1) Геопатогенная зона в центре города. Места силы в настоящем и прошлом. Эта зона располагается вдоль центральной части улицы Советской, но не ограничивается самой улицей и распространяется за её пределы с двух сторон, особенно на пересечении Советской с улицей Ирининской, от Пионерского сада до реки Сож и грузового порта и далее вплоть до улицы Ландышева.
Отдельный участок отрицательного «места силы» находится возле Белорусского государственного университета транспорта, где в прилегающем к учебным зданиям скверике постоянно гнездуются вороны. Эти птицы собираются стаями только в энергетически неблагополучных местах.
2) Цмокова Гора. Среди исторических топонимов Гомеля есть название Троицкая Гора. Оно было связано с высоким местом на углу нынешних улиц Крестьянской и Советской. Троицкая Гора локализовалась на участке от ресторана «Бацькі» до здания горисполкома.
Определение Троицкая связано с Троицкой церковью, сооружавшейся в указанном месте с 1826 по 1833 год. Троицкая церковь стояла на месте одной из центральных гостиниц современного Гомеля, известной под названием «Сож».
Задолго до описываемых событий, в XVI–XVIII веках, возвышенность, ставшая Троицкой Горой только после 1833 года, имела другое название – Цмокова Гора.
3) Из рода Волка. Первым и самым именитым боярином Гомеля в середине XVI века, как следует из «Реестра ревизии господарской Гомейской (то есть Гомельской) волости», датированного 1560 годом, был Левон Григорович Волк.
Боярин Левон Григорович имел родовое прозвание Волк, являвшееся в истоках древним тотемным знаком, который указывал на принадлежность его носителя к роду Волка.
Культовым центром Волка как тотемного предка вблизи Гомеля было село Волковичи. Сейчас его нет. Но оно указывалось в «Реестре ревизии господарской Гомейской волости 1560 года». В 1776 году «старинная деревня Волковичи» отмечалась как владение фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского. В 1560 году владельцем Волковичей являлся Левон Григорович Волк.
4) Волосовы люди. В середине XV века в окрестностях Гомеля существовало село Волосовичи, название которого через сто лет в «Реестре ревизии господарской Гомейской волости» 1560 года упоминалось уже в форме Волосковичи.
В 1681 году гомельскому замку принадлежали пахотные поля в урочище Волосково. Скорее всего, данное урочище сохраняло в несколько изменённом виде название прежнего села, исчезнувшего примерно к середине XVII века.
Изначальное село Волосовичи находилось на возвышенном месте (на «острове»), которое не затоплялось водой во время половодья, примерно на территории современной гомельской улицы имени К. Т. Мазурова, то есть рядом с селом Волотова. Здесь жили «волосовы люди».
5) Князь Лиса Патрикеевна. На наш взгляд, конкретным историческим лицом, обусловившим формирование зоонимической формулы Лиса Патрикеевна, а на её основе и фразеологического оборота лиса Патрикеевна, был князь Патрикий Наримантович, сын Нариманта Гедиминовича, внук Гедимина, фактического создателя Великого княжества Литовского, племянник великого князя литовского Ольгерда.
Патрикий Наримантович был владельцем Гомеля примерно с 1393 года.
6) Историческая Волотова. Самым загадочным местом на территории Гомеля является район Волотовы, бывшей деревни, находящейся в черте Гомеля с 1974 года.
Все волотовские загадки и тайны связаны прежде всего с её историческим центром – территорией вокруг возрождённой Николаевской церкви.
Известны рассказы о великанах (волотах, богатырях), являвшихся некоторым жителям гомельского села Волотова в середине XIX века. Такие предания отыскиваются в материалах известного собирателя и исследователя древностей, уроженца Новой Белицы Евдокима Романовича Романова (1855–1922).
Обратим внимание на то, что название населённого пункта Волотова, находящегося ныне в черте Гомеля, имеет производящую основу Волот-, соотносящуюся со словом волот – «великан, гигант, богатырь». В древности на месте нынешней Волотовы находился религиозный (языческий) центр. Он располагался на волотовской горе на берегу нынешнего старого русла реки Сож.
Из книги © А. Ф. Рогалев. Неизвестный Гомель. – Гомель: Велагор, 2023. – 220 с.