Найти тему

От ракетостроения до маркетинга: Как Наталья Черкес построила успешный бизнес на стыке IT и маркетинга

Что общего между ракетостроением и маркетингом? Оказывается, гораздо больше, чем можно представить. История Натальи Черкес — это увлекательное путешествие от машиностроительного факультета до руководства успешным маркетинговым агентством. Узнайте, как ей удалось превратить трудности в возможности и почему её опыт может стать источником вдохновения для молодых специалистов, которые только начинают свой путь.

Наталья Черкес – выпускница Тульского государственного университета 2012 года, CEO маркетингового агентства MANCH24 с 2018 года, член ассоциации директоров по развитию, co-founder сервиса HR AURA, автор YouTube «Про маркетинг» и «Наталья Черкес».

В каком институте учились и на какой специальности? Какой для Вас запомнилась студенческая пора?

Я училась на машиностроительном факультете, где специализировалась на ракетных двигателях и была частью кафедры ракетостроения. Возможно, мой путь был предопределён: мой отец окончил схожую специальность и стал главным технологом на оборонном предприятии.

Студенческие годы запомнились множеством ярких моментов. Учёба была не только интересной, но и увлекательной. Наш учебный корпус, например, был окутан множеством легенд: говорили, что под зданием есть несколько подземных этажей и даже секретная лаборатория. Конечно, это было поводом для множества шуток и историй. Но не только этим запомнились студенческие годы. Особенно ярко вспоминается наша лаборатория, где мы разрабатывали программы для моделирования таких сложных процессов, как сгорание топлива и полёт ракеты. Здесь очень хотелось бы отметить Дунаева Валерия Александровича (д.т.н., профессор кафедры ракетное вооружение), который открыл для меня этот захватывающий мир ИТ, показал на сколько он безграничный и помог сделать первые шаги.

Сегодня я работаю на стыке маркетинга и IT, и этот опыт помогает мне успешно развиваться в своей сфере!
Безусловно я благодарна всем преподавателям моей кафедры, так как каждый из них внес свой отпечаток в мое развитие как профессионала!
Никитин Виктор Александрович (к.т.н., доцент кафедры РВ) – развил привычку, я бы даже сказала правило на всю жизнь, что профессионал должен разбираться и знать все составные части «машины» с которой он работает. И не важно это ракета или бизнес. Алешичева Лариса Ивановна (к.т.н., доцент кафедры РВ) – для меня стала воплощением бесстрашной женщины в мужской профессии ракетостроения. Лосев Сергей Викторович (к.т.н.) и Дунаева Инна Валериевна (к.т.н.)любовь и преданность своему делу.

Как сложилась ваша профессиональная карьера после окончания университета?

Мой путь был полон интересных поворотов. После окончания бакалавриата я поступила в магистратуру в ТулГУ, и параллельно уже переехала в Москву, где сразу начала работать по специальности. Ближе к завершению магистратуры я сделала первые шаги в создании собственного бизнеса. Бизнес не был связан с моей специальностью и маркетингом, но именно здесь я сделал свои первые шаги в сфере, которой занимаюсь сейчас: разработала свой первый рабочий сайт, чему помогли практические занятия по информатике, и начала вести группу «ВКонтакте». Мой первый опыт создания бизнеса оказался неудачным, но мне тогда было всего 21 год и это был отличный опыт!

Получив диплом магистра, я осознала, что не хочу связывать свою жизнь с этой профессией. К сожалению, она была малооплачиваемой, и женщин редко допускали до руководящих позиций. В тот же год, когда я получила диплом, я поступила в Российский экономический университет им. Плеханова на факультет «Мировая экономика» и параллельно начала работать в отделе маркетинга «Сбербанка». Меня приняли на эту должность благодаря сильной базе в IT и опыту в создании сайтов и продвижении в социальных сетях.

Позже я стала директором по маркетингу компании NV Print. Однако амбиции подтолкнули меня к новому шагу, и через два года я открыла собственное маркетинговое агентство MANCH24, которым успешно руковожу уже почти семь лет.

Мой путь к успеху был далеко не простым: за ним стоят многочисленные попытки и начинания в сфере предпринимательства. Эта история о том, как человек, начав с изучения ракетных двигателей, сумел найти своё призвание в мире бизнеса и маркетинга.

Почему приняли решение участвовать в конкурсе «Лидеры строительной отрасли»? Ведь это возможно не самая близкая для вас сфера?

Я никогда не стою на месте и активно развиваюсь, трансформируюсь под новые условия рынка, пытаюсь нащупать боль моих клиентов и решить ее!
В строительной отрасли я поняла, что огромная боль – это кадры! Мы с командой сделали сервис HR AURA, благодаря которой специалисты отдела кадров без глубоких знаний в маркетинге могут создавать сильный HR-бренд для привлечения профессиональных кадров в свою организацию. При этом им не нужно обращаться за помощью в отдел маркетинга или другие специализированные агентства. Это хороший пример как рождаются новые стартапы, которые становятся популярные на рынке.

Команда маркетингового агентства Натальи Черкес
Команда маркетингового агентства Натальи Черкес

Как проходил конкурсный отбор?

Конкурс был действительно непростым. На него поступило с более чем 18 тысяч заявок. На первом этапе мы проходили сложные тесты, которые проверяли лидерские качества, логическое мышление, умение принимать решения и работать в команде. Затем было интервью и подготовка видеоролика о себе. Для меня это оказалось самым простым, ведь я веду свой YouTube-канал о маркетинге, где беру интервью у предпринимателей и экспертов. В полуфинал попали только 300 участников, и после подготовки проекта в финал выбрали только 150 лучших проектов. Естественно, мой проект был отобран в ТОП-150 лучших, т.к он решал одну из основных болей строительной отрасли – нехватку кадров.

Защита проекта на конкурсе «Лидеры строительной отрасли»
Защита проекта на конкурсе «Лидеры строительной отрасли»

Какой проект презентовали в финале? В чем его суть?

Платформа HR AURA предоставляет готовые шаги и инструкции, разработанные профессиональными маркетологами, которые помогут специалисту по кадрам построить положительный имидж работодателя. На сервисе уже заданы все необходимы KPI для каждого этапа, что позволяет специалисту отслеживать прогресс и эффективность своих действий. KPI также помогает руководителю, не погружаться глубоко в задачи которые выполняет HR-специалист для достижения поставленной цели, но всегда прозрачно видеть были ли эти шаги эффективными и на какой стадии выполнения находятся.

-4
Победа на конкурсе «Лидеры строительной отрасли»
Победа на конкурсе «Лидеры строительной отрасли»

Что бы Вы хотели сказать молодым специалистам, которые только начинают свою карьеру?

Молодым специалистам, которые только начинают свою карьеру, я бы посоветовала не бояться пробовать новое и искать своё истинное призвание. Путь к успеху редко бывает простым, и на нём неизбежны ошибки и неудачи. Важно использовать каждый опыт как возможность для роста. Будьте готовы к трудностям, но не позволяйте им останавливать вас. Стремитесь попасть в центр своей отрасли, будьте активными, ищите возможности для развития и не забывайте, что настоящие результаты приходят к тем, кто готов работать над собой и учиться на каждом шагу. Кроме того, в современных реалиях крайне важно мыслить на стыке IT и своей профессии, ведь за IT — будущее. Освоение технологий и их интеграция в вашу работу откроют перед вами новые горизонты и дадут конкурентное преимущество на рынке.

Автор: Вероника Каплина