Здравствуйте Уважаемые читатели! Так сложилось, что с запада через агентуру нам навязывается мнение о технологической и научной отсталости СССР в предвоенные и военные годы, что является откровенной ложью. Причем я замечу, именно советским конструкторам и инженерам в первую половину войны приходилось выкручиваться, имея дефицит буквально во всем, и они выполнили возложенную на них задачу. Да, не все было гладко, а как иначе? А одним из венцов советского авиастроения стал самолёт Ла-5ФН, модернизированная версия Ла-5, созданная под руководством авиаконструктора Лавочкина Семена Алексеевича. Буква Н обозначала непосредственный впрыск топлива в цилиндры, а Ф - форсажный режим. У самолета по большей части фюзеляж делался из древесины, точнее дельта-древесины, прочность у нее была как у металла, а вот вес значительно больше, но затем в последствии модернизации ФН деревянные элементы меняли на металлические, что облегчало конструкцию и позволяло увеличить, к примеру, объем топливных баков.
Курская битва стала, по сути, дебютом для этого самолёта, к которой немцы приготовили свою разработку ФВ-190. Он в боях был ещё под Ржевом летом 1942, но первое массовое применение это Курск. Вооружение было у немца мощней: 4 пушки и два пулемета. У ЛА-5ФН две пушки, а скорость 635 км/ч, чуть выше, чем у немца. Как итог, в последствие советская машина досталась врагу трофеем. И, конечно, враг провел испытания советской машины. Испытателем стал немецкий летчик Лерхс. Так, немец заметил, что в наборе высоты и на виражах машина до высоты в 3000 метров не уступает немецким аналогам, в частности, Ме109 и ВФ-190. При этом скорость несколько ниже. В конце объясню почему. Что касается маневренности машины:
Эффективность элеронов - выдающаяся. На скорости 450 км/ч полный оборот выполняется менее, чем за четыре секунды. На скорости 600 км/ч усилия на элеронах становятся чрезмерными, но можно прибегнуть к помощи быстрых воздействии рулем направления.
Не понравилось немцам ручное управление радиаторами, жалюзи и триммерами, при этом отмечено, что летчик сидит удобно, обзор хороший, правда, при посадке и взлете его несколько ограничивает двигатель машины. Заключение было следующее:
Ввиду достоинств своего двигателя Ла-5ФН лучше приспособлен для боя на малых высотах. Его максимальная скорость у земли лишь незначительно меньше чем у FW-190A-8 и Me-109 на форсаже. Разгонные характеристики сопоставимы. Ла-5ФН уступает Me-109 с MW-50 по скорости и скороподъемности на всех высотах...
Русский истребитель превосходит по скороподъемности FW-190A-8 вплоть до высоты 3000 м....
"Лавочкин" обладает лучшей скороподъемностью на больших углах тангажа, поэтому не отстает. Ни в коем случае не терять скорость и избегать длительного маневренного боя.
Что касается отчёта, показатели машины занижены. Например, утверждается, что вираж на высоте в километр машина делала за 25 секунд, а по факту за 19, возможно это связано с износом истребителя, так как в отчёте есть информация о шлейфе дыма из выхлопной системы машины, что может свидетельствовать о хорошем пробеге двигателя. Тем не менее, враг машину оценил и последняя фраза говорит о многом. Тем более справедливости ради стоит отметить, что Ла-5ФН реально в бою превосходил "фоккер" практически во всем, да и наши лётчики отмечали, что бои с Ме-109 куда сложней. А у меня на этом все. Спасибо за внимание. До свидания!