После острой общественной реакции на первый сиквел этой франшизы я долго собирался с духом вернуться к ней. Но в январе решил – время пришло! Пересмотрел первый сезон и посмотрел оставшиеся два. И сейчас попробую ответить на разные вопросы: действительно ли так плох второй сезон? Стало ли всё лучше в третьем? И почему первый так сильно выбивается вперёд по оценке? Я не знаю, получится ли из этого классический обзор, но поехали.
Отправной точкой становится то, что Иватани Наофуми и ещё три человека были магически призваны в другой мир. Задача, как обычно, понятная – защитить всех от надвигающейся глобальной угрозы. У каждого из четырёх героев есть своя специализация: меч, копьё, лук и щит. И нашему протагонисту достался именно щит. Казалось бы, ну и что? Однако вместо положенного уважения Наофуми получил не только пренебрежительное отношение к себе, но и был обманут и оклеветан. Пришлось герою выменять веру в людей на жгучую злость. А это означает, что он не будет опускать руки и ещё покажет всем, какую ошибку они совершили.
Начнём с того, чем же так хорош первый сезон. На мой взгляд, он успешно попал в число тех сериалов, которые выбивались из стандартной формулы и привлекали внимание своей мрачностью – но без таких экстремальных решений, как в том же «Ре:Зеро». Обиженный и обозлённый протагонист, которому действительно нужно пробиваться вверх с самого дна. Да ещё и приходится в том или ином виде защищать тот мир, который его так жестоко отверг. Плюс сопровождающая его Рафталия, сама жертва прогнившего общества.
С этого всё закручивается, а потом сложность ситуации начинает нарастать: оказывается, что на одной ненависти далеко не уедешь. Не говоря уже о финале сезона, который открывает совершенно новые грани истории, превращая сюжет из "спаси мир от монстров" в нечто большее. Даже смотря эту часть по второму кругу, я всё ещё был впечатлён масштабностью задумки и детальностью вселенной.
Ещё одним удивительным аспектом является сам Наофуми. Сначала его жалеешь и с пониманием относишься к его вынужденной черствости. Но потом как зритель начинаешь отпускать ситуацию быстрее, чем персонаж – и возникает диссонанс. И вот уже герой порой не герой, но в другие моменты всё-таки герой... эти качели вопреки логике делают его более интересным.
С остальными персонажами ситуация менее однозначная. Некоторые из них любопытные, какие-то просто милые или душевные, но другие только вызывают негатив. И даже если так и было задумано, эти чувства накапливаются, пока действующие лица раз за разом возникают на экране.
Но, в целом, фундамент сильный. И его в первом сезоне поддерживает хороший продакшен. Я сразу скажу, что все три анимировала одна студия – Kinema Citrus. В первой части визуал радует глаз и даже сейчас, пять лет спустя, продолжает выглядеть конкурентоспособно. Вкупе с приличной режиссурой жаловаться, в целом, не на что.
Так что же пошло не так в дальнейшем? На самом деле, когда я посмотрел второй сезон, он оказался не настолько уж плох. Главная важная потеря – это потеря характера. Наофуми начал становиться более обычным и обтекаемым. С одной стороны, здесь играет роль привыкание: его поведение для зрителя уже обыденно. С другой, он всё больше и больше оттаивает к окружающим, что неизбежно – иначе ему не удалось бы нормально функционировать, он бы схлопнулся. Но, так или иначе, его свежесть иссякает, и бремя развлекательности ложится на сеттинг и сюжет.
А с этими аспектами тоже не всё так просто. Мне понравилось, что вторая половина второго сезона больше раскрывает обретшую форму в конце приквела идею. А ещё, наконец, губами одной из новых героинь озвучивает связанную с этим фактором идею (простите, что не могу дать конкретики). Все эти заигрывания с тем, что стороны не делятся на плохих и хороших — люблю такое. Правда, почему-то антагонисту сезона этих заигрываний практически не досталось.
Вот первой половиной второго сезона я доволен меньше. Да, там была представлена хорошая дилемма, разрешившаяся, правда, единственным возможным реалистичным способом. Но общая художественная ценность арки остаётся сомнительной, она, по большей части, служит подводкой ко вторым шести эпизодам. Там ещё между первым сезоном и сиквелом явно перепрыгнули кусок из книг, но это меня особо не расстроило, кратких объяснений по ходу дела мне вполне хватило.
Заметной проблемой сиквела оказался тот же продакшен. Анимация мало того, что не улучшилась, так местами она была ещё и хуже. Смотрибельно, но не впечатляюще.
Реабилитировал ли ситуацию третий сезон? Частично. Сразу скажу про визуал: он стал лучше. Стилистически я всё ещё предпочитаю самую первую часть, потому что здесь было довольно много компьютерной графики, которая хоть и приличная, но уступает классической рисовке. Но картинка определённо превосходила второй сезон.
Проблема в том, что сюжетно история попала в период условного затишья между большими основными движухами, а поэтому неизбежно отдавала филлерностью. Но не могу сказать, что это было неинтересно смотреть. Другое дело, что тут добавили ещё россыпь новых персонажей, по сути подзабив на старых. Я говорю, в основном, про продолживший расти гарем протагониста. Несмотря на то, что я симпатизирую некоторым новым девочкам, их реально стало уже многовато. И, я подозреваю, это всё ещё не предел.
Плюс, раздражителями вновь выступали трое клоунов, которых призвали в этот мир вместе с Наофуми – во втором сезоне их практически не было, и это было хорошей передышкой. А также особенно бесила одна героиня, которой язык не поворачивается пожелать чего-либо хорошего ещё с самой первой серии произведения.
Интересные моменты, касающиеся общего масштабного сеттинга, тоже имели место, но в очень скромных количествах. Честно говоря, спустя три сезона, я боюсь себе представить, сколько нужно ещё нарисовать, чтобы воплотить всю задумку автора – учитывая, что оригинальные новеллы тоже не закончились. Там, правда, есть проблема: последний на данный момент 22-й том вышел в середине 2019-го, а с тех пор тишина. Но, чтобы вы понимали, вся вышедшая экранизация покрывает только 12 томов. И это с некоторыми пропусками. При темпе в три тома на короткий сезон понадобится ещё три только чтобы догнать новеллы... а это будет ещё не конец.
Я не уверен, что готов так долго следить за данной историей. Некоторые аспекты её развития уже успели показаться мне лишними – и, на мой взгляд, оригинальный автор недостаточно хорош для собственного эпоса. Возможно, поэтому перерыв в написании новелл настолько затянулся.
Перед завершением хочу сказать про музыку. Про сейю я даже не пишу, там всё на привычном уровне хорошо. Так вот, композитор у всех трёх сезонов был один, австралиец Кевин Пенкин, и он молодец, вопросов нет. Его саундтрек, кстати, ещё можно услышать в «Созданном в Бездне» и в «Монологе фармацевта».
Все опенинги экранизации исполняет коллектив MADKID, которые сочетают рок-/метал-музыку с поп- и рэп-элементами. Лично мне более-менее понравилась вторая открывашка первого сезона, “FAITH”, другие оставили меня равнодушными. Но они достаточно разные, вполне вероятно, что большинству зайдёт хотя бы один из четырёх треков.
Основные эндинги трёх сезонов достались исполнительнице Chiai Fujikawa. В первой части это две размеренных композиции, во втором и третьем сезонах песни уже заметно более энергичные. Я бы сказал, что все четыре закрывашки, как минимум, неплохие: хороший вокал, приятные мелодии. Да, они часто длинноваты, но не давят какой-то затянутостью.
Какой вывод по аниме? Если собираетесь с ним связываться, то решите для себя, не хотите ли вы остановиться после первого сезона. Потому что он хорош, он точно достоин внимания. Но, понятно, что там некоторыми интересностями только дразнятся, из-за чего хочется продолжения. Вот только продолжение недостаточно жмёт на свои сильные стороны, постепенно скатываясь в более обыденную категорию. Всё ещё любопытно, но лично я думаю, что за анонсированный четвёртый сезон браться уже не буду.
Оценки по сезонам: первому я ставлю 7.5 баллов, второму – 6 баллов, а третьему – 6.5 баллов из 10.