Создание подобного списка всегда вызывает неподдельное удовольствие, ведь существует безграничное множество материала для анализа и углубленного исследования. Он напоминает нам о великолепных альбомах, которые могли затеряться в нашей памяти, или о группах, которые мы забыли за долгие годы. Выбор десяти композиций из целого десятилетия музыки, чтобы представить лучшие открывающие треки на различных альбомах, — это задача, требующая не только внимательного прослушивания, но и полного погружения в музыкальный контекст. Разумеется, некоторые песни обязательно должны были бы попасть в этот список, но, к сожалению, ограничения по количеству не позволили включить всё.
Девяностые годы стали одним из самых ярких и динамичных периодов в истории рок-музыки. Эра началась с гранж-движения, но параллельно происходили захватывающие изменения в прогрессивном роке, где классические мотивы 60-х и 70-х годов переплетались с энергией хардкор-метала, создавая уникальные музыкальные сочетания. Кроме того, мы наблюдали возрождение звука 70-х с такими группами, как The Black Crowes, вносящими свежий дух в старые стили. Одновременно с этим, признанные рок-коллективы 60-х, 70-х и 80-х продолжали выпускать новые альбомы, добавляя ещё больше разнообразия в музыкальный ландшафт.
Таким образом, 90-е превратились в настоящую музыкальную мозаику, где каждый слушатель мог найти что-то, отвечающее его вкусу. Это десятилетие не только обогатило музыкальную сцену новыми жанрами и направлениями, но и оставило неизгладимый след в летописи рок-музыки, подтвердив её непрерывное развитие и способность к самовозрождению.
Оглавление сегодняшнего рейтинга:
Soundgarden – Rusty Cage | Badmotorfinger (1991)
Maria McKee – I’m Gonna Soothe You | You Gotta Sin to Get Saved (1993)
Sammy Hagar – Mas Tequila | Red Voodoo (1999)
Guns N’ Roses – Right Next Door To Hell | Use Your Illusion I (1991)
The Black Crowes – Twice As Hard | Shake Your Money Maker (1990)
Alice In Chains – Them Bones | Dirt (1992)
AC/DC – Thunderstruck | The Razors Edge (1990)
Van Halen – Poundcake | For Unlawful Carnal Knowledge (1991)
Metallica – Enter Sandman | The Black Album (1991)
Nirvana – Smells Like Teen Spirit | Nevermind (1991)
Soundgarden – Rusty Cage | Badmotorfinger (1991)
Открывает знаковый альбом Soundgarden 1991 года Badmotorfinger с такой резкой интенсивностью, что задает тон для прорывного момента группы в движении гранж. Записанный в студии A&M в Лос-Анджелесе с марта по апрель 1991 года и продюсированный Терри Дейтем вместе с группой, трек воплощает сырую, неотрегулированную энергию начала 90-х. Пламенные вокалы Криса Корнелла, зубодробительные гитарные риффы Кима Тайила, гремящий бас Бена Шепарда и грозное барабанное сопровождение Мэтта Кэмерона сливаются в звуковую атаку, которая привлекает внимание с первых аккордов.
"Rusty Cage" начинается с бурлящего гитарного риффа, который кажется, что разрывает динамики, мгновенно захватывая слушателя. Лирика песни отражает чувство мятежа и заключения, что идеально выражается в припеве: «Я сломаю свою ржавую клетку и побегу». Вокальное исполнение Корнелла переполнено срочностью и отчаянием, олицетворяя темы побега и вызова. Трек переходит от неумолимого темпа к гипнотическому, медленному ритму в бридже, демонстрируя умение Soundgarden неожиданно изменять динамику. Интенсивность и сложная структура песни выделили её, заслужив признание критиков и утвердив Soundgarden как ключевого игрока на гранжевой сцене. Хотя каждый раз, когда я упоминаю Soundgarden в контексте гранжа, меня немного передергивает, так как, в конце концов, мне кажется, что Soundgarden больше напоминали Led Zeppelin, чем Nirvana.
После выхода "Rusty Cage" добилась коммерческого успеха, заняв 41-е место в чарте Billboard Mainstream Rock и став одной из визитных карточек Soundgarden. Сопровождающее музыкальное видео, снятое Эриком Циммерманом, представляет собой сюрреалистические, дистопийные образы, которые подчеркивают агрессивный и тревожный настрой песни. За эти годы "Rusty Cage" была перепета несколькими артистами, особенно Джонни Кэшем в его альбоме 1996 года Unchained. Мучительная, обнаженная версия Кэша переосмысляет песню в контексте аутлоун-кантри, доказывая её универсальность и влияние за пределами рок-жанра. "Rusty Cage" остается определяющим открывающим треком не только для Badmotorfinger, но и как заявление о месте Soundgarden в рок-истории.
Maria McKee – I’m Gonna Soothe You | You Gotta Sin to Get Saved (1993)
Мы представляем резкую смену музыкального стиля по сравнению с предыдущей песней, с более утонченным и завораживающим треком «I’m Gonna Soothe You». Это открывающая композиция альбома Марии Маки 1993 года You Gotta Sin to Get Saved. Записанная в Ocean Way Recording в Голливуде, Калифорния, песня была спродюсирована Джорджем Дракулиасом, известным своей работой с такими артистами, как The Black Crowes и Том Петти. Маки, которая стала известной как солистка группы Lone Justice, собрала звездный состав музыкантов, включая Бенмонта Тенча из Heartbreakers на клавишных и Майка Кэмпбелла на гитаре, добавив неоспоримый штрих подлинности рок-н-ролла.
Сам трек представляет собой смесь блюза, кантри и рока, с мощным вокалом Маки, который ведет завораживающее повествование песни. Лирика представляет собой смелое и откровенное обещание утешения и поддержки: «Я тебя успокою, о, я тебя потеряю / Буду успокаивать тебя». Исполнение Маки одновременно нежное и уверенное, передающее чувство тоски и уверенности, пронизывающее весь трек. Аранжировка сочетает расслабленный ритм с богатым звучанием гитар и органа Хаммонда, создавая теплое, окутывающее звучание, которое идеально подчеркивает вокальное мастерство Маки.
Sammy Hagar – Mas Tequila | Red Voodoo (1999)
Открывающая альбом Сэмми Хагара 1999 года Red Voodoo, представляет собой откровенное торжество рок-н-ролльного образа жизни, гармонично соединяя заразительную энергию с фирменным духом вечеринок Хагара. Записанная в 1998 году в студии Хагара Red Rocker Studios в Милл-Вэлли, Калифорния, песня была спродюсирована самим Хагаром и его давним партнером Джесси Хармсом. Этот динамичный трек отражает конец 90-х в сольной карьере Хагара после его работы с Van Halen, продолжая исследовать темы веселья, ухода от реальности и праздности под влиянием текилы.
Музыкально «Mas Tequila» опирается на рифф, который заимствует элементы из «Rock and Roll Part 2» Гэри Глиттера, придавая песне узнаваемое, но обновленное звучание. В записи участвовали Хагар на вокале и гитаре, Виктор Джонсон на ведущей гитаре, Мона Гнадер на басу и Дэвид Лаузер на барабанах, а Джесси Хармс добавил клавишные партии. Химия между участниками группы ощутима, создавая плотный и ритмичный грув, который идеально дополняет непринужденное и бурное исполнение Хагара. Лирически песня является простой одой веселью, с повторяющимся криком Хагара «Mas tequila!» как гимном свободы, что прекрасно отражает атмосферу беззаботной вечеринки.
«Mas Tequila» стала одной из самых заметных работ Хагара конца 90-х, получив значительное радиоэфирное время и став неотъемлемой частью его живых выступлений. Музыкальное видео, снятое в кабо-вабо-кантине Хагара в Мексике, передает дикий и праздничный дух песни, включая пляжные сцены, выстрелы текилы и танцы толпы под захватывающий ритм. Образ бесконечного солнца, серфинга и праздников стал неотъемлемой частью имиджа Хагара, укрепив его статус как главного фронтмена рок-вечеринок.
Guns N’ Roses – Right Next Door To Hell | Use Your Illusion I (1991)
Яркое открытие альбома Use Your Illusion I (1991), задающее тон амбициозному двойному релизу Guns N’ Roses и знаменующее их смелое вхождение в рок-сцену 1990-х. Записанный с января по август 1990 года на студиях A&M, Record Plant, Studio 56 и Image Recording в Лос-Анджелесе под руководством группы и их постоянного продюсера Майка Клианка, этот трек выделяется своей энергией и мощным характером. С агрессивными гитарными риффами, неумолимым ритмом и язвительным вокалом Эксла Роуза, «Right Next Door to Hell» воплощает в себе всю сырую энергию и хаотический дух группы на пике её мощи.
Музыкально композиция опирается на взрывные гитарные партии Слэша, мощный бас Дэффа Макагана и гремящие барабаны Мэтта Сорума, которые вместе создают плотную звуковую стену, идеально дополняющую пронизывающие тексты Роуза. Песня была написана Роузом, ритм-гитаристом Иззи Страдлином и Тимом Калтиа, и отражает личные переживания Роуза в связи с судебным иском от соседа — конфликт, ставший основой для её агрессивного настроения. Лирика, вроде «Я возьму отпуск, отдохну и встречу тебя в следующий раз / В следующий раз я буду прямо рядом с адом», передает катарсис гнева и вызова, исполненный с той самой яростью, которую фанаты привыкли ожидать от группы. Use Your Illusion I дебютировал на втором месте в чарте Billboard 200 и завоевал многоплатиновый статус по всему миру.
The Black Crowes – Twice As Hard | Shake Your Money Maker (1990)
Начало 90-х стало временем кардинальных изменений в рок-музыке, и ни одна композиция не отражала суть возрождения южного рока так ярко, как «Twice As Hard» группы The Black Crowes. Открывая их дебютный альбом Shake Your Money Maker в 1990 году, этот трек возник в эпоху, когда рок находился под влиянием гранжа и глэм-рока, но всё же сумел выковать собственную уникальную идентичность. Записанная на студиях Soundscape в Атланте и Chapel Studio в Лос-Анджелесе под мастерским руководством Джорджа Дракулиаса, песня стала знаковым событием, ознаменовав появление группы, которая искусно соединяет грубый блюз с аттитюдным шармом, напоминающим золотую эру рока.
«Twice As Hard» представляет собой мощное сочетание грязных, насыщенных грувом гитарных риффов Рича Робинсона и душевных, блюзовых вокалов Криса Робинсона, которые отдают дань рок-легендам, оставаясь при этом свежими и современными. Состав группы в тот период — Рич Робинсон (ритм-гитара), Крис Робинсон (вокал), Джефф Сис (соло-гитара), Джонни Колт (бас) и Стив Горман (ударные) — создаёт основу, которая одновременно напряжённая и энергичная. Лирика песни затрагивает боль от неудачной любви, строки вроде «Вдвойне труднее продолжать / Но я вдвойне сильнее, чтобы двигаться дальше» отражают стойкость перед разбитым сердцем, переданную с той сырой эмоцией, которая стала отличительной чертой звучания группы.
С выходом альбома Shake Your Money Maker The Black Crowes оказались в центре внимания, а «Twice As Hard» получила значительное радиоэфирное время и способствовала достижению многоплатинового статуса альбома. Трек поднялся на 11-е место в чартах Billboard Mainstream Rock Tracks.
Alice In Chains – Them Bones | Dirt (1992)
Динамичное открытие альбома Dirt группы Alice In Chains 1992 года, трек, который олицетворяет суровую суть гранжа и расширяет границы хеви-метала. Записанная на студиях Eldorado Recording в Бурбанке, Калифорния, и London Bridge Studio в Сиэтле, композиция была спродюсирована Дэйвом Джерденом, известным своей работой с Jane’s Addiction. В этот период в составе группы были Лейн Стейли (вокал), Джерри Кантрелл (гитара и бэк-вокал), Майк Старр (бас-гитара) и Шон Кинни (ударные). Этот трек стал одной из самых знаковых работ Alice In Chains начала 90-х.
Музыка «Them Bones» основана на характерных низкотюненных риффах Кантрелла, придающих песне её особую и тревожную атмосферу. Композиция включает необычные размеры тактов, создавая резкий и захватывающий опыт прослушивания. Лирика Стейли пронизана сыростью и глубиной, погружаясь в экзистенциальные размышления, начинаясь с поразительной строки: «Я верю, что эти кости — это я», задавая тон песне, которая исследует неизбежность смерти и связанную с ней тревогу. Краткость трека, длительностью чуть менее трёх минут, усиливает его напряжённость, не позволяя слушателям отдохнуть, пока песня стремительно движется к своему внезапному финалу.
«Them Bones» оказалась успешной как в критическом, так и в коммерческом плане, получив значительную ротацию на рок-радиостанциях и способствуя многоплатиновому статусу Dirt. Трек стал неотъемлемой частью живых выступлений группы, демонстрируя их способность объединять завораживающие мелодии с мощным тяжёлым звучанием.
AC/DC – Thunderstruck | The Razors Edge (1990)
Яркий стартовый трек альбома AC/DC 1990 года The Razors Edge, мгновенно захватывает слушателя своим фирменным гитарным риффом, сыгранным Ангоусом Янгом с использованием техники тэппинга. Записанная в период с января по март 1990 года на студии Windmill Lane в Дублине, Ирландия, композиция была создана под руководством Брюса Фэйрбейрна, известного по сотрудничеству с Bon Jovi и Aerosmith. В записи приняли участие Брайан Джонсон (вокал), Ангус и Малькольм Янг (гитары), Клифф Уильямс (бас) и Крис Слэйд (ударные). «Thunderstruck» превратилась в гимн, перешагнувший временные рамки и ставший ключевым элементом рок-списков воспроизведения и спортивных мероприятий по всему миру.
Мощная энергетика трека поддерживается виртуозной игрой на гитаре Ангуса Янга, которую усиливает ритмичная гитара Малькольма Янга, создавая плотную звуковую стену, подчёркивающую выразительную вокальную манеру Джонсона. С лирической точки зрения, «Thunderstruck» рассказывает о захватывающем путешествии, передавая дух рок-н-ролла в таких строках, как «Меня застало на середине железнодорожного пути». Повторяющийся и гимноподобный припев с рефреном «Thunder» сразу же вовлекает аудиторию, создавая эффект вовлечения в формат «вопрос-ответ» на концертах.
Заняв высокие позиции в чартах разных стран, включая пятое место в Billboard Mainstream Rock Tracks, «Thunderstruck» сыграла важную роль в коммерческом триумфе альбома The Razors Edge, который был отмечен многоплатиновыми наградами. Песня была исполнена множеством артистов самых разных жанров, от хорватского дуэта виолончелистов 2Cellos до кантри-рок-группы Steve 'n' Seagulls, что свидетельствует о её универсальной привлекательности. Видеоклип, снятый в Brixton Academy в Лондоне, ярко передаёт необузданную энергию живых выступлений AC/DC, делая его ещё более значимым в культурном контексте.
Van Halen – Poundcake | For Unlawful Carnal Knowledge (1991)
Композиция «Poundcake» становится ярким началом альбома Van Halen For Unlawful Carnal Knowledge 1991 года, соединяя в себе брутальную силу хард-рока и фирменный драйв вокала Сэмми Хагара. Записанный в легендарной студии 5150 в Студио-Сити, Калифорния, этот альбом был спродюсирован в тандеме с Энди Джонсом и Тедом Темплманом, а также самими музыкантами группы: виртуозом гитары Эдди Ван Халеном, мастером ритма Алексом Ван Халеном, басистом Майклом Энтони и фронтменом Сэмми Хагаром. «Poundcake» воплотила в себе неутомимую энергию и творческий огонь Van Halen, несмотря на динамично меняющийся ландшафт рок-музыки в начале 90-х.
Песня начинается с оригинального и уже культового звука: Эдди Ван Хален запускает дрель по струнам своей гитары, создавая механический гул, который задаёт настроение всей композиции. Эта находка — настоящий символ новаторства Эдди, вечно стремящегося к расширению границ рок-звучания. Мощный ритмический рисунок, усиленный тяжёлыми ударами барабанов Алекса и ровным басом Энтони, придаёт треку невероятный заряд энергии, а хрипловатый вокал Хагара прославляет простые радости жизни, как в строчке: «В ней должна быть душа, иначе не почувствуешь». Энергия песни и запоминающийся припев превращают её в подлинный гимн.
«Poundcake» завоевала популярность в эфирах, взлетев на вершину чарта Billboard Album Rock Tracks и став одной из знаковых композиций альбома For Unlawful Carnal Knowledge, который занял первое место в Billboard 200 и получил премию «Грэмми» за лучшее хард-рок исполнение.
Metallica – Enter Sandman | The Black Album (1991)
Открывает знаковый альбом Metallica 1991 года, известный как The Black Album, с мрачного, тяжеловесного риффа, который сразу же обозначил радикальное изменение звучания группы. Записанный в студии One on One Recording Studios в Лос-Анджелесе в период с октября 1990 по июнь 1991 года, трек был создан под руководством Боба Рока, Джеймса Хэтфилда и Ларса Ульриха. В записи приняли участие Хэтфилд (вокал и ритм-гитара), Кирк Хэмметт (соло-гитара), Джейсон Ньюстед (бас-гитара) и Ульрих (ударные). «Enter Sandman» знаменовал собой значительный отход от трэш-металлических истоков Metallica, обратившись к более доступному хеви-металическому звучанию, которое стало доминировать на рок-сцене и в эфире MTV на протяжении 90-х годов.
Композиция основана на мрачном риффе, придуманном Хэмметтом, который задает мрачную атмосферу рассказу Хэтфилда, черпающему вдохновение в детских страхах и пугающем образе песочного человека. Тексты песни вызывают первобытный страх перед неизвестным, скрытым во тьме, когда Хэтфилд поёт: «Спи, не смыкая глаз / Крепко сжимая подушку». Тревожное настроение усиливается благодаря динамике трека, где напряжение нарастает в куплетах, чтобы в припеве взорваться гимном: «Прощай, свет / Здравствуй, ночь». Эта песня захватывает воображение своими тёмными образами и неустанной энергией, идеально отражая трансформацию группы в тот период.
В коммерческом отношении «Enter Sandman» оказался невероятно успешным, достигнув 16-го места в чарте Billboard Hot 100 и способствуя тому, что The Black Album стал одним из самых продаваемых альбомов в истории. Зловещий видеоклип, снятый Уэйном Айшемом, передал мрачную сюжетную линию песни через тревожные сцены сна, что ещё больше укрепило её позиции в культурном сознании. За прошедшие годы «Enter Sandman» была интерпретирована многими артистами, такими как Motörhead, Пэт Бун и Apocalyptica, каждый из которых добавил в эту культовую композицию что-то своё, отдавая дань её непреходящей мощи. Присутствие песни в поп-культуре — от спортивных арен до саундтреков кинофильмов — утвердило её статус как одного из ключевых рок-хитов 90-х годов.
Nirvana – Smells Like Teen Spirit | Nevermind (1991)
Ворвался в 90-е как манифест разочарованного поколения, став ярким стартом для культового альбома Nevermind группы Nirvana. Записанный в мае 1991 года на студии Sound City в Ван-Найсе, Калифорния, под чутким руководством продюсера Бутча Вига, трек представил миру Курта Кобейна как талантливого вокалиста и гитариста, Криса Новоселича на бас-гитаре и Дэйва Грола за ударной установкой. Влияние этой композиции на музыкальную индустрию сложно переоценить: она не только возвела Nirvana на вершину мировой славы, но и знаменовала собой начало эпохи гранжа, разрушив господство глэм-метала и полностью трансформировав рок-сцену.
Кобейн признавался, что «Smells Like Teen Spirit» — это его попытка написать «идеальную поп-песню», вдохновлённую динамикой «тихо-громко» группы Pixies и превратившуюся в мощный гимн сопротивления. Лирика песни, загадочное сплетение юношеского нигилизма и иронии, озвучена хриплым, страстным голосом Кобейна, делая такие строки, как «Here we are now, entertain us» («Вот и мы, развлекай нас»), созвучными целому поколению, уставшему от шаблонов мейнстрима. Музыкально трек начинается с легендарного четырёхаккордного риффа Кобейна, простого, но невероятно запоминающегося хука, который моментально захватывает слушателя. Мощные ударные Грола и плотный бас Новоселича создают звуковую волну, которая одновременно сумбурна и очищающа.
«Smells Like Teen Spirit» быстро превратился в знаковую песню Nirvana, заняв шестое место в Billboard Hot 100 и захватив радиостанции по всему миру. Сопровождающее видео, снятое Сэмюэлем Байером, показало неуправляемый школьный митинг с разъярёнными чирлидершами и анархистскими студентами — визуальный манифест духа песни. Культурное значение этого трека невозможно переоценить: его исполняли музыканты самых разных жанров, от Тори Эймос и Патти Смит до Пола Анки, каждый из которых по-своему интерпретировал сырую энергию песни. Как вступительная композиция Nevermind, «Smells Like Teen Spirit» не просто задал тон альбому, но и стал символом целого музыкального направления, за пять минут определив звук 90-х годов.
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и, главное, оставляйте в комментариях свои любимые песни групп 90-х годов. На основании ваших пожеланий мы составляем народные рейтинги! Да пребудет с нами музыка!
Кстати на канале есть еще интересные материалы:
— Лучшие песни Nirvana: 20 основных треков, полных подросткового духа
— 40 отличных песен AC/DC
— 10 лучших песен Metallica