Найти в Дзене

Село Кашпир: местные горельники и подворье Сызранского Вознесенского монастыря.

Добрый день, читатели. Во второй день осени мы решили выпустить вторую статью про славный город на Волге, крупнейший железнодорожный узел Поволжья и один из центров нефтяной промышленности округа - город Сызрань. Съездили мы сюда ещё в середине лета, но материал приберегли для этой примечательной даты. Ровно год назад в Сызрани праздновали день города, и это событие по-особенному запомнилось. Но не будем об этом, а сразу перейдём к сути дела. Место, в которое мы приехали, находится совершенно недалеко от того, где мы были в Сызрани в прошлый раз. Тогда мы поехали в посёлки 3-я Шахта и Постоянный, на этот раз мы посетили село Кашпир. Прибыли на том же 8 автобусе и пошли от поворота на Новокашпирский пешком. За поворотом по правую сторону оказались горельники. Похожие мы видели в посёлке 3-я Шахта, но здесь рельефы были куда интереснее, а вид на Волгу, а в частности поворот русла на юг точно напротив Сызрани завораживал. А ещё приспичило пофоткать местную флору, но фауны, увы, не было.

Добрый день, читатели. Во второй день осени мы решили выпустить вторую статью про славный город на Волге, крупнейший железнодорожный узел Поволжья и один из центров нефтяной промышленности округа - город Сызрань. Съездили мы сюда ещё в середине лета, но материал приберегли для этой примечательной даты. Ровно год назад в Сызрани праздновали день города, и это событие по-особенному запомнилось. Но не будем об этом, а сразу перейдём к сути дела.

Место, в которое мы приехали, находится совершенно недалеко от того, где мы были в Сызрани в прошлый раз. Тогда мы поехали в посёлки 3-я Шахта и Постоянный, на этот раз мы посетили село Кашпир. Прибыли на том же 8 автобусе и пошли от поворота на Новокашпирский пешком.

8 автобус, на котором мы приехали, и дорога в село Кашпир
8 автобус, на котором мы приехали, и дорога в село Кашпир

За поворотом по правую сторону оказались горельники. Похожие мы видели в посёлке 3-я Шахта, но здесь рельефы были куда интереснее, а вид на Волгу, а в частности поворот русла на юг точно напротив Сызрани завораживал. А ещё приспичило пофоткать местную флору, но фауны, увы, не было.

А вот и фото горелых сланцев крупным планом:

Мы решили пройти по дороге дальше в сторону Кашпира, чтобы увидеть более эпичные горельники, которые были несколько дальше. Пока поднимались обратно к дороге увидели индустриальные пейзажи:

Вдалеке на последней фотографии можно видеть громадный Сызранский НПЗ, рядом с которым геометки, бывает, сходят с ума... Но нам нужно не туда, а несколько в другое место. Изначально мы хотели дойти до церкви Живоносный источник, что находится за Рудницким кладбищем, но идя прямо по дороге и смотря направо, мы вновь наткнулись на великолепные горелосланцевые пейзажи, и поспешили их запечатлеть:

Ворота как бы символизируют путь к красотам горельников
Ворота как бы символизируют путь к красотам горельников

Горельник в районе Кашпира простираются на множество километров. Немного информации о здешних горельниках ниже:

В октябре 1919 года в химической лаборатории Главсланца из кашпирского горючего камня были получены первые образцы керосина и других нефтепродуктов. Спустя год Главсланец представил доклад, в котором были высказаны соображения о перспективах развития сланцевой промышленности в стране. Доводы Губкина были приняты во внимание советским правительством, и добыча сланца в Кашпире началась. К концу 1920 года из шахты было извлечено более 13 тыс. т сланца, а под Сызранью началось строительство сланцеперегонного завода.

Завод начал свою деятельность в апреле 1932 года, это одно из старейших предприятий и единственное предприятие в России по переработке горючих сланцев и производству ихтиола (ихтаммола). В настоящее время сланец извлекается из штолен, которые находится на берегу Волги недалеко от завода.

Проектная мощность кашпирской шахты составляла около 400 тыс. т горючего сланца в год, но даже в советское время из шахты редко извлекали свыше 100 тыс. т.

В 90-е годы добыча резко сократилась в пять раз. В настоящее время ввиду нерентабельности добыча горючего сланца в Кашпире полностью остановлена, кроме одной маленькой шахты, сырье из которой идет на производство ихтиола.

Тем временем, если взглянуть на Волгу, то примерно на середине русла можно обнаружить некое сооружение, похожее на форт. Это некая заброшенная водозаборная башня. Правда, зачем забирать воду посреди реки не совсем понятно. Вероятно, это сооружение появилось ещё до строительства на Волге системы водохранилищ, и в то время водозаборная башня находилась в стороне от русла.

Вернувшись по дороге вдоль кладбища к основной магистрали Кашпира, мы пришли к местной автобусной остановке. Пейзажи тут весьма степные, а НПЗ на фоне добавляет какого-то шарма. Нельзя не отметить жёлто-голубую палитру этой панорамы. Мы были здесь в июле месяце, а, наверное, в сентябре зелёный окончательно сдаёт свои позиции жёлтым и охровым оттенкам.

-8

В монохромной итерации эти пейзажи выглядят так:

Обойдя село кладбище и пройдя через село Кашпир, мы уже пойти подошли к церкви и источнику, куда собирались изначально. Увидели вдалеке у терминала Сызранского НПЗ необычное судно - наливная баржа с толкачом. Обычно здесь заправляются печально известные «Волгонефти», которые не так давно оставили в Чёрном море тысячи тонн мазута...

-10

Совсем рядом находится и родник, но набрать воду мы отсюда не смогли. Во-первых, вода стекала из источника буквально по каплям, но влажность в том месте была очень высока, поэтому пробиться к этому источнику и не быть растерзанным осами, было невыполнимой задачей. Но тут оказалось весьма прохладно по сравнению с окрестностями, ибо палящее солнце в середине июля грело как никогда мощно.

-11
Палящее солнце
Палящее солнце

А вот и само подворье Сызранского Вознесенского монастыря.. Здешный храмовый комплекс куда менее масштабный, чем тот, что находится в 6 километрах южнее, и о котором была другая статья из Сызрани.

А вот и само подворье Сызранского Вознесенского монастыря.. Здешный храмовый комплекс куда менее масштабный, чем тот, что находится в 6 километрах южнее, и о котором была другая статья из Сызрани.т, что находится в 6 километрах южнее, и о котором была другая статья из Сызрани.

В целом, мы полюбовались интересными пейзажами и волжскими красотами. В Сызрани Волга выглядит совершенно не так, как в Самаре: правый берег очень высок, в то время как на правом нет ни холмика, что позволяет видеть всё вокруг на десятки километров. Ширина русла здесь тоже очень велика, а кораблики проходят на очень большом удалении от берега. Панорама Сызрани выглядит весьма эпично, вдали также видно очертания Октябрьска, а в хорошую погоду и известный железнодорожный мост через Волгу.

Это наверняка не последний наш приезд в Сызрань, здесь определённо ещё есть, на что посмотреть. Но на сегодня всё. До новых статей!