«Доска Дионисия» хороша.
Книга с историей – написана была в 1976, что называется «в стол» и напечатана совсем недавно, от того так хорошо законсервировались в ней советские реалии и атмосфера.
В романе несколько сюжетных линий: детективная, в которой кандидат искусствоведения Анна ищет икону Дионисия, производственная, в которой злоумышленники в составе преступной группировки готовятся и осуществляют рейд за иконами и историческая с экскурсом в революционные годы и даже глубже в пятнадцатый век – во времена написания картины.
Интересно, что хотя в годы написания книги развал союза был еще не очевиден, Алексей Смирнов фон Раух создает удивительное ощущение временности и зыбкости советской власти на фоне основательности православия и вечности искусства.
Несомненно, самый одиозный и колоритный персонаж книги – беглый монах Ермолай. Именно он, убивец и серийный поджигатель, становится хранителем старых традиций и именно благодаря ему автор избегает слишком простой дихотомии «плохие красные и хорошие белые», потому что хозяева Ермолая, не белое и пушистое дворянство, но такие же беспощадные и жестокие игроки человеческими жизнями, как и комиссары.
Увлекательный сюжет, написан с явным знанием дела, так как Смирнов провел несколько десятилетий, занимаясь восстановлением и росписью православных храмов и явно немало всего повидал и услышал.
Интересно, рекомендую!
И несколько интересных цитаты напоследок:
Иконам Ермолай не верил, на иконах у Бога лицо было скучное, вялое, елейное. Нет, у Бога не могло быть такого лица. Он, создатель мироздания, должен был создавать его в радости, а создав и землю и воду, и твердь и плоть, он впал в гнев, видя, во что превратили люди им созданное. Поэтому, считал Ермолай, у Бога лицо должно быть радостное и гневное одновременно, ибо Бог есть и создатель, и разрушитель.
Многие придумывают Бога по своему подобию и носят его всю жизнь, как мешок с камнями за спиной.
Чудаки — это люди, делающие все по-своему и имеющие обо всем свои собственные представления. Вообще чудаки — это, в своем большинстве, люди одинокие и инициативные.