Согласно традиции, после “семейного” крещения (подробнее в статье “Цыганские традиции: рождение”) ребенку дают 2 имени. Первое имя произносит шепотом мать, единственная, кто знает его во время рождения, и оно никогда не используется.
Цель этого тайного имени - сбить с толку сверхъестественных духов, скрыв от них настоящую личность ребенка. Такое имя могло обозначать растение или свойство объекта, например: Деррил – крыжовник, Патрин – цыганское искажение санскритского “Патта" (лист), Джанго – пробудившийся, Лэш – прославленный воин, Мерифул – полный веселья.
Другое имя дается при втором крещении, которое проводится в соответствии с доминирующей религией страны, в которой родился ребенок. Для цыган это не имеет большого значения, и это всего лишь практическая необходимость, которую следует использовать для общения с нецыганами, оно фиксируется в документах.
Английские исследователи выяснили, у цыган в XIX в. для официальных имен использовали христианские аналоги, например:
- Батоловей – это цыганская форма имени Варфоломей – псевдоним апостола Натаниэля, миссионера и мученика;
- Феми – это цыганская вариация Евфимии – греческого имени, образованного от “ес” (хороший) в сочетании с “фэми” (говорить, заявлять);
- Вадома – женская форма русского имени Вадим, относящееся к языческим магам, которых называли “ведунами” (знающими).
Третье имя - похоже на прозвище. Оно указывает на какую-то отличительную черту, например: Китайцо (Китаец), Кало (Черный), Крэцо (Кудрявый), Копчёный, Лонгалы (Хромая), Уголёк, присваивается неофициально и используется только среди цыган.
Прозвище предка распространяется на весь цыганский род (три-пять поколений близких родственников). В нашем родном городе Твери проживают патронимические группы русских цыган: бычки / бычкэнгирэ (прозвище основателя Бычок), бородачи / бородачэнгирэ (прозвище предка Борода); долбуны / долбунэнгирэ (прозвище основателя Долбун); жучихи / жучихэнгирэ (прозвище основателя Жук), лобовихи (прозвище предка Лобо) и др.
Какова роль фамилии?
Фамилии в цыганской среде отводится весьма небольшая роль. Она используется для связи цыгана с внешним миром: оформления актов гражданского состояния, сделок, устройства на работу и тому подобных целей. Поэтому они ничем не отличались от фамилий коренного населения той или иной местности: в России цыгане регистрировались, как Григорьевы, Волковы, Шишковы, в Прибалтике – Каспяравичус, Астраускас, в Англии – Купер, Смит, Грин, Тейлор. Своих фамилий у цыган не существовало – кочевникам они были просто не нужны.
До сих пор можно встретить случаи, когда цыгане давно знакомы, но не знают фамилий друг друга, общаясь лишь с помощью прозвищ.
Использованная литература
Сеславинская М.В. Этно-социальные истоки культуры цыган России.
Симонов В. А. Значение бытового уклада в формировании этноса как субъекта права (на примере цыган)
Chelsea Nelthropp 100 Captivating Gypsy Names: With Fascinating Origins