Найти тему
Мир чудес

Ануннаки: кем были эти существа из Теории древних астронавтов?

Оглавление

Современная эпоха стала свидетелем невероятного всплеска популярности у всех видов средств массовой информации, касающихся мифологии древних жителей Месопотамии. 

Эту постоянно растущую тенденцию подпитывают труды ряда исследователей, которые предполагают связь между шумерскими мифами и теорией о том, что человеческая раса была спроектирована или создана группой внеземных существ. Известная как Теория древних астронавтов, эта область в значительной степени опирается на переводы клинописных табличек, предположительно сделанных Захарией Ситчином, чья серия книг «Хроники Земли» легла в основу современных верований в инопланетных богов.

Упорядоченная вселенная и клинопись (общественное достояние), а также аккадский цилиндр с изображением аннунаков.
Упорядоченная вселенная и клинопись (общественное достояние), а также аккадский цилиндр с изображением аннунаков.

Центральное место в повествовании Ситчина занимает группа мифических существ, известных как аннунаки, которые, как он утверждал, скрестили свою ДНК с ДНК Homo erectus, чтобы создать человечество — с целью использования людей в качестве рабов для добычи золота и других полезных ископаемых.

Сегодня эти аннунаки часто изображаются как эквивалент ветхозаветного Бога-творца.

Аннунаки создали человечество? (Общественное достояние)
Аннунаки создали человечество? (Общественное достояние)

Но что на самом деле говорят клинописные таблички шумеров об аннунаках и других мифических существах? Как версия об этих существах и их деятельности, представленная в Теории древних астронавтов, соотносится с тем, как они на самом деле были представлены в древнем мире?

«Княжеская кровь»

Начнем с того, что слово «ануннаки» переводится как «княжеская кровь» или «семя Ану», а не «те, кто спустился» или «те, кто пришел с небес на землю», как утверждают многие современные источники. Ануннаки — это «шумерские божества старого изначального времени»; пантеон богов, которые были детьми бога неба Ану и его сестры Ки. Примечательно, что некоторые ученые пришли к выводу, что ануннаков правильнее считать полубогами или полубожественными существами. По-видимому, Ки, сестра Ану, изначально не считалась божеством и ей был приписан статус богини гораздо позже в истории мифологического цикла.

Аккадская цилиндрическая печать, датируемая примерно 2300 годом до н.э., с изображением божеств Инанны, Уту и Энки, трех представителей аннунаков. (Общественное достояние)
Аккадская цилиндрическая печать, датируемая примерно 2300 годом до н.э., с изображением божеств Инанны, Уту и Энки, трех представителей аннунаков. (Общественное достояние)

Как объяснил Уильям Клаузер:

«Некоторые авторитетные ученые сомневаются, считалась ли Ки божеством, поскольку нет никаких свидетельств существования ее культа, а имя встречается только в ограниченном количестве шумерских текстов о сотворении мира. Сэмюэл Ноа Крамер отождествляет Ки с шумерской богиней-матерью Нинхурсаг и утверждает, что изначально они были одной и той же фигурой. Позже она превратилась в вавилонскую и аккадскую богиню Анту, супругу бога Ану (от шумерского Ан)».

По сути, это означало, что ануннаки родились от союза бога неба и смертной женщины, которая позже была обожествлена в мифических традициях.

Четыре статуэтки из медного сплава, датируемые 2130 годом до н.э., изображающие четырех древних месопотамских богов в характерных рогатых коронах. (Усама Шукир Мухаммед Амин/CC BY-SA 3.0)
Четыре статуэтки из медного сплава, датируемые 2130 годом до н.э., изображающие четырех древних месопотамских богов в характерных рогатых коронах. (Усама Шукир Мухаммед Амин/CC BY-SA 3.0)

Из праха в прах

Кроме того, «Ки» на шумерском означает «земля», а супруга Ану иногда считается олицетворением самой земли. Это похоже на библейскую традицию, где смертные были созданы из праха земного (Бытие 2:7). Концепция группы полубожественных существ, рожденных смертными женщинами, очень похожа на библейскую и внебиблейскую традицию нефилимов.

Одним из наиболее часто упоминаемых древних текстов, описывающих нефилимов, является внебиблейская книга 1 Еноха, приписываемая патриарху Еноху, сыну Иареда и отцу Мафусаила. Сегодня Книга Еноха считается апокрифическим текстом и отвергается большинством основных теологических учреждений, но так было не всегда. Многие из ранних отцов церкви, такие как Афинагор, Климент Александрийский, Ириней и Тертуллиан, принимали книгу как Священное Писание, и фрагменты 10 копий Книги Еноха на арамейском языке были найдены среди свитков Мертвого моря. Книга Еноха также цитируется в библейской книге Иуды, и было подсчитано, что в самом Новом Завете содержится еще несколько сотен ссылок на нее.

Иисус Навин 1:1, Алеппский кодекс, 10 век н.э. (общественное достояние)
Иисус Навин 1:1, Алеппский кодекс, 10 век н.э. (общественное достояние)

Сыны Божии, дочери человеческие

В наиболее известных частях 1-й книги Еноха подробно рассказывается о некоторых событиях до Всемирного потопа, описанных в Библии (в частности, в главе 6 книги Бытия, стихах 1-4).

Согласно 1-й книге Еноха, группа из 200 падших ангелов, известных как Стражи, возглавляемая человеком по имени Семьяза (или Семджаза), спустилась на гору Хермон, где поклялись завести родословную от человеческих женщин.

Каждый из них «взял себе жену, и каждый выбрал себе одну, и они начали входить к ним и осквернять себя с ними», союз, который привел к рождению «великих исполинов».

Эти исполины в конечном итоге «поглотили все приобретения людей», и, «когда люди больше не могли их содержать, исполины обратились против них и пожрали человечество». (1 Енох, гл. 6-7) Эти действия провоцируют действие Бога, который проклинает исполинов на войну друг с другом, «чтобы они могли уничтожить друг друга в битве», и посылает архангелов, чтобы связать руководство Стражей «в долинах земли» (1 Енох 10). Как хорошо известно сегодня, еврейские тексты называют могущественных существ, рожденных Стражами, нефилимами.

Местоположение святилища аннунаков

Ученые обнаружили глубокое сходство между мифологиями аннунаков и нефилимов. В 1971 году Эдвард Липински опубликовал научный анализ нескольких древних текстов, включая старовавилонскую версию «Эпоса о Гильгамеше», все они содержат важные детали, раскрывающие истинное местоположение святилища аннунаков в древневосточной мысли и космологии. Липински обнаружил, что: «На самом деле, древневавилонская версия [эпоса о Гильгамеше] отождествляет Хермон и Ливан с обиталищем аннунаков».

Он обращает внимание на строки 12–21 древневавилонского «Эпоса о Гильгамеше», в которых рассказывается об уничтожении Хумбабы, стража обители богов, руками спутника Гильгамеша Энкиду, после чего в тексте говорится, что эти двое «проникли в лес и открыли тайное жилище аннунаков». В то время как более поздние мифологии предлагают альтернативные места обитания аннунаков, Липински объясняет, что древнейшие месопотамские и ближневосточные ханаанские тексты указывают на кедровый лес на горе Хермон:

«…следы древней традиции можно найти в упоминании горы, которая была обителью богов, и доступ к которой был скрыт кедровым лесом, чьим стражем был Хумбаба. Эта гора, как мы полагаем, была Антиливан-Хермон… Южный хребет Антиливана, вероятно, является горой, в ущельях которой, согласно старовавилонской версии «Эпоса о Гильгамеше», обитали аннунаки. В древневавилонский период аннунаки все еще были богами в целом… Таким образом, гору Хермон следует отождествлять с обиталищем богов».
Заснеженная гора Хермон. (Общественное достояние)
Заснеженная гора Хермон. (Общественное достояние)

Небо и Земля соединяются

Липински также указывает на тот факт, что гора Хермон считалась хранительницей международных договоров в Древнем мире, и связывает эту традицию с клятвой, принесенной Стражами в Книге Еноха. Включая в свое исследование апокрифические тексты, такие как «Завет двенадцати патриархов» и Книгу Еноха, Липински приходит к выводу:

«Гора Хермон — это космическая гора, соединяющая землю с нижними небесами. Та же концепция лежит в основе эпизода с сынами Божьими в Книге Еноха. Небесные существа собираются на вершине горы Хермон, потому что это гора богов, ханаанский Олимп».

Гора Хермон расположена на южной оконечности горного хребта Антиливан, на границе Сирии и Ливана. Самая высокая вершина Хермона достигает 2814 метров. Местность изобилует древними алтарями, которым уже тысячи лет, и еще совсем недавно, во времена Константина Великого, здесь было множество святилищ. Еще более важным является тот факт, что Гильгамеш был известен в Древнем мире тем, что получил знания из допотопного (или «допотопнопотопного») мира, как утверждается в Угаритском эпосе о Гильгамеше (строки 5–9):

«Он исследовал все места силы, он познал всю полноту мудрости обо всех вещах. Тот, кто проделал дальний путь, чтобы обрести Абсолютную мудрость, кто пересек океан, широкое море, до самого восхода солнца: он принес вести из допотопной эпохи».

Эти отрывки замыкают круг в интерпретации Липински древневавилонской версии «Эпоса о Гильгамеше», где древний царь отправился на гору Хермон — обитель аннунаков…