В Самаре врачи СОКБ Середавина сумели вернуть цензурную речь и частичную подвижность конечностей молодому мужчине, который в 23 года, более 20 лет назад, перенес тяжелейший инсульт. Болезнь оставила Илье Коробову только левую руку, но он научился именно ей вырезать из дерева шикарные картины. А теперь молодой человек заново учится говорить, читать и орудовать правой рукой.
«НЕ ПУГАЙТЕСЬ, ОН МОЖЕТ ИНОГДА ВЫРУГАТЬСЯ МАТОМ»
- Вы только не пугайтесь, Илья может материться, - предупреждают врачи, когда мы идем знакомиться с их пациентом. – Это не специально, это из-за нарушений мозга: после инсульта в его лексиконе остались только такие слова. Но к нему уже начала возвращаться и обычная речь, и это очень большое достижение.
Илье Коробову из Отрадного 45 лет. Когда ему было всего 23, молодой человек перенес тяжелейший инсульт.
- Илья мечтал стать военным, как его старший брат, поэтому после школы сразу отправился в армию, - вспоминает мама парня Галина Коробова. – Отслужил, вернулся, строил планы на жизнь.
Но им не суждено было сбыться. В 23 года у молодого парня случился ишемический инсульт. Врачи лишь развели руками – виновата оказалась врожденная аномалия, антифосфолипидный синдром, из-за которого повышается вероятность образования тромбов.
- Врачи месяц боролись за его жизнь, нам говорили – надежды на то, что Илья выживет, почти не было, - рассказывает Галина Коробова.
Медикам удалось буквально вытащить Илью с того света. Но состояние парня продолжало оставаться тяжелым, у него были серьезно поражены правые конечности и полностью нарушена речь. Лишь через полгода Илья научился сидеть, через год – с трудом ходить, опираясь на трость.
- Мы 10 лет ездили на реабилитацию в московский институт, - рассказывает Галина Коробова. – Серьезных успехов не было, но мы очень благодарны психологам, которые работали с Ильей – они возродили в нем интерес к жизни, уверенность, что нужно продолжать жить несмотря ни на что.
ДЕРЕВЯННАЯ РОЗА ДЛЯ МАМЫ
В 2015 году Илья впервые взял в руку стамеску и попробовал вырезать фигурку из дерева.
- Никогда до этого ничего подобного не делал, разве что в школе помогал стенгазету оформлять, - до сих пор удивляется Галина Коробова. – Ну и дед у него вырезал из дерева, так что Илья в детстве видел, как он это делает.
Первые же попытки увенчались успехом – деревянные дощечки и бруски в руках у Илья неожиданно обретали форму и превращались в чудесные фигурки. Самой первой Илья вырезал розу – и подарил ее маме, которая самоотверженно выхаживала его все эти годы.
Дальше – больше. Раз за разом Илья оттачивал мастерство, первые работы из сосны сменились на липу (вырезать из нее проще), вместо старой дедовской стамески покупались специальные инструменты.
- Илья часто вдохновляется карандашными рисунками, которые находит в интернете, и воплощает их в дереве, - рассказывает Галина Коробова.
Сейчас на счету молодого человека – десятки картин из дерева. Чаще всего он просто дарит их друзьям и знакомым, иногда – вырезает что-то по их просьбе. Его талант уже получил признание – у Ильи прошли несколько персональных выставок работ.
А шесть лет назад Илья решил вновь научиться плавать. В юности, до инсульта, молодой человек очень любил этот вид спорта. Сила воли и помощь тренера помогли ему вернуть утраченные навыки, несмотря на парализованную руку. Сейчас у Ильи второй взрослый разряд по плаванию, на его счету – призовые места Всероссийских соревнований в его категории.
ЧИТАЕТ БУКВАРЬ ПО СЛОГАМ
В 2013 году Илья Коробов вновь обратился в СОКБ Середавина - больницу, врачи которой сумели спасти его после инсульта.
- До обращения к нам Илья активно проходил реабилитацию, но существенных результатов, к сожалению, достичь не удалось, - рассказывает врач-невролог СОКБ Середавина Татьяна Кузнецова. - Мало того, что плохо двигались рука и нога, у него еще нарастала спастичность – спазм, неестественное положение конечностей, возникла опасность пролежней в кисти. Для лечения мы применили ботулинтерапию – введение ботулотоксина (препарат, близкий ботоксу – Прим. Авт.). Кроме того, Илья занимался лечебной физкультурой по уникальной французской программе направленной самореабилитации. Ее суть проста: слабые мышцы мы активируем, а спастичные – растягиваем. В результате спастичность уходит, а слабые мышцы начинают действовать
За несколько лет удалось достичь удивительных результатов. Илья смог ходить без трости, частично вернулась подвижность правой руки. А около трех лет назад начала возвращаться и цивилизованная речь.
- Это нельзя объяснить спонтанным улучшением, потому что со времени инсульта прошло уже 19 лет, - объясняет Татьяна Кузнецова. – Возврат речи связан с тем, что в голове центр речи и центр мелкой моторики находятся очень близко, поэтому разрабатывая мелкую моторику мы способствовали и восстановлению речи.
Пока Илья может говорить только простые слова, но он активно тренируется для расширения лексикона. Вместе с мамой по слогам читает детский букварь, старательно артикулирует, пытаясь выговорить особенно сложные места. Медики настроены оптимистично: Илье предстоит еще долгий путь восстановления, но есть все шансы вернуть подвижность конечностей и речь практически в полном объеме.
Автор: Ольга НОВИКОВА. Из архива «КП»