Кольцевые гонки — общий термин для большинства видов автомобильных и мотоциклетных гонок, проводящийся на специально построенных гоночных трассах (автодромах) с ровным твёрдым покрытием.
Большинство современных кольцевых гонок осуществляются на трассах с формой, отличной от овала или круга, изобилующих поворотами: апексами, шиканами и шпильками, что увеличивает требования к технике, умению гонщиков (пилотов) и повышает зрелищность соревнований.
Кольцевые гонки очень популярны у зрителей, так как гонщики и их автомобили видны для зрителя на трибуне большую часть времени гонки, и перед его глазами чаще всего находится кто-то из гонщиков. Для телезрителей этот вид гонок предпочтительнее, чем другие, из-за плотной борьбы на трассе, обгонов, частых аварий, пит-стопов. Большинство кольцевых автогонок проводится на твёрдом покрытии, хотя в северных странах проводятся соревнования на ледовых (снежных трассах), а также существуют кольцевые гонки на грунтовом покрытии.
При заездах счет идет на доли секунды, за которые и сражаются лучшие в мире пилоты и инженеры, все масштабно и эстетично. Разные заезды подразумевают разное количество кругов, но условно их можно назвать короткими: редко один заезд длится более 2 часов.
Название гонки связано с тем, что в ходе соревнований автомобиль (мотоцикл, грузовик и так далее) движется по замкнутой траектории («кольцу»), в отличие от таких дисциплин, как ралли, ралли-рейды, подъём на холм, дрэг-рейсинг и другие, где участник перемещается между заданными пунктами. Однако некоторые виды соревнований, проводящихся по замкнутой траектории (автокросс, ралли-кросс, картинг), традиционно не относят к кольцевым гонкам. Автомобили (мотоциклы), предназначенные для кольцевых гонок, как правило, специально подготовлены для движения по ровному покрытию, обеспечивающему хорошее сцепление с дорогой и, как результат, высокие боковые ускорения.
Как и в других автомотоспортивных дисциплинах, такие автомобили (мотоциклы) подразделяются на классы или зачетные группы. Примеры таких классов в автоспорте — Формула-1, Формула-2, Формула-3, GP2, GP3, GT1, GT2, GT3, в России — Туринг, Легендс, Супер-Продакшн, Митджет и др. Примеры соревнований (чемпионатов, кубков, трофеев) по кольцевым автогонкам: «Formula 1 Grand Prix», «WTCR», «FIA WEC», «FIA European Truck Racing Championship», в России — «Чемпионат России в классе „Туринг“» и т. д. В мотоспорте: за рубежом — «MotoGP», в России — Чемпионат России по шоссейно-кольцевым мотогонкам (RSBK).
Серии соревнований по кольцевым автогонкам, как правило, объединяют в себе несколько гоночных классов, которые участвуют в заездах по очереди в течение гоночного уик-энда. Классы внутри серии могут быть равноправными (пример — «Российская Суперсерия», объединявшая классы «Митджет», «Легендс» и «Лада Гранта»), или иметь выраженный акцент на одном из классов (пример — «Formula 1 Grand Prix»), по отношению к которому остальные являются «гонками поддержки». Иногда в одном заезде объединяется несколько классов, близких по скорости, например — «24 часа Нюрбургринга» (более 10 классов), в России — «Туринг-Лайт» и «Супер-продакшн» в рамках Российской Серии Кольцевых Гонок.
Автомобильные кольцевые гонки —
Автомобильные гонки начались почти сразу после создания автомобилей, оснащенных бензиновыми двигателями внутреннего сгорания. Первые организованные соревнования прошли 28 апреля 1887 года во Франции по маршруту Neuilly Bridge - Bois de Boulogne. Первая гонка, в которой участники стартовали одновременно, состоялась в 1895 году (Париж — Бордо — Париж, 1178 км). Первой организованной серией соревнований можно считать «Неделю Скорости», состоявшуюся в Ницце, Франция, в конце марта 1897 года, где было собрано большинство существующих гоночных дисциплин, включая подъём на холм и спринт. Первые международные соревнования, то есть те, в которых, помимо личного зачета, появился зачет стран-участниц — «Кубок Гордона Беннетта» (Gordon Bennett Cup).
В начале XX века появляются первые стационарные автодромы. Они обеспечивали больше комфорта и были более безопасными для зрителей по сравнению с гонками по дорогам общего пользования. Старейшим автодромом в мире считается Milwaukee Mie (США, штат Висконсин), открытый в 1903 году. Правда, перед этим он использовался для конного спорта. Поэтому его первенство оспаривает британский автодром Бруклендс, специально построенный для автомотоспорта в 1907 году в центре британской авиаиндустрии, где находился завод фирмы Vickers и аэродром. Строительство этого сооружения положило начало традиции размещать автодромы вблизи или на месте авиационных баз и аэропортов. После Второй мировой войны большинство британских гоночных трасс было построено по этому принципу. В России характерный пример — Автодром АДМ (Мячково), строительство которого на подготовленной площадке одноимённого аэродрома позволило значительно сократить издержки. В конце 1940-х организационно оформляются кольцевые гоночные серии, которые сегодня входят в число самых коммерчески успешных спортивных предприятий мира: NASCAR в США и «Формула-1» в Европе.
В ссср
В Прибалтике кольцевые гонки начали развиваться ещё до её присоединения к СССР. На эстонской трассе Пирита-Козе-Клоостриметса первые мотогонки состоялись в 1933-м, автогонки — в 1934 году. В 1938 открылся «Межапарк» под Ригой, с 1930-х проходят гонки вблизи Пярну (Эстония). В Москве для кольцевых гонок использовался с 1961 года стадион Лужники; однако, после смертельной аварии Рудольфа Гольдина в 1965 году гонки там были запрещены. В Санкт-Петербурге кольцевые гонки проходили с 1958 года рядом со стадионом имени Кирова на трассе «Невское кольцо». Первым советским спортивным комплексом, специально построенным для кольцевых автогонок, считается автотрасса в Бикерниекском лесу (Латвия, 1965). Второй стационарный автодром — «Чайка» под Киевом (1975). Последний подобный проект был осуществлен в Грузии вблизи столицы (Автодром Рустави).
В России
После распада СССР все стационарные автодромы оказались за границами России. Кольцевые гонки возобновились в 1993 году, одноэтапный чемпионат страны прошёл на трассе Невское кольцо. Годом позже прошли гонки на временной городской трассе «Воробьёвы Горы» перед зданием МГУ им. Ломоносова. В 1995-м кольцевые гонки проводились на дорогах испытательного полигона НАМИ под Дмитровым, завершается реконструкция автодрома Невское кольцо. В 1998-м открывается городская трасса «Тольятти-Ринг», одновременно выкладывается асфальтированная гоночная трасса на лётном поле Ходынского аэродрома.
Чемпионат России 1999 года проходит в семь этапов на трёх трассах — «Тольятти-Ринг», «Ходынка — Московское Кольцо» и «Невское Кольцо», Кубок России насчитывает 3 этапа. Развиваются классы гоночных формул (национальные Формула-1600 и Формула Русь, международная Формула-3) и кузовные классы (Туринг, Кубок Фольксваген Поло). В 2001-м Ходынка закрывается из-за начала жилой застройки, и московские этапы переносятся на Воробьевы Горы. Одновременно строится первая конфигурация гоночной трассы на аэродроме Мячково. Мячково реконструируется по требованиям Категории III FIA. По завершении реконструкции, трасса «АДМ» в Мячково на два года становится единственным полноценным автодромом страны.
В 2004-м дебютирует серия RTCC, впервые этапы проходят на временных трассах в Орле, Курске, Липецке. В 2007-м в Красноярске открывается новая стационарная трасса России — «Красное Кольцо». В 2008-м в Мячково впервые проходит Кубок Северной Европы (FIA NEZ) в классе Формула-3. В России дебютирует международный класс спортпрототипов Legends. Из-за финансовых проблем перестают проводиться чемпионаты Формула-Русь и Формула-3. В конце года закрывается «Невское Кольцо», в связи с реконструкцией стадиона им. Кирова. В 2009-м завершается строительство стационарных трасс «Смоленское Кольцо» и «Нижегородское Кольцо». В 2010-м на «Смоленском Кольце» впервые проходит международная гонка грузовиков (этап FIA European Truck Racing Championship). Чемпионат России 2009—2011 гг. проводится только в кузовных классах в рамках серии RTCC. 2011-м в RTCC приходят два новых класса — Mitjet и Lada Granta. В 2012-2013 годах главная гоночная серия страны получает наименование Russian Racing Championship, а с 2014 года — Российская серия кольцевых гонок
Разновидности кольцевых гонок: от формульных до туринговых
Существует множество разновидностей кольцевых гонок, каждая из которых имеет свои особенности и правила. Одним из самых известных видов являются формульные гонки, в которых участники соревнуются на специально разработанных гоночных болидах с открытыми колесами. Другим популярным видом кольцевых гонок являются туринговые гонки, в которых участники используют серийные автомобили, адаптированные для гонок.
Так-же такие разновидности как:
Russian Touring Car Championship (RTCC) — Российская серия кольцевых гонок (СМП РСКГ) — официальные соревнования по автомобильным кольцевым гонкам, проводимые РАФ в статусе чемпионата и кубка России с 2014 года, при поддержке SMP Racing. Является правопреемником чемпионатов и кубков страны, проводившихся с 1993 года (в том числе в рамках турниров RTCC (2004—2011) и RRC (2012—2013). В целом, Российская серия кольцевых гонок продолжает традиции отечественного автоспорта — которая отсчитывает свою историю с первого чемпионата СССР по кольцевым гонкам 1955 года. Таким образом, официальные соревнования под разными названиями проводятся более 60 лет.
С 2014 года СМП РСКГ проводится по соглашению РАФ и SMP Racing — программы поддержки и развития автоспорта в России. На этапы заявляются десятки спортсменов в нескольких классах. Соревнования проходят на современных автодромах в Подмосковье, Сочи, Казани, Нижнем Новгороде, Смоленске, Грозном, Ленинградской области. Вход на этапы СМП РСКГ для зрителей бесплатный, за редким исключением, прямая трансляция соревнований ведётся на официальном медиа-портале smp-rskg.tv с 2014 года и на официальном YouTube-канале серии, а также с 2018 года в прямом эфире телеканалов АВТО24 и Матч ТВ.
С 2015 года в СМП РСКГ заезды проводятся в пяти технических классах: соревнования зачётных групп Туринг и Туринг-Лайт в статусе чемпионата России, классы Супер-продакшн и S1600 (до 2019 года — Национальный), в которых разыгрываются Кубки России, и юниорское Первенство России в S1600 Юниор (до 2019 года — Национальный-Юниор). Участники зачётов Супер-продакшн и Туринг-Лайт стартуют с сезона 2019 года вместе (за исключением 1-го этапа сезона 2020 года, когда вместе стартовали пилоты Туринга и Супер-продакшна, а также Туринг-Лайта и S1600), в остальных случаях проводятся отдельные заезды для каждого класса.
В чемпионатах и кубках России по кольцевым гонкам участвовало немало известных представителей мира искусства, и спортсменов из крупных международных автоспортивных турниров. Например, актёр и музыкант Дмитрий Певцов, певец и басист группы «Ногу Свело» Максим Покровский, музыкант Виктор Смольский, президент республики Татарстан Рустам Минниханов. Пилот Александр Львов, стартовавший в RTCC, побеждал в европейских гонках грузовиков. В 2011 году победительницей Кубка России 2011 года в классе «МитДжет» стала Инесса Тушканова, неоднократная Playmate журнала Playboy. В одном из этапов сезона 2014 РСКГ принял участие 3-кратный чемпион Европы по ралли-кроссу Тимур Тимерзянов, а в 2015-м на старт выходил экс-пилот Формулы-1 Мика Сало.
В 2001 году во время второго этапа чемпионата России по кольцевым автомобильным гонкам дорожки были проложены по взлётным полосам аэродрома Мигалово. Это один из редчайших случаев в истории, когда гоночные заезды проходили по территории действующего военного аэродрома.
The National Association for Stock Car Auto Racing (NASCAR) — является своего рода «семейным» бизнесом в проведении крупнейших (и престижнейших) автогонок. Федерация была основана Биллом Францем старшим (Bill France, Sr) в 1947-48 году в США. С 2009 года принадлежит его внуку, Брайану Францу (Brian France). На протяжении уже более полувека, Наскар является крупнейшей авто гонкой в Соединенных Штатах. Гонка делится на 3 класса: Sprint Cup Series (Кубок спринта), the Nationwide Series (Национальная серия), and the Camping World Truck Series (Загородная мировая серия на грузовиках). Штаб-квартира Nascar расположена в Детройт-Бич, штата Флорида, юго-восток США.
В 1920-х и 1930х годах, Дейтона Бич становится местом для установления мирового рекорда скорости, вытесняя ранее предпочтительные страны, такие как Бельгия и Франция. После исторической гонки 1903 года, между Рэнсом Олдсом (Ransom Olds) и Александром Уинтоном (Alexander Winton) «пляж» стал пристанищем для гоночных энтузиастов. А к 1936-му году, Дейтона Бич становится синонимом быстрых автомобилей. Трасса, длиной в 4,1 мили (6,6 км), состояла из асфальтового и песчаного покрытия.
Участники соревнований, были преимущественно из, тех, кто во времена «сухого закона» нелегально доставляли контрабанду виски из штат в штат. Их автомобили были небольшого размера, чтоб успешно, в случае погони, уклоняться от полиции, и быть просто не заметными, среди роскошных и приметных автомобилей. Внешне ничем не примечательны, но внутри.. Уже тогда «гонщики» занимались глубоким тюнингом: расточкой блока цилиндров, уменьшения массы, усиление жесткости кузова.
Начало начал —
8 марта 1936 года гонщики не официально собрались в Детройте Бич для битвы, кто же из них самый-самый. Автомобили тогда были «разношерстные», как по мощности двигателей, так и по типам кузовов: купе, седаны, кабриолеты и профессиональные, спортивные. На протяжении всей гонки, тяжелые машины просто застревали в песке, в то время как более легкие Форды удерживали безусловное лидерство. Кстати, победитель первой «цивилизованной» гонки был Милт Марион (Milt Marion), а Билл Франц (будущий руководитель Nascar), занял тогда 5-е место.
К началу 1947 года вчерашний уличный гонщик, а ныне бизнесмен, увидел потенциал для единой гоночной серии. Франц объявил тогда о создании «Национального районного автомобильного чемпионата» (National Championship Stock Car Circuit), иначе известная по аббревиатуре как NCSCC. Организация не раз просила финансовой поддержки со стороны Американской автомобильной ассоциации, но получала лишь обещания, да и только. Тогда, Билл Франц, сам вложил деньги в NCSCC, в ту самую гонку, которая за один день перевернула всю его жизнь, да и историю автоспорта, пожалуй, тоже. Выигрыш 1000$ конечно по сегодняшним меркам небольшой, но в 40-е годы, это были вполне неплохие деньги: судите сами, популярный тогда Ford Deluxe Tudor Sedan 1947 стоил порядка 1300$, а его «имиджевый брат» — супер люкс Ford Super Deluxe Sportsman Convertible 1947, в котором даже для задних пассажиров форточки были с электроприводом, стоил 2280$.
Гоночный сезон состоял из 40 этапов, а посещаемость часто превышала вместительность, если можно так охарактеризовать саму трассу. Тогдашним победителем стал Фонти Флок (Fonty Flock), который одержал победу в 7 из 24 заездов.
NASCAR был основан, как уже говорилось выше, Биллом Францем 21 февраля 1948 года. Первоначально в планы входило следующее разделение на классы: модифицированные и родстеры среднего класса. По объективным причинам, «заряженные» автомобили приносили, и большие доходы и были более привлекательными для болельщиков. Впоследствии, если забегать немного вперед, классы стали «размытыми», всему виной последствия Второй Мировой Войны, когда производители просто физически не успевали делать другие комплектации, кроме стоковых. В этом году золотым призером стал Роберт «Рэд» Байрон (Robert «Red» Byron) победивший Маршала Тигуа (Marshall Teague) в самом престижном, классе «тюнинг».
Для сведения, в будущем, название «сток-кар» будет нести уже совершенно другой образ, нежели заводской автомобиль, это специально подготовленные автомобили для определенных зачетов, которые собираются вручную, но имеют некое сходство с серийными автомобилями. Но и тут есть исключения, так например, Dodge Daytona и Plymouth Superbird были изначально, с завода подготовлены для гонок этого класса.
В следующем, 1949 году ситуация как с классами, так и организацией сильно меняется, теперь Наскар не просто гонка для энтузиастов, а официальное мероприятие, в котором присутствуют единые для всех нормы и классы. И первая гонка состоялась 19 июня, в которой Джим Ропер (Jim Roper), благодаря дисквалификации его самого сложного конкурента Гленна Данауэла (Glenn Dunaway) одерживает победу, хоть, наверно и не заслуженную. Гонка проходила на новеньком автодроме Daytona International Speedway.
К 1950 году автомобили, участвующие в гонках, были практически без изменений. А уже спустя 10 лет, нормы безопасности ужесточаются, и это теперь участники — специально построенные для Nascar-гонки болиды, которые радуют, глаз и слух и по сей день!
В 1959 году появился специально построенный для гонок NASCAR огромный автодром Daytona International Speedway, а проводившаяся на нём гонка Daytona 500 стала звездой чемпионата.
Постепенно чемпионат отходил от своей философии участия чисто серийных машин — высокие скорости и асимметричные нагрузки требовали модификаций для повышения безопасности. Поначалу даже гонщики прорезали окно в днище, через которое можно было видеть наиболее нагруженное переднее правое колесо, чтобы вовремя заезжать на смену покрышек. В 1962 году в чемпионат пришли заводские команды, до этого поддерживавшие свои марки негласно, и началась гонка вооружений и роста скоростей. Прикрываясь определением «серийный автомобиль», компании Большой Тройки выпускали небольшие партии машин, оптимизированных для гонок (в 1970 г. для участия в гонках была необходима партия не менее 500 машин). В начале 1970-х на трассы вышли машины «воздушных войн», типа Plymouth Superbird, однако Ассоциация приняла меры к недопущению дальнейшей гонки технологий и ввела специальные ограничения для подобных машин. Последовавший вскоре после этого энергетический кризис 1973 г. заставил автомобильные компании и вовсе уйти из чемпионата.
Параллельно с технологическим соревнованием компании старались привлекать на свою сторону и знаменитых гонщиков. Гонщики становились настоящими звёздами, однако их попытки создать свою ассоциацию пилотов для борьбы за безопасность были резко пресечены Биллом Франсом-старшим — наиболее активные были отлучены от гонок, невзирая на фамилии, в том числе и сам Ричард Петти.
В 1981 году Ассоциация полностью сменила техническую политику, и теперь на старт выходили силуэт-прототипы с трубчатой рамой, лишь внешне напоминавшие серийные машины. Технические новации всё больше ограничивались, а с целью уравнять участников в вопросах аэродинамики машины теряли даже внешнее сходство с дорожными собратьями.
В 1979 году впервые была показана в прямом эфире гонка НАСКАР — Дайтона 500 — и начался взлёт популярности. Дополнительно задача облегчилась тем, что главный конкурент в автоспортивном мире Америки — CART — с 1996 года раскололся. В 1996 году рейтинги Дайтоны 500 обошли рейтинги Инди 500, и сейчас НАСКАР считается вторым по популярности соревнованием США, уступая лишь NFL, а самый популярный гонщик НАСКАР — Дейл Эрнхардт-младший — также является самым популярным спортсменом Америки.
Формула-1 — гонки на автомобилях с открытыми колёсами и 1,6-литровым турбированным двигателем и двумя элементами рекуперации электрической энергии (кинетической от системы MGU-K и тепловой от системы MGU-H). Машины Формулы-1 считаются самыми быстрыми кольцевыми гоночными автомобилями. Средняя скорость на некоторых этапах превышает 250 км/ч, а максимальная — 360 км/ч. Козырями этого класса являются эффективные тормоза и аэродинамика. Из всех классов автогонок Формула-1 является самым затратным; бюджеты лидирующих команд составляют несколько сотен миллионов долларов США.
История —
Предпосылки к созданию «Формулы» появились еще в 1920-х годах. Уже тогда регулярно проводился чемпионат Европы по автогонкам — Гран-при. Крейсерская скорость в 100 километров в час казалась по тем временам сверхзвуковой, поэтому соревнования приковывали к себе сотни тысяч взглядов.
Регламент предполагаемого чемпионата придумали еще до Второй мировой войны, но все планы организаторов пришлось, конечно, отменить. Лишь в 1946-м только что созданная Международная автомобильная федерация опубликовала правила «Формулы», а первая гонка состоялась в Англии, на автодроме «Сильверстоун».
Гоночные болиды середины прошлого века мало чем напоминали современные машины. Новшества появлялись постепенно. Например, в 1959 году инженеры команды «Купер» внедрили задний мотор. Их болид отлично управлялся и дважды занимал первую ступень пьедестала в общем зачете. Вскоре все гоночные машины стали заднемоторными. Затем инженеры начали вдохновляться авиацией, и в начале 1960-х команда «Лотус» впервые продемонстрировала болид, корпус которого — так называемый монокок — представлял собой единую оболочку, которая была и единственным несущим элементом. Кстати, тогда же, в начале 1960-х, появились и первые дуги безопасности — они давали пилоту больше шансов уцелеть в случае, если автомобиль опрокидывался.
Элементов пассивной безопасности недоставало. Пожалуй, за рулем тогдашних болидов было бы страшновато даже самому опытному современному гонщику. Об этом свидетельствует и сохранившаяся кинохроника: ремней безопасности не было, руль приходилось держать очень крепко, буквально вцепляться в него. Шлем как таковой появился позже, а первоначально вместо него был просто обтягивающий головной убор да очки, чтобы защищать глаза от ветра.
В 1958-м в «Формуле-1» появился второй титул: награждать стали не только гонщика, но и команду, создавшую самый быстрый болид. Впоследствии почетная награда стала называться Кубком конструкторов. С этого-то момента и началась настоящая гонка скоростей.
Уникальной эпохой в «Формуле-1» стали 1960–1970-е годы. С одной стороны, даже самые ярые соперники нередко становились лучшими друзьями: гонщики, механики, их жены и девушки часто проводили вместе свободное время, ездили отдыхать, путешествовали компаниями и всячески развивали дух товарищества в своих рядах. С другой — гоночные болиды совершенствовались гораздо быстрее, чем стандарты безопасности, на трассе нередко случались трагедии.
В конце 1960-х регламент в очередной раз поменялся: мощность и объем двигателя разрешили увеличить почти вдвое, тогда как трассы и медицинское обеспечение соревнований оставались прежними. Примерно в то же время на болидах появляются наклейки и рекламные надписи, а поступающие от спонсоров деньги позволяют делать автомобили еще быстрее.
В 1967 году на Гран-при Монако погибает итальянский автогонщик Лоренцо Бандини. В 1968-м жертвой скорости становится шотландец Джим Кларк, в 1970-м — новозеландец Брюс Макларен, британец Пирс Каридж и австрийский гонщик Йохен, в 1973-м — француз Франсуа Север и британец Роджер Уильямсон. К концу 1970-х количество пилотов «Формулы», погибших на трассах, превысило отметку в 40 человек. Большинству из них не исполнилось и тридцати.
При этом зрителям сообщали сухую информацию о том, что гонщик «попал в аварию». Обычно за этими словами скрывалось страшное зрелище — разрывающийся на куски болид, разлетающиеся в разные стороны колеса и столб огня, выжить в котором было практически невозможно. Многие говорили тогда об опасности, но организаторы отвечали: если вы считаете, что это опасно, просто не ездите так быстро. Естественно, для гонщиков подобный аргумент был по меньшей мере странным. Например, команда «Феррари», заработав в те годы шесть почетных титулов, потеряла шестерых гонщиков.
Вторая половина 1970-х многим запомнилась по противостоянию британца Джеймса Ханта и австрийца Ники Лауды. В 2015-м вышел фильм об этом соперничестве — «Гонка». Лауда считается одним из самых расчетливых гонщиков «Формулы», некоторые даже сравнивали его с компьютером. В середине сезона 1976-го он попал в серьезную аварию и получил страшные ожоги. Врачи полагали, что гонщик не выживет, но Ники не только выжил, но вернулся на трассу, пропустив всего два этапа.
В 1980–1990-е конструкторы продолжали работать над увеличением скорости и мощности болидов. Например, появились антикрылья — особые приспособления, как бы прижимавшие автомобиль к дороге за счет аэродинамики, что позволяло переносить большие ускорения без срыва в занос. Затем был придуман так называемый граунд-эффект, который также позволял управлять болидом увереннее за счет аэродинамики. Впоследствии некоторые из новшеств были запрещены в интересах безопасности.
Вместе с тем 1980–1990-е стали золотой эпохой «Формулы-1». Во-первых, в чемпионате появляется группа топ-команд — «Феррари», «Макларен», «Уильямс», «Лотус», «Бенеттон». Во-вторых, на гоночном небосклоне загораются яркие звезды автоспорта, которые навсегда вписаны в историю, в частности Айртон Сенна и Ален Прост, противостояние между которыми также стало легендарным. Соперничество продолжалось вплоть до 1994-го, когда Просто ушел из «Формулы», а Сенна погиб на Гран-при Сан-Марино.
Современный гоночный болид представляет собой монокок из углепластика с колесами, расположенными вне корпуса. Вес автомобиля вместе с гонщиком — не менее семисот килограммов. Сам пилот находится в тесной кабине, где есть сложная приборная панель, спортивный руль и педали. Антиблокировочная система (АБС) и тормозной усилитель запрещены. Объем мотора и количество цилиндров в двигателе согласуются с техническим регламентом, который обновляется чуть ли не каждый год, но «Формула» — это не гонка моторов и даже не самая быстрая автогоночная серия.
Очки во время гонки набирает не только пилот, но и остальная команда, ведь борьба идет не только за титул чемпиона мира, но еще и за Кубок конструкторов. Кроме того, есть еще и неофициальные призы и титулы: «Лучшая трасса», «Лучший гонщик», «Лучший новичок», «Выбор гонщиков».
Исторически сложилось, что «Формула-1» — это, в отличие от других видов спорта, мужская стихия. За всю историю гонки в ней приняло участие всего пять женщин, и лишь одна из них, Лейла Ломбарди, смогла набрать очки: это было на Гран-при Испании в 1975-м. На финише Ломбарди была шестой.
DTM — немецкий чемпионат по гонкам на кузовных автомобилях.
Число «3» обладает в рамках DTM (Deutsche Tourenwagen Masters) магической силой. Не только потому, что аббревиатура серии состоит из трех букв, но и потому, что DTM — сражение трех гигантов, «большой тройки» немецкого автомобилестроения: Audi, Mercedes-Benz и BMW. Вечные конкуренты на рынке, они непримиримы и на трассе. Как показывает статистика, продажи базовых моделей той компании, которая выигрывает чемпионат, зимой значительно подскакивают относительно двух других производителей.
Поэтому DTM — это не просто гонка и не просто пустая трата денег. Это гигантский рекламный ролик, растянутый на целый год и привлекающий десятки тысяч зрителей. Стоит отметить, что в течение определенного периода в гонках сражались только Audi и Mercedes-Benz (при наличии, помимо заводских, ряда частных команд, использующих более старые модели), BMW вернулась совсем недавно, в 2012 году. Но некогда на трассах были и другие гиганты — например, Opel, Ford или даже совсем не немецкие Volvo и Alfa Romeo. Но сегодня чемпионат обрел цельность. Три буквы, три луча, три марки. И 22 очень хороших гонщика.
Рекламные проспекты утверждают, что DTM — самые престижные в мире гонки «кузовов». В определенной мере это так, но все-таки стоит немного уточнить данное определение. Не стоит принижать престиж и качество, например, европейского туринга WTCC, который может похвастаться не менее представительным составом пилотов и зрелищностью. А в Америке правит бал NASCAR — европейские кузовные серии там вообще не котируются. Если учесть эти оговорки, то да: DTM — это действительно очень круто.
История DTM тоже не очень проста. Чемпионат впервые прошел как локальная немецкая кузовная серия в 1984 году, впоследствии география чуть расширилась — на близлежащие страны, не требовавшие сложной логистики, получения виз и разрешений на транспортировку оборудования и машин: Бельгию и Чехию (конечно, уже после распада Чехословакии).
Но когда всего два этапа из двенадцати проходят за границей — это нельзя считать международным соревнованием. Сегодня, помимо Германии, этапы DTM проходят в Великобритании, Австрии, России и Нидерландах, а интерес к проведению гонок высказали еще десяток крупных европейских автодромов. Связано это в первую очередь с престижем трех китов немецкой автоиндустрии и со стараниями промоутеров. России же сам бог велел принимать этап DTM, если учесть искреннюю любовь наших соотечественников к немецким автомобилям, сложившуюся еще в 1990-х.
IndyCar — американские гонки на автомобилях с открытыми колёсами.
Серия Индикар (текущее наименование по титульному спонсору — NTT IndyCar Series) — главная серия гонок на машинах с открытыми колёсами в Северной Америке. Чемпионат был создан под именем Indy Racing League (IRL) владельцем Индианаполис Мотор Спидвей Тони Джорджем, как более дешёвая и полностью американская альтернатива серии CART. Чемпионат проводится с 1996 года. Перед началом сезона 2008 года, после банкротства Champ Car и последующего перехода большинства команд оттуда, стала единственной топовой гоночной серией для одноместных автомобилей с открытыми колесами в Северной Америке.
Спортивный регламент —
Квалификация. В IRL используется две принципиально разные квалификационные системы — для дорожных и овальных трасс. На дорожных трассах все гонщики участвуют в квалификационной сессии, состоящей из трёх этапов — сначала пилоты, разделённые на 2 группы выявляют 12 быстрейших участников (по 6 машин от каждой группы), затем эти 12 пилотов выявляют 6 лучших, и только эти шестеро разыгрывают в отдельной сессии поул-позицию. На овалах же поул выявляется в одной сессии сразу среди всех участников. Число зачётных кругов, входящих в одну попытку, варьируется (ныне используется двух круговая и четырёх круговая система). В Индианаполисе стартовую решётку выстраивают по итогам нескольких сессий.
Гонка. На старте гонщики выстраиваются 2 рядами (за исключением Indy 500). Старт в гонке всегда дается с ходу. Клетчатый флаг дается после прохождения всей дистанции или по истечении 2 часов с момента старта (в зависимости от регламента этапа).
Очковая система. В IRL получают очки все вышедшие на старт гонщики. 50 очков получает победитель, 40 очков дается за второе место, 32 — за третье. Далее, с 4-го по 17-ое место очки распределяются так — 28-26-24-23-22-21-20-19-18-17-16-15-14-13, с 18-го по 26-ое место все получают по 12 очков, ниже 26г-о — по 10 очков. С 2009 г. за наибольшее число кругов лидирования дают 2 очка, а 1 очко дают за победу в квалификации. В 2010 году повышена ценность квалификации в Индианаполисе. Теперь за её результаты дополнительно начисляют ополовиненные очки гонки — 25 — за поул, 20 — за 2-ое место и т. д. Каждый пилот, прошедший квалификацию, получит, по крайней мере, 3 очка.
Формула Русь — российский класс кольцевых автогонок на болидах Формула РУСЬ. Существовал с 2001 по 2006 год. Это монокласс: допускается только автомобиль одной марки. В отличие от многих других моноклассов, в чемпионате Формула РУСЬ обслуживание и ремонт машин производится только организатором, у всех пилотов настройки болида на гонку идентичны. С 2013 по 2015 проходила под названием Формула Мастерс.
GT World Challenge Endurance Cup — ранее известная как Blancpain Endurance Series с 2011 по 2015 год и Blancpain GT Series Endurance Cup с 2016 по 2019 год — это гоночная серия на спортивных автомобилях, созданная SRO Group и Королевским автомобильным клубом Бельгии (RACB) с одобрения Международной автомобильной федерации (FIA). В ней представлены гоночные автомобили класса GT, модифицированные на основе серийных дорожных автомобилей, соответствующих правилам FIA GT3. Спонсором серии изначально была швейцарская часовая компания Blancpain, а монокубок Lamborghini Super Trofeo выступал в качестве гонок поддержки. В 2019 году SRO объявила, что их спонсорская сделка с Blancpain была прекращена, и серия была переименована в GT World Challenge Europe Endurance Cup
Турнир по формату напоминает серию FIA GT (1997-2009 годов), в его календаре присутствуют главным образом трехчасовые гонки на выносливость, проводимые на известных европейских трассах, а также суточный марафон 24 часа Спа. Техника представлена пяти классов, основанных на техтребованиях FIA GT3, GT4 и Supersport. Автомобили GT3 разделены на подклассы для профессиональных гонщиков (GT3 Pro), смешанной команды профессионалов и любителей (GT3 Pro-Am) и джентльмен-драйверов, которые используют свои автомобили по крайней мере один год (Gentlemen). Система рейтинга FIA для пилотов используется для определения того, к какому классу относится каждая заявка.
В сезоне 2012 года категории GT4 и Supersport были исключены, а класс GT3 Citation был изменён на класс Gentlemen. В 2013 году стартовая сетка достигала 60 автомобилей.
В серии используются широкие возможности баланса производительности и веса гандикапа для уравновешивания характеристик автомобилей.
Кольцевые гонки — это не только спорт, но и искусство.
Кольцевые гонки являются не только увлекательным видом спорта, но и настоящим искусством, требующим от участников высокой квалификации, мастерства и стратегического мышления. Этот вид автоспорта объединяет лучших гонщиков и команд со всего мира, предлагая зрителям яркое и захватывающее зрелище.
Если заинтересовало, подпишись, здесь будет море информации про мир авто. Я буду очень признателен)
Смотри канал так-же в телеграмм.