Интересно, но факт: у Габриэль Шанель были особо тёплые отношения с испанскими и русскими художниками. Так сложилось, что именно они составляли круг парижской богемы 1920-30-х годов, куда входила и Коко.
▪️Хосе Мария Серт, роскошный монументалист, незаслуженно забытый после смерти, был мужем ее подруги Миси. Супруги, желая отвлечь Шанель от мрачных мыслей после трагедии с Боем, всячески поддерживали ее, предложив ей вместе с ними отправиться в путешествие по Венеции. Серт опекал Шанель в той поездке, как ребёнка, закармливал изысканными ресторанными деликатесами и старался поднять ей настроение любым способом. Там, в Венеции, кстати, и началось знакомство Шанель с Дягилевым и русской культурой.
▪️Дягилев ввёл ее в парижский круг богемы – поэтов, музыкантов и художников, где она познакомилась с другим мэтром – Пабло Пикассо. Они дружили, как две глыбы, две махины, одинаковые по масштабу, но каждый в своей сфере. Коко поначалу смотрела на Пикассо слегка «снизу-вверх», а он считал ее самой разумной женщиной на свете и не скрывал своего восхищения ею.
Они долгие годы дружили, Пикассо, имея маниакальную боязнь одиночества, порой оставался ночевать в специальной гостевой комнате ее роскошных апартаментов на Фобур Сент-Оноре, когда его жена, русская балерина Ольга Хохлова, уезжала на лечение в санаторий. Сама же Ольга была подругой и одной из любимых клиенток Шанель.
Шанель и Пикассо не только дружили, но и вместе работали над знаменитым балетом «Голубой экспресс» – Шанель делала костюмы, Пикассо был автором эскиза декораций и программок к спектаклю.
▪️А вот саму картину Пикассо перенёс на театральную декорацию сцены другой художник – родом из России. Александр Шервашидзе. Он был правнуком последнего Абхазского правителя, родился в Феодосии, а живописи обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе В.Д.Поленова. В России был одним из самых известных сценографов Петербургских императорских театров — Мариинского и Александринского, но после революции покинул Россию и сотрудничал в Париже с Дягилевым в «Русских сезонах», где и познакомился с Шанель.
Работая над декорацией к балету «Голубой экспресс», он сделал невозможное. Во-первых, перенёс на огромный размер рисунок Пикассо с такой четкостью, что сам маэстро поставил не декорации автограф, как будто это была его собственная работа. А во-вторых, сделал он это в невероятно короткий срок – за 24 часа. Шанель была под таким впечатлением от него, что все цветы, подаренные ей на премьеру балета, отправила «князю Шервашидзе».
▪️Ещё один художник из России был другом Шанель. Лео Бакст. С ним она познакомилась заочно задолго до реальной встречи, когда увидела и была поражена декорациями его авторства к спектаклю «Шехерезада», поставленному Дягилевым и его «Русским балетом». А уже позже, в дружеском общении с Дягилевым и в его окружении, когда познакомилась с Бакстом, он все время порывался написать портрет Коко, а она каждый раз отказывалась, шутливо называя его «старым попугаем», хотя ему было всего 54, а ей 38.
▪️Сальвадор Дали. Величайший сюрреалист, гениальный провокатор и мастер перформансов, вместе с Габриэль устраивал костюмированные балы и вечеринки с переодеванием. Он с Галой не раз гостил на вилле Шанель «La Pausa». И единственная картина, которая хранится в квартире Шанель на rue Cambon – это одинокий золотой колосок на темном фоне авторства Дали. Эту картину он написал в 1947 году специально для неё. Именно такой – хрупкой, но стойкой и излучающей сияние в глубокой темноте – он видел свою необыкновенную подругу Габриэль Шанель.
Автор: Елена Гетьман
/фотоматериалы: Э.Шарль-Ру «Время Шанель», Ж. Пикарди «Coco Chanel. Легенда и жизнь», И.Фимейер «Шанель. Частная жизнь»