Найти тему
Как на самом-то деле?

Свой-чужой и F-16

Продвинутая учительница записала в мою характеристику в далёком 65-м году – аналитический и критический склад ума. Моя мама, имевшая неполное среднее, до конца своей жизни очень переживала из-за этого. Аналитический, по её мнению, это что-то связанное с маленькими баночками и спичечными коробками, а критический – значит ко всем придирается.

Да, анализирую и придираюсь! К блогерам и СМИ, например.

Вот появилась долгожданная новость – на Украине потерян первый F-16. В блогосфере сразу сформировались пять версий:

1. Сбит нашим Су-57, незамеченным украинской ППО;

2. Уничтожен на аэродроме нашей ракетой или БПЛА;

3. Столкновение с препятствием при экстренном взлёте с рулёжной дорожки, или попытка взлёта с непрогретым двигателем;

4. CFIT – столкновение с землёй в управляемом полёте. Проще говоря - ошибка пилота при перехвате цели на предельно малой (ПМВ - менее 200 м) высоте;

5. Поражение ракетой американского ЗРК PATRIOT из-за проблем с определением госпринадлежности цели;

Как всегда, «известный авиационный эксперт» с полумиллионом подписчиков, на каждом углу обвиняющий российскую ПВО в том, что она стреляет по своим, привычным безапелляционным тоном оценил эти версии.

Cобственно говоря, сами украинцы признали, что истребитель поражен ракетой ЗРК MIM-104 PATRIOT, поэтому нет смысла рассматривать все версии, кроме этой (5 в моём списке).

-2
«По моей информации, F-16 украинского пилота Алексея "Moonfish" Меся был сбит зенитным ракетным комплексом Patriot из-за дискоординации между подразделениями. В докладах отметили, что он "не справился с управлением". Член оборонного комитета Верховной Рады Украины Марьяна Безуглая

Это первое сообщение, позже его подтвердил и украинский Генштаб.
В комментарии по этой версии сразу два предположения. Я их рассмотрю ниже. Однако меня шокировало мнение «эксперта» по 4-й.

-3

Вот это эксперт! Оказывается, сбивать крылатые ракеты на предельно малой высоте – простейшее занятие! Особенно для пилота с минимальным налётом на типе и в одном из первых боевых вылетов?

Я не ехидничаю, но нужно знать, что CFIT - столкновение с землей в управляемом полёте, в данной ситуации имеет далеко не нулевую вероятность. Пилотаж на ПМВ, насколько могу понять даже я, ни разу не летавший не только на реальном, но и на виртуальном истребителе, «это вам не лобио кушать». А F-16 считается строгим в пилотаже на малых высотах, именно в пилотаже, а не в «управлении». Украинцы уже теряли самолёты при перехвате тихоходных БПЛА. Например, 12 октября прошлого года в районе поселка городского типа Турбов, к северо-востоку от Винницы разбился МиГ-29, подбитый обломками Герани-2. А перехват крылатой ракеты ещё сложнее. Так что если украинцы ставят перед F-16 в первую очередь задачи ПВО, то не исключены и ещё потери.

Но рассмотрим более подробно версию 5.

Она состоит из двух частей:

-4

Мнение 5.1 – верх некомпетентности! Нет такого!

Как будет подходить зенитная ракета к цели будет зависеть прежде всего от трёх параметров полёта самой цели, а не ракеты. Высота, дальность от ЗРК и курсовой угол – вот что решает откуда подойдёт ракета. И это будет примерно одинаково для ВСЕХ!!! ЗРК, стреляющих на дальность более 50-70 км, или по целям на малой (МВ- более 200 м, менее 1000) или предельно малой высотах.

Только для некоторых случаев стрельбы производится подъём траектории ракеты так, что она прилетит сверху. Они показаны на схеме. Это «универсальная» схема. Она подходит практически для любого ЗРК средней или большой дальности. При этом у С-300/400 старт ЗУР вертикальный, а у Бука и PATRIOTa наклонный, поэтому не придирайтесь к стартовым участкам изображённых траекторий. Здесь важен принцип.

-5

Это очень плохо, если наши лётчики считают, что ЗУР PATRIOT ВСЕГДА(!) прилетает сверху. Такое «понимание» мешает правильно принимать решение на противоракетный маневр.

Впрочем, PATRIOT бил F-16, видимо, действительно на малой высоте, потому что, разлетаясь в панике, «соколы» скорее всего прижимались к земле.

Теперь про 5.2 Система опознавания «Свой-Чужой». Мало кто из блоггеров и прочих комментаторов понимает, что это такое. Многие думают, что эта система даёт самолёту абсолютную защиту. Если она есть – «Я в домике!» Примерно вот так.

-6
Нет, ребята!
Всё не так, ребята!
В. Высоцкий

Тысячи «специалистов» в блогосфере и СМИ авторитетно рассказывают вам, что существуют некие «коды РЛС». Видимо они пытаются что-то сказать про систему «Свой-Чужой», но получается как-то невнятно и вообще непонятно о чём. Особенно веселит меня, когда слышу из телевизора – «самолёт-разведчик обнаружил коды РЛС». Интересно, где он их обнаружил? Мне за 24 года службы в ПВО это не удалось. Трудно обнаружить то, чего нет в природе. Впрочем, это запросто делают журналисты и блогеры.
Вынужден разочаровать их. Нет никаких кодов РЛС. Есть кодовые сигналы, которыми обмениваются самолёты, корабли и другие объекты с наземными РЛС для опознавания их госпринадлежности. Это делают и военные объекты и гражданские.
Вот только формируются эти кодовые сигналы из так называемых «ключей», которые должны своевременно вводиться в аппаратуру. Они не что-то окаменевшее, меняются ежесуточно.
В мире существует только две системы государственного радиолокационного опознавания – российская система «ПАРОЛЬ» и натовская Mk.12. Только эти системы имеют режимы ГАРАНТИРОВАННОГО ИМИТОСТОЙКОГО (то есть противнику его невозможно подделать – сымитировать правильный ответ) опознавания объектов. И эти системы гарантированно не понимают друг друга. Они «разговаривают» на разных языках и на разных частотах. Как человек и летучие мыши. Мы не слышим их, они не слышат нас. Разное всё – частоты, формы сигналов, содержание запросов и ответов. Российскую систему используют все страны, подписавшие в 1992 году Соглашение об использовании ГРЛО «Пароль» в качестве единой системы госопознавания. Свои подписи под этим документом поставили Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина.
Вы будете смеяться, но Украина и сейчас её использует. Более того. Производство аппаратуры Пароль было организовано в Советской Украине, и после распада СССР в республике остался полнейший комплект документации, так что никакой тайны для Запада наш Пароль не представляет. Сходна ситуация и с американской/натовской системой Mk.12
Так в чём же её секрет? В «ключевой документации».
Эту документацию выпускает уполномоченный орган в Москве. С началом СВО прекращена поставка кодовых блокнотов Украине, но они выпускают свои, так что система и у них работает. Но работает на своей ключевой документации. Как происходит кодирование/декодирование запросов и ответов, я рассказал в статье
«Сбивает ли наша ПВО своих».

При любых поставках нашего оружия за рубеж мы «Пароль» снимаем. Американцы свою Mk.12, применяемую в НАТО, поставляют не только партнёрам, но и клиентам. А вот ключи – нет.

Ещё раз – вся хитрость обеих систем заключается в том, что в каждом цикле «ЗАПРОС-ОТВЕТ» они формируют совершенно различные сигналы. Коротко говоря, запросный сигнал содержит набор чисел и правило обработки этих чисел. Ответчик обрабатывает запрос в соответствии с присланным правилом и отправляет ответ. Запросчик тоже проделывает эти операции и сличает результаты. Если они совпадают – значит ответил «Свой», если не совпадают или ответа нет вовсе – Чужой. Какого-то специального сигнала «Чужой» нет.

Числа и правила (операторы) располагаются в определённых «ключами» байтах (это для простоты понимания– байтах) запросного сигнала, ответ тоже расставляется в определённых ключами байтах ответного сигнала. Этим определяется гарантированное и имитостойкое опознавание. Дополнительной защитой является частая смена ключей. Настолько частая, чтобы время расшифровки ключей, а это реально, было бы больше периода их действия.

Обе системы опознавания и у нас, и у НАТО имеют ряд дополнительных функций – взаимодействие с системами УВД – управления воздушным движением, передача некоторой информации о высоте, запасе топлива и прочее. Некоторые, наиболее важные, функции показаны на схеме ниже. Смотреть её удобнее на большом экране, хотя я постарался сделать её доступной и при просмотре на телефоне.

-7

Таким образом, установка на F-16 нашей системы опознавания сделает его «Чужим» для румын и прочих поляков, на чьих аэродромах они возможно будут базироваться. Оставить на нём натовскую систему – значит мириться с тем, что он «Чужой» для всех украинских РЛС, ЗРК и БРЛС. В этом смысле утверждение 5.2 совершенно не обосновано. Либо одно, либо другое, либо одно из трёх (С) Народ. Для нас-то соколы всегда будут чужими.

Не позавидуешь их пилотам!

Однако это не прощает украинскую противоповетряную оборону и военно-поветряные силы. Что президент Зеленский и признал, сняв командующего последними.

С учётом того, что F-16 взлетал с аэродрома совместного базирования в Ивано-Франковске (наиболее вероятно), а группировка ППО его же и прикрывала, неспособность организовать координацию её действий с ВПС –вызывает изумление.

-8

Кнопка перевода через Юмани из любого банка

https://yoomoney.ru/bill/pay/gm6SQQBobWc.230302