Что общего между ракетостроением и маркетингом? Оказывается, гораздо больше, чем можно представить. История Натальи Черкес — это увлекательное путешествие от машиностроительного факультета до руководства успешным маркетинговым агентством. Узнайте, как ей удалось превратить трудности в возможности и почему её опыт может стать источником вдохновения для молодых специалистов, которые только начинают свой путь.
Наталья Черкес – выпускница Тульского государственного университета 2012 года, CEO маркетингового агентства MANCH24 с 2018 года, член ассоциации директоров по развитию, co-founder сервиса HR AURA, автор YouTube «Про маркетинг» и «Наталья Черкес».
В каком институте учились и на какой специальности? Какой для Вас запомнилась студенческая пора?
Я училась на машиностроительном факультете, где специализировалась на ракетных двигателях и была частью кафедры ракетостроения. Возможно, мой путь был предопределён: мой отец окончил схожую специальность и стал главным технологом на оборонном предприятии.
Студенческие годы запомнились множеством ярких моментов. Учёба была не только интересной, но и увлекательной. Наш учебный корпус, например, был окутан множеством легенд: говорили, что под зданием есть несколько подземных этажей и даже секретная лаборатория. Конечно, это было поводом для множества шуток и историй. Но не только этим запомнились студенческие годы. Особенно ярко вспоминается наша лаборатория, где мы разрабатывали программы для моделирования таких сложных процессов, как сгорание топлива и полёт ракеты. Здесь очень хотелось бы отметить Дунаева Валерия Александровича (д.т.н., профессор кафедры ракетное вооружение), который открыл для меня этот захватывающий мир ИТ, показал на сколько он безграничный и помог сделать первые шаги.
Сегодня я работаю на стыке маркетинга и IT, и этот опыт помогает мне успешно развиваться в своей сфере!
Безусловно я благодарна всем преподавателям моей кафедры, так как каждый из них внес свой отпечаток в мое развитие как профессионала! Никитин Виктор Александрович (к.т.н., доцент кафедры РВ) – развил привычку, я бы даже сказала правило на всю жизнь, что профессионал должен разбираться и знать все составные части «машины» с которой он работает. И не важно это ракета или бизнес. Алешичева Лариса Ивановна (к.т.н., доцент кафедры РВ) – для меня стала воплощением бесстрашной женщины в мужской профессии ракетостроения. Лосев Сергей Викторович (к.т.н.) и Дунаева Инна Валериевна (к.т.н.)– любовь и преданность своему делу.
Как сложилась ваша профессиональная карьера после окончания университета?
Мой путь был полон интересных поворотов. После окончания бакалавриата я поступила в магистратуру в ТулГУ, и параллельно уже переехала в Москву, где сразу начала работать по специальности. Ближе к завершению магистратуры я сделала первые шаги в создании собственного бизнеса. Бизнес не был связан с моей специальностью и маркетингом, но именно здесь я сделал свои первые шаги в сфере, которой занимаюсь сейчас: разработала свой первый рабочий сайт, чему помогли практические занятия по информатике, и начала вести группу «ВКонтакте». Мой первый опыт создания бизнеса оказался неудачным, но мне тогда было всего 21 год и это был отличный опыт!
Получив диплом магистра, я осознала, что не хочу связывать свою жизнь с этой профессией. К сожалению, она была малооплачиваемой, и женщин редко допускали до руководящих позиций. В тот же год, когда я получила диплом, я поступила в Российский экономический университет им. Плеханова на факультет «Мировая экономика» и параллельно начала работать в отделе маркетинга «Сбербанка». Меня приняли на эту должность благодаря сильной базе в IT и опыту в создании сайтов и продвижении в социальных сетях.
Позже я стала директором по маркетингу компании NV Print. Однако амбиции подтолкнули меня к новому шагу, и через два года я открыла собственное маркетинговое агентство MANCH24, которым успешно руковожу уже почти семь лет.
Мой путь к успеху был далеко не простым: за ним стоят многочисленные попытки и начинания в сфере предпринимательства. Эта история о том, как человек, начав с изучения ракетных двигателей, сумел найти своё призвание в мире бизнеса и маркетинга.
Почему приняли решение участвовать в конкурсе «Лидеры строительной отрасли»? Ведь это возможно не самая близкая для вас сфера?
Я никогда не стою на месте и активно развиваюсь, трансформируюсь под новые условия рынка, пытаюсь нащупать боль моих клиентов и решить ее!
В строительной отрасли я поняла, что огромная боль – это кадры! Мы с командой сделали сервис HR AURA, благодаря которой специалисты отдела кадров без глубоких знаний в маркетинге могут создавать сильный HR-бренд для привлечения профессиональных кадров в свою организацию. При этом им не нужно обращаться за помощью в отдел маркетинга или другие специализированные агентства. Это хороший пример как рождаются новые стартапы, которые становятся популярные на рынке.
Как проходил конкурсный отбор?
Конкурс был действительно непростым. На него поступило с более чем 18 тысяч заявок. На первом этапе мы проходили сложные тесты, которые проверяли лидерские качества, логическое мышление, умение принимать решения и работать в команде. Затем было интервью и подготовка видеоролика о себе. Для меня это оказалось самым простым, ведь я веду свой YouTube-канал о маркетинге, где беру интервью у предпринимателей и экспертов. В полуфинал попали только 300 участников, и после подготовки проекта в финал выбрали только 150 лучших проектов. Естественно, мой проект был отобран в ТОП-150 лучших, т.к он решал одну из основных болей строительной отрасли – нехватку кадров.
Какой проект презентовали в финале? В чем его суть?
Платформа HR AURA предоставляет готовые шаги и инструкции, разработанные профессиональными маркетологами, которые помогут специалисту по кадрам построить положительный имидж работодателя. На сервисе уже заданы все необходимы KPI для каждого этапа, что позволяет специалисту отслеживать прогресс и эффективность своих действий. KPI также помогает руководителю, не погружаться глубоко в задачи которые выполняет HR-специалист для достижения поставленной цели, но всегда прозрачно видеть были ли эти шаги эффективными и на какой стадии выполнения находятся.
Что бы Вы хотели сказать молодым специалистам, которые только начинают свою карьеру?
Молодым специалистам, которые только начинают свою карьеру, я бы посоветовала не бояться пробовать новое и искать своё истинное призвание. Путь к успеху редко бывает простым, и на нём неизбежны ошибки и неудачи. Важно использовать каждый опыт как возможность для роста. Будьте готовы к трудностям, но не позволяйте им останавливать вас. Стремитесь попасть в центр своей отрасли, будьте активными, ищите возможности для развития и не забывайте, что настоящие результаты приходят к тем, кто готов работать над собой и учиться на каждом шагу. Кроме того, в современных реалиях крайне важно мыслить на стыке IT и своей профессии, ведь за IT — будущее. Освоение технологий и их интеграция в вашу работу откроют перед вами новые горизонты и дадут конкурентное преимущество на рынке.
Автор: Вероника Каплина