Найти тему
Malka Lorenz (Малка Лоренц)

Бросить и не позориться?

Пятничные вопросы :
Пятничные вопросы :

Здравствуйте, Малка! Я живу в Германии 13 лет, сама из Сибири, родители музыканты. Папа был баянистом, и я два года назад начала учиться играть на баяне. Сейчас мне 45 лет, у меня отличный преподаватель и отличный инструмент, сделанный на заказ.

Я выступаю на концертах, и вот здесь полная засада. Я все время, что называется, лажаю. Никакого волнения не чувствую, но видимо, оно есть. Пальцы просто не слушаются, сбиваюсь, начинаю сначала, в общем, кошмар. Каждый концерт это сильное эмоциональное потрясение, отхожу несколько дней, рыдаю, клянусь всё бросить и не позориться на старости лет. Причём на репетициях все супер, я действительно хорошо играю.

Мама говорит, бросай, зачем тебе это надо, так не должно быть. Но я не могу и не хочу! Скачала книжки умные по преодолению Lampenfieber, записалась на вебинар по той же теме и выбрала новую пьесу. Это климактерический мазохизм? Спасибо.



Это, конечно, никакой не мазохизм, а совершенно нормальное явление. Играть на инструменте и выступать перед залом - это просто два разных занятия и два разных навыка, и нарабатывать приходится оба, ни один по умолчанию к другому не прилагается.


Точно так же как знать язык не означает уметь сдавать языковые тесты, а написать хороший диплом не означает блестяще его защитить. Это просто разные умения.


Есть счастливые натуры, которые перед публикой входят в транс и их словно ведет неведомая сила. Я подозреваю, что это просто тип адреналинового наркомана, у которого стресс высвобождает энергию. У остальных, то есть у большинства, стресс энергию блокирует. Музыкант лажает, фигурист поскальзывается, а лектор забывает текст. 


Это происходит потому, что к основной задаче добавляется еще одна, такая же тяжелая, и человек просто не вывозит такой объем. Допустим, человек умеет жонглировать, отточил все движения и полностью уверен в себе, и тут оказывается, что теперь надо делать все то же самое, только стоя на канате, желательно над обрывом. Стоять на канате его вообще-то не учили, его учили только жонглировать, в этом все дело.


Я не знаю, что пишут про Lampenfieber (это немецкий термин для вот этого вот иррационального страха перед рампой, я не уверена, что в русском есть для этого слово) в ваших книжках, и возможно, я вам ничего нового не скажу. Но если бы такая проблема была у меня, я бы действовала, наверное, следующим образом.


Почему дипломник может спокойно и даже с огоньком пересказать свою работу своей девушке, а перед комиссией цепенеет? Почему в музыкалке маленький пианист спокойно играет пьесу своему педагогу, а на отчетном концерте его как сглазили? Почему, в конце концов, начинающий водитель уже совершенно спокойно едет с подружкой, а на экзамене путает газ и тормоз? Потому что любого человека вымораживает ситуация, когда его оценивают, да еще, пожалуй, критически оценивают.


В предельном случае это будет девушка, которая купила себе вечерний туалет, в полном восторге примеряет его дома перед зеркалом или перед мамой, но не может себя заставить выйти в этом платье на люди.


С подругой норм, перед комиссией страшно. С родным педагогом норм, с жюри страшно. С мамой норм, на улице страшно. Нестрашно со своими. Нестрашно с теми, кто к тебе хорошо относится. С теми, кто на твоей стороне. И - внимание! - особенно нестрашно с теми, кто в этом ничего не смыслит. 


Страшен переход от своих, которые всему рады, к чужим, которые норовят придраться и унизить. Значит, этот переход не должен быть внезапным. Не надо одним прыжком. Надо по ступенечке.


Вы хорошо играете на репетициях и плохо не концерте. Значит, между репетицией и концертом надо поставить что-то среднее, уже не репетицию, но еще не концерт.


Я бы предложила, например, паре друзей-музыкантов пойти в воскресенье в городской парк и взять инструменты. Выпить пива на травке и поиграть, просто для себя. Другие гуляющие обязательно остановятся послушать. Если перед вами не будет лежать футляр, вряд ли вы этим что-то нарушите. Это будет как бы концерт, но ни к чему не обязывающий, и публика будет исключительно доброжелательная.


Можно проделать то же самое на каком-нибудь фесте, я такое видела не раз - компания завалилась в биргартен, расчехлила инструменты и немного поиграла, просто для себя. А вся остальная публика радуется как дети, потому что они билетов не покупали и не ждали, что их будут развлекать - им эту музыку подарили, а подарки все любят.


Я бы договорилась поиграть бесплатно в доме престарелых, например. Или в рехабе каком-нибудь. Это уже почти совсем концерт, в том смысле, что люди сидят на стульях и пришли специально. Но это все еще как в парке, потому что это не они от вас ждут и требуют, а это вы пришли бескорыстно их порадовать. Это совсем другое ощущение, потому что если речь о подарке, то главный - тот, кто дарит.


Мне кажется, если такое делать систематически, то можно перекинуть этот мостик от мира, где вы играете просто потому, что вам нравится делать музыку - к миру, где вас вывели на судилище.


Эмоции тоже можно тренировать. И это не обязательно значит их притуплять. Просто переключать в другой регистр.


Ничего другого мне не придумать. Может быть, комментаторы вам еще что-то посоветуют.