Найти тему
Статский Советник

Что сейчас собирают на Рижской автобусной фабрике, родине советских «РАФиков». Расскажем

Оглавление

Популярные в советское время микроавтобусы производились на Рижской Автобусной Фабрике, начиная с 1975 года. Полное название модели – РАФ 2203 «Латвия».

Эти транспортные средства находили широкое применение в транспортной сфере до двухтысячных годов.

За те 10 лет, в течение которых завод поставлял автобусы на потребительский рынок, модели РАФов менялись несколько раз.

История развития РАФ

В мирное, довоенное время на базе ВМВ в центре Риги открылись два цеха:
1. Деицманиса;
2. Потреки.

Когда власть захватили революционеры, советская власть установилась и в Латвии.

Второй Рижский автозавод был собран из национализированных (изъятых у частных предприятий) цехов и мастерских.

Когда окончилась Великая Отечественная война, Правительство СССР пришло к необходимости поставить на поток производство автобусов в Латвии.

Но прежде предстояла реорганизация РАРЗ №2 в РЗАК.

Поначалу РЗАК функционировал совместно с несколькими машиностроительными заводами.

Наконец, в начале 1950-ого года эти предприятия были объединены с Рижской автобусной фабрикой.

Вот так в 1947 году, после войны, в Латвии начал свою работу РЭАФ на базе старого металлообрабатывающего завода.

РАФ-8
РАФ-8

Первой продукцией вновь созданного предприятия стали автомобили по заказу для Красной Армии.

Пол понятным причинам первые автомобили были копиями уже популярных марок. Первые 24 автомобиля РАФ-651 были выпущены в 1953-ем году.

По внешним параметрам они были копией ГАЗ-651 Горьковского автомобильного завода.

После знакомства с немецкой маркой Фольксваген в пятидесятых годах в Риге было освоено производство первых микроавтобусов.

Новую модель РАФ - 10 «Фестиваль» разрабатывали конструкторы: Я. Оситис, Г. Силс, Л. Клеге.
После первых испытаний в 1958 году все недоработки новых моделей микроавтобусов были устранены.

Чуть позднее с конвейера Рижского цена сошла новая модель РАФ-8. Но широкого применения эта марка не получила.

Тем не менее, после этих наработок коллектив получил ценный опыт, с учетом которого был разработан РАФ-977 «Латвия».

РАФ-977 "Латвия"
РАФ-977 "Латвия"

В то время требуемых мощностей для массового производства микроавтобусов было недостаточно, вследствие чего производство данной модели было переведено на другие заводы – ЛАЗ (Луганский автомобильный завод) и ЕрАЗ (Ереванский автомобильный завод).

Начиная с 1960-х годов микроавтобус «Латвия» прошел положенные испытания и стал настоящей гордостью республики.

Микроавтобус отправляли за рубеж, он был востребован в десятках разных стран, включая Индию и Иран.

Автозавод с 1976 году существенно расширили в части производственных мощностей. В цехах освоили дополнительный выпуск 17000 единиц техники ежегодно.

В начале восьмидесятых годов фабрика приступила к производству РАФ-2203. Это были спецмашины («Скорая помощь», «Милиция», «ГАИ» и другие транспортные средства специального назначения), маршрутные такси и микроавтобусы для коммерческих целей.

РАФ-2203
РАФ-2203

Падение объемов производства

Начиная с конца 1980 года, у Рижской Автомобильной Фабрики появились сильные конкуренты. Качество продукции существенно понизилось, в связи с чем руководство предприятия было от работы отстранено.

Позднее были предприняты попытки модернизировать предприятие, но из-за развала Советского Союза завершить запланированные процессы модернизации не удалось.

Когда Латвия получила независимость от СССР, RAF выкупили (приватизировали), после чего владельцем данного предприятия стало Акционерное Общество.

Видимо, средств на восстановление производственных мощностей не хватило, в итоге бывшее советское предприятие развалилось.

РАФ "СТИЛС" в виде автомобиля "скорой помощи", не получивший распространения
РАФ "СТИЛС" в виде автомобиля "скорой помощи", не получивший распространения

В последний раз попытка дать вторую жизнь заводу была предпринята в 1993 году, но РАФ «СТИЛС» оказался не востребованным на потребительском рынке, как в Латвии, так и за рубежом.

Рынок постсоветского пространства заполонили иномарки, которые отличались лучшими техническими и потребительскими характеристиками.

Кроме того, в нашей стране стали выпускать ГАЗели, которые, будучи конкурентоспособными, стали пользоваться спросом (в отличие от РАФов), и постепенно вытеснили рижские микроавтобусы с рынка.

Наконец, предприятие по производству автобусов в Риге было остановлено.

С учетом неплатежеспособности и низкой рентабельности РАФ оказался банкротом.

Рижский автомобильный завод в постсоветский период
Рижский автомобильный завод в постсоветский период

Потеря таких перспектив для Латвии оказалась весьма удручающей. Помимо экономических связей, страна утратила и партнерское единство с Россией после распада Советского Союза.

Теперь автомобильное производство не объединяло бывших стран-партнеров.

Олин из корпусов завода
Олин из корпусов завода

Переговоры о том, чтобы возродить производство микроавтобусов в партнерстве с зарубежными странами, включая Россию, были предприняты в 2000 и 2008 годах, но ожидаемого результата не дали.

Организация совместного производства с целью выпуска микроавтобусов, электрокаров и прочих видов востребованной спецтехники оказалась нецелесообразной - к консенсусу стороны так и не пришли.

⚠Поддержите канал - не забудьте нажать "подписаться". Это очень поможет выходу новых публикаций и продвижению канала✔

Использованы фото из открытых источников

Авто
5,66 млн интересуются