Мы вместе с моей коллегой Олей работали в одном городе, но в разных центрах, как-то я заехала забрать её с работы.
С порога Оля затянула меня в кабинет со словами «у нас срочный консилиум, пойдем смотреть»
В кабинете была девочка, которая тут же попросила у меня наушники, я естественно отдала, ещё там было два инструктора
Суть консилиума:
Ребенку 8 лет, НП нет, отлично сотрудничает, почти не говорит, но очень понятно объясняется всеми доступными способами
В чем сложность?
В ошибках
Ребенок ошибается, в простых задачах, которые точно знает как делать, ошибается во ВСЕХ видах деятельности. Например, может спокойно надеть ботинки, а может сидеть пол часа и пытаться засунуть правую ногу в левый.
Очень сложно определить, почему так происходит. Сначала выглядит, как дефицит навыков.
Но после многократных ошибок, ребенок бегло и правильно выполняет задание. Т.е. можно сделать вывод, что ей важно быть успешной и доделать до конца.
🎨Например, сортировка предметов по цветам в цветные тарелочки:
Ребенок делает несколько проб правильно, потом ошибается, потом после фидбека «подумай», перебирает несколько вариантов, в итоге кладет правильно. При этом в процессе, может смотреть на нужную тарелочку, но положить в другую.
Есть ощущение, что ребенок ошибается специально, но непонятно что подкрепляет это поведение 🤔
‼️До нас было уже перепробовано несколько вариантов:
• Ребенку давали яркую эмоциональную обратную связь в случае правильного действия, и не давали в случае ошибки
• Давали выполнить задание самостоятельно, без реакции взрослого
• Меняли инструкторов, помещение, материал, инструкцию, задание
• Сажали рядом инструктора, который тоже выполнял задание и в случае ошибки получал наказание (как понятие АВА - не удар в колено 😅)
• Использовали сверхкоррекцию
• Прерывали и начинали задание заново в случае ошибки
• Работали в паре с другим ребенком
👀После уточнения всех вопросов я написала Ане (помните я тут рассказывала про Аню Маслову, она BCaBA, IBA лектор и просто хороший человек)) - «у нас срочная интервизия»
Аня человек простой - срочная значит срочная и вот она включается в мозговой штурм посредством аудио сообщений
🤩А дальше было вот то, что я считаю одним из самых крутых аспектов в нашей работе
Итак:
1. Аня предположила функцию поведения внимание
2. Мы с Олей сначала засомневались, ведь разные варианты предоставления внимания проверялись
3. Я предложила проверить на задании, где невозможно ошибиться, например надеть одинаковые колпачки на фломастеры (чтобы вы понимали, девочка попробовала ошибиться - надеть колпачок другой стороной). Потом мы проверили на задании собрать башенку из Лего (одинарные кубики, чтобы наверняка)
4. Потом Оля предположила, что может это все таки внимание, но не в виде реакции взрослого, а в виде увеличения времени взаимодействия со взрослым (ошибаюсь - задание продолжается)
5. Мы решили попробовать использовать таймер.
Т.е. задание завершается по звонку - ребенок отправляется на перемену. Вне зависимости от того успела ли доделать задание или нет.
😱 Девочка конечно, не ожидала такого поворота событий
После трех неудачных сессий (не успевает из-за ошибок доделать), мы увеличили время, чтобы создать успешную ситуацию и показать, что она может успеть и завершить задание
👀И мы все вместе наблюдали, как от сессии к сессии, ошибок становилось все меньше и меньше
Она сама стала просить заниматься и сама исправлять ошибки (не дожидаясь реакции инструктора). Скорость исправления тоже выросла
🔥В конце концов она сама разложила на столе материал, привлекла внимание инструктора, села заниматься и после запуска таймера выполнила задание на сортировку, сделала всего две ошибки, сама их исправила и без единого комментария со стороны инструктора завершила задание одновременно с сигналом таймера
И мы (я, Оля, директор центра, два инструктора) такие 👏👏👏👏👏👏👏
Все, включая девочку были абсолютно счастливы
Очень нравятся мне эти совместные мозговые штурмы и решения в моменте