«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
Сегодня хочется незатейливо радоваться жизни. Давайте я буду просто рассказывать вам всякие истории. Как любил говаривать принц датский Гамлет: «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Вот, например – история про зеленых детей.
По сообщению аббата Цистернианского мнастыря в Когесхолле и священника Вильяма из Ньюбурга в конце двенадцатого века во время сбора урожая в деревне Вулпит в Йоркшире неведомо откуда появились двое детей, брат и сестра. Кожа у них была зеленая, они говорили на неизвестном языке, и одежда на них была какая-то невиданная. Поначалу дети отказывались от любой еды, потом – через несколько дней – проголодавшись, увидели сырую фасоль, которую с удовольствием съели. Постепенно они привыкли к нормальной еде и через какое-то время кожа их обрела привычный цвет. Научившись говорить по-английски, дети объяснили, что они пришли сюда из края, где никогда не светит солнце и всё всегда как в сумерках.
Излишне говорить, что никто так и не узнал – что это было.
Иногда в разговорах про город Прагу приходится слышать что-нибудь вроде – ой, Прага, скучный город, что там хорошего? Ничего не может быть дальше от истины.
В средние века город Прага славился на весь мир своими алхимиками. По каким-то причинам алхимиков Прага влекла, как огонь свечи влечет мотыльков. Даже короли там были алхимиками; например, император Рудольф 2-й.
Алхимики съезжались в Прагу отовсюду. Именно туда переехал жить великий английский мистик Джон Ди, а когда он уехал оттуда, там остался его медиум Эдвард Келли. Сохранилась даже башня, в которой располагалась его лаборатория. Или почти располагалась – теперь уже сказать точно сложно.
Именно в Праге делали гомункулусов и големов, именно там учились совершать Великое Делание. Там находился Дом Фауста, где бездомный студент нашел однажды кучу денег, а потом получил от сами знаете кого предложение продать душу, а потом стал оккультистом и был в итоге забран из этого мира через дыру в потолке. Именно в Праге происходит действие страшных романов «Голем» и «Ангел Северного Окна» (как раз посвященного Джону Ди).
Более того, весь город был построен исходя из мистического плана, связанного с Зодиаком.
Так что город Прага – непростой, и всё, что там было, остаётся там до сих пор.
Вообще, Средние века были временем интересным. Вот, например, в Европе в Средние века свирепствовала танцевальная чума, известная также как танец Святого Витта или хореомания. Заболевшие этой болезнью вдруг начинали массово танцевать на улицах, не переставая, пока не падали от истощения и потом умирали. И болезнь эта была заразна.
Вот, например, в июне 1374-го года случилась вспышка этой чумы в Аахене, Германия; вскоре болезнь распространилась до Кёльна, Фландрии, Утрехта и Италии. А через 100 с небольшим лет, в июле 1518-го года, в городе Страсбурге женщина по имени Фрау Троффеа начала танцевать на улице; в течение 4-х дней к ней присоединились еще 33 человека. Через месяц их было уже более 400, и многие умирали от сердечного приступа.
Многие считали, что эта болезнь происходит от проклятия, посланного Святым Виттом; иногда паломничество к его мощам или к местам, посвященным ему, действительно оказывало целительный эффект.
Но что это было на самом деле – сказать теперь невозможно.
Слово «богема» в наше время обозначает человека свободного духом, живущего свободной жизнью. Но когда-то Богемия была реальной страной. Она существовала с 9-го века и продолжалась до 20-го века: географически Богемия это западные две трети чешской республики. Кстати, император Рудольф 2-й был властителем именно Богемии.
Термин «богема» появился во Франции, когда в 19-м веке писатели и художники начали переселяться в дешевые районы Парижа; а раньше там жили цыгане. Во Франции цыган называли «богемцами», поскольку большая часть французских цыган была родом именно из Богемии; слово это постепенно стало обозначать вообще всех цыган. Постепенно слово «богема» стало обозначать всех творческих артистических типов, живших в этих районах; а потом – и вообще всех творческих людей.
Поговорили о словах – давайте поговорим и о цифрах.
Как мы считаем? Ну как – понятно, как. Раз, два, три и т д. Как ни удивительно, это неверно. Первое позитивное число это ноль. А куда же он делся? Объяснение простое: богословское.
В средневековой Европе рассуждали примерно так: что такое ноль? Это пустота, ничто; а кто обитает в ничто? Ну, понятно – тот самый, чьего имени мы не можем называеть. Нельзя иметь дело с бесовской цифрой, поэтому ноль в итоге оказался на многие века под запретом.
Этот подход стал причиной многих неувязок – в частности, с календарем. Само собой, очевидно, что Спаситель просто не мог родиться в год, обозначенный бесовской цифрой, поэтому считается, что Спаситель родился в первый год, а до этого был год «– 1» до Рождества Христова. Один год куда-то делся: налицо полное исчезновение 365 дней.
С другой стороны, то ли еще бывает.
А вот еще одна история: история джинсов.
Само собой, понятно, что толстая хлопковая ткань существовала всегда; но в 1873-м году портной Джэйкоб Дэвис предложил компании Леви Стросса идею рабочих штанов из ткани «деним» с медными креплениями в местах особенного натяжения. «Деним» значит «ткань из Нима» – французского города, где ее красили в синий цвет.
А слово «джинсы» произошло из французского произношения города Генуя, где такие штаны впервые были изготовлены. Поначалу их носили бедные фермеры и золотоискатели; но после того как актер Джеймс Дин, известный как символ молодежного бунта, стал носить джинсы в своих фильмах, джинсы стали простым методом подражать своему кумиру и выказывания бунта для всего остального мира.
Так из скучной спецодежды джинсы стали модной и даже гламурной одеждой.
Но отвлечемся на секунду от историй.
Федор Михайлович Достоевский говорил так: «когда взрослый человек играет с ребенком, у него исцеляется душа. Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтобы сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними».
Собственно, и в Священном Писании сказано: «если не будете как дети – не войдете в царство Небесное».
Что же такого особенного в детях? Дети еще не успели усвоить азбуку жизни, известную взрослым, они еще не знают – как называется то или иное, еще не умеют правильно себя вести. А что значит правильно?
Правильным считается поведение, благодаря которому человек получает те материальные и духовные блага, имея которые, ему будет удобно жить в обществе. А что это за блага – определяют за ребенка взрослые. Другая писательница, Урсула Ле Гуин, сказала: «взрослый творческий человек – это ребенок, который выжил». Наблюдая за ростом детей – не могу не согласиться. Мы часто учим детей приспособлению, учим – как мимикрировать, как скрыть свою творческую индивидуальность, чтобы быть принятыми в обществе. И даже не спрашиваем – а хотят ли дети быть принятыми. Впрочем, конечно, на самом деле хотят: как и все мы. Просто в какой-то момент стоит спросить себя однажды – стараясь понравиться другим, остаюсь ли я собой.
Впрочем, дети, как правило, остаются. Так что – будьте как дети.
Мне будет приятно, если вы скажете мне "спасибо" не только просмотром, комментарием или лайком, но и рублём. Вот ссылка для переводов: