руслан и Осман Кокоскерия начали возить туристов по основным достопримечательностям Абхазии. Инфраструктура в те времена была даже не в упадке – упадок подразумевает что чему-то есть куда падать. Её не было в принципе.
Например, на пути к озеру Рица не было кафе, где можно было бы пообедать и перекусы устраивали из собственных запасов прямо на лужайках у реки.
Однажды, возвращаясь с очередной экскурсии, мне нужно было заехать на минутку домой. В этот момент я поймал себя на мысли, как это я сейчас зайду к себе домой, а туристы будут сидеть в машине у ворот? Не по-абхазски это. Я пригласил всех к нам. Мама тогда еще была жива. Она быстро накрыла на стол из того, что было. Мы перекусили, выпили по стаканчику вина, и гости были просто в восторге.
Руслан Кокоскерия
Абхазская традиция превратилась в бизнес-идею.
Так и родилось Абхазское застолье, суть которого состоит в том, чтобы принять как можно больше гостей и провести им экскурсию по своим владениям, показать абхазские сады, местный быт, рассказать о прошлом и настоящем республики, традициях и культуре, а также угостить их традиционными абхазскими блюдами и напитками.
Если не считать артистов, которые каждый вечер выходят на сцену, гостей обслуживают около 30 человек, которых Руслан набрал из числа соседей.
В курортный сезон они ежедневно, кроме понедельника, встречают от 300 до 600 человек. Да и зимой их бизнес не замирает. Кстати, Руслан является директором государственной Национальной туристической компании.
Руслан Кокоскерия встречает гостей в национальном абхазском костюме
и громко приветствует их на абхазском и русском языках.
ОЧЕНЬ громко. Гид Нана упомянула, что Руслан был военным, и это чувствуется.
На одной из локаций я стояла в первом ряду, и ощущения были крайне неприятные. Да, я понимаю, нужно чтобы услышала вся толпа, но мои уши тут причем? 😜 В дальнейшем я старалась держаться подальше, тем более что слышно, наверное, и на соседней улице было бы. Если бы соседи на Руслана не работали, не думаю, что ему дали бы спокойно вести свой бизнес.
Наша экскурсия началась с открытого помещения, где готовятся блюда для застолья.
Главным блюдом является абыста,
кукурузная мамалыга, а основная приправа к ней акуд, то есть паста из фасоли со специями. Но, разумеется, без огромного мангала с шашлыком не обходится ни одна кавказская кухня.
Потом мы перешли ко входу в огромный сад,
и там Руслан нам рассказал о праве наследования родовых наделов у абхазов.
Рождаемся, живем и умираем на своей родовой земле. Даже если бы и хотелось, вряд ли удастся продать участок земли с кладбищем в качестве довеска. Поэтому в семье, по традиции, самый младший, а иногда просто самый способный к сельской жизни остается жить в фамильном доме и обрабатывать эту благодатную землю.
Руслан Кокоскерия.
Кроме того, Руслан рассказал о том, что абхазы, в основном, предпочитают выращивать и употреблять в пищу кукурузу. Вот в этом помещении хранятся кукурузные початки, пока их не обработают.
Еще у семьи Кокоскерия имеется свой виноградник и винный погреб, который нам не показали. Вероятно, по времени мы не укладывались уже. Все вина, которые подаются на застолье, изготавливаются здесь же. Руслан рассказал, что в Абхазии виноградники высаживают не только привычным нам способом, но и выращивают виноград в условиях, приближенных к природным – лозы пускают обвивать деревья.
Хотя других деревьев, обвитых виноградными лозами, кроме вот этого, мы не увидели.
Также Руслан рассказал о своем саде, в котором растет хурма,
фейхоа
и большая плантация киви.
Поскольку мы в Абхазии были в мае, фруктов еще не было, зато я полюбовалась цветущими экзотическими деревьями (и лианами).
Вы видали,
Как цветет хурма…
(Надеюсь, эти строки вы пропели)
Но и на этом наша экскурсия по усадьбе не закончилась. Когда мы вышли из сада, Руслан нас ждал на площадке перед залом для приема гостей и там он продолжил свой рассказ.
Эта земля – вся наша жизнь. Потому что, друзья, слава Всевышнему, здесь не было, нет и, Господь поможет, никогда не будет никаких заводов и фабрик. Живем мы здесь этой землей, нас все устраивает. Огороды, сады, виноградники, крупный и мелкий рогатый скот, молоко, молокопродукты, куры, утки, индюшки, яйца – все, что необходимо для жизни. Так было, так есть, так, надеюсь, воля Всевышнего, еще долгие века будет.
Руслан Кокоскерия
Я даже не сомневаюсь, что Господь им и без заводов и фабрик всё даст и поможет, куда же мы денемся.
В этот момент я почувствовала огромную гордость за то, что я гражданка России, которая и является тем самым Господом Богом для абхазов.
Также Руслан показал, где именно по абхазской традиции похоронены члены рода Кокоскерия. Разумеется, не во дворе, а в специально отведенной для этого части сада, на расстоянии 50 метров от основного строения.
После такого экскурса в абхазские обычаи мы наконец-то направились к большому помещению, в котором уже были накрыты столы.
Продолжение следует...